Какое мне дело до Бессмертновой?
Года четыре назад, я "собирала" "Жизели". Я готова была смотреть этот балет как в исполнении профессиональных трупп, так и университетских театров. Сюжет, музыка, хореография великолепны в своей простоте. Недаром "Жизель" называют балетным "Гамлетом". Классическая манера исполнения Светланы Захаровой, которую я видела в Ла Скала, тогда мне показалась идеалом и оставалась таковой до тех пор, пока в поисках новой для себя записи, мне не попалась
эта': На обложке - молодая девушка в жёлтой юбке - фото достаточно современное, что дало мне надежду на то, что это будет относительно недавняя запись. Когда я поняла что записи уже много лет, сначала расстроилась, но вскоре была увлечена историей, рассказанной на романтическом языке, языке отличном от классицизма Петипа и бесконечно далёком от всего лишнего, эффектного, натуралистичного, что так часто видишь у современных исполнительниц.
Это была наследница Марии Тальони и Ольги Спесивцевой, великая романтическая балерина Наталья Бессмертнова. Сразу оговорюсь, что старые записи не имеют для меня эстетической ценности, равной современным. Я их воспринимаю, скорее, как исторический материал. Однако, в этой было действительно что-то вне времени. Людмила Семеняка сказала о своей коллеге, что она парила над веком. Любой артист является продуктом и зеркалом своей эпохи - Галина Уланова танцевала страх, Плесецкая протест, Ульяна Лопаткина - ясную мысль. Из этого правила кажется выпадает только Наталья Бессмертнова. Ушла романтическая Жизель. Надолго? Думаю да, такие как Бессмертновa рождаются раз в столетие.
Yours truly