Текущее время: 28 мар 2024, 21:43



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Над хореографическим образованием нависла угроза 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Над хореографическим образованием нависла угроза
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/c ... id=1141820
И даже в области балета…

Перестройка образования продолжается
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Беседу вела Елена ФЕДОРЕНКО
Алексея БРАЖНИКОВА
Ирины КАЛЕДИНОЙ

Ежедневный балетный класс

Всех, кто связан с балетной педагогикой, последнюю неделю лихорадит. Беспокойство вызвано отказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвердить программы среднего профессионального образования, составленные Учеными советами Академии русского балета имени А.Я.Вагановой и Московской государственной академии хореографии. Между тем программы разработаны с учетом уникальной системы национального хореографического образования, реализуемой в учебных заведениях подобного профиля. Не надо быть профессионалом, чтобы понять: нарушение целостной системы хореографического образования уничтожает не только школы, где “прописаны” основы классического балета, но и обрекает на скорую гибель русский классический балетный театр. Не надо будет затрачиваться на закрытие балетных трупп Большого или Мариинки, они погибнут сами, лишенные профессиональных исполнительских кадров. Мы благодарны ректору Московской государственной академии хореографии, народной артистке России, кандидату искусствоведения, профессору Марине ЛЕОНОВОЙ за те разъяснения, которые она дала по волнующему многих вопросу.

– Над хореографическим образованием действительно нависла угроза?

– Как известно, сейчас происходит перестройка образования, ориентиры которой определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Наша Академия, где создана и постоянно развивается система непрерывного профессионального образования от среднего к высшему, тоже включилась в этот процесс. Представляя государственное и законопослушное учебное заведение, мы подготовили стандарты по высшему профессиональному образованию, которые и были приняты. Но для хореографического образования принципиально важными являются стандарты и программы среднего профессионального образования. Они также были нами подготовлены, но приняты не были. Так что среднее профессиональное хореографическое образование осталось за бортом.

–Таким образом, наметился опасный разрыв между двумя звеньями единого процесса? Поясните, в чем конкретная опасность?

– 1 января 2011 года мы вместе со всей страной должны перейти на стандарты следующего поколения без учета нетипового характера наших программ. Для отказа в принятии подготовленных нами стандартов нашли массу зацепок: с 10 лет нельзя учить профессии, школа – для всех, сначала – общее образование, потом – профессиональное, специальное. Услышали мы даже такое: балет – это-де не образование, а совокупность профессиональных навыков. Как вариант было предложено уйти в дополнительное образование. С каких пор хореографическое образование, существующее в нашем учебном заведении уже третье столетие в качестве базового, стало “дополнительным”?

В Министерстве образования и науки говорят: “Главное у нас – общая школа”. Согласна, но после девяти лет обучения в общей школе мы не можем начинать учить детей балету. Поздно! Нам необходимо разрешение работать по профессионально обоснованному стандарту и принимать на обучение только тех детей, чьи природные данные позволяют заниматься искусством балета. Если же предлагаемый нами стандарт не будет принят, то мы должны отказаться от конкурсной основы и будем обязаны учить тех детей, кого родители записали первыми. В Министерстве образования считают, что мы нарушаем права человека: десятилетний ребенок еще не может понять, хочет он или не хочет быть артистом балета. Но дело в том, что есть законодательство, в котором прописано, что интересы ребенка представляют его родители или опекуны. С нашими правилами каждого из них мы знакомим. Вы же понимаете, что все в руках родителей: если не захотят, передумают, то заберут ребенка и отправят в обычную школу.

Лишающая радостей детства ранняя профессионализация, в которой нас упрекают, предусмотрена даже Трудовым кодексом. Там сказано, что на работу в театр и театральные организации можно принимать детей даже младше 14 лет. Но если их можно брать на работу до 14-ти, то когда их учить? [/

Все законно: у родителей (или опекунов) просим разрешения на “занятость” детей, допустим, в спектаклях Большого театра. Это их сценическая практика, за которую они получают оценки. Не первое столетие идут балеты с участием детей: “Спящая красавица”, “Корсар”, “Эсмеральда”, “Дон Кихот”, и в этом – налаженная связь с нашим работодателем – Большим театром. Должна заметить, что наши выпускники востребованы: они танцуют и в Большом театре, и во многих балетных труппах страны. Студенты-иностранцы? Да, они у нас есть, их около 20 процентов от общего числа обучающихся. И внебюджетные средства мы тоже зарабатываем. Все это указано в принятой концепции, что мы и выполняем.

– Все те претензии, о которых вы рассказываете, – свидетельство вопиющего непрофессионализма. Трудно представить “Спящую красавицу” без детского кордебалета. И почему выход на сцену Большого театра отменяет радость детства? По-моему, напротив, это счастье! Кто решил, что шляться по улицам и играть в компьютерные игры полезнее?

Существуют диссертации о необходимости ранней профессионализации в области балета. Казалось бы, этот вопрос давно решен и научно обоснован. И вдруг требуется вновь доказывать, что дважды два – четыре.

– Хореографическое образование – уникальная система, предмет зависти профессионалов многих стран – в нашей стране существует издавна. Московская государственная академия хореографии и Академия русского балета имени Вагановой практически ровесники Московского и Санкт-Петербургского университетов. Это выдающиеся хореографические учебные заведения, аналогов которым в мире нет. Страна сумела сохранить наши школы в самые сложные времена: их не ликвидировали в годы революции, учебный процесс не прерывался во время Великой Отечественной войны, когда ученики и педагоги были отправлены в эвакуацию. В период перестройки о нас забыли, но мы тоже работали и поставляли кадры для лучших театров страны – Большого и Мариинского. Никогда не нарушались главные принципы подготовки артистов балета: тесное соединение профессионального и общего образования, непрерывность образовательного процесса. Это и определяло качество обучения.


Ежедневная репетиция в музыкальной школе

– Если стандарты так и не будут приняты, то страдает только хореографическое образование?

– Страдают все хореографические и музыкальные училища страны, им попросту грозит закрытие. Проблема может быть решена. Нужно включить наши академии в перечень тех учреждений высшего профессионального образования, которые самостоятельно устанавливают образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Необходимо срочно принять Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (в части среднего профессионального образования в области искусства). Проект этого закона № 272334-5 с нашими дополнениями нуждается в скорейшем рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации.

– Если ваши голоса не будут услышаны, то мы потеряем и хореографическое, и музыкальное образование?

– Конечно. Мы начинаем учить детей в десять лет, развивая их мышцы постепенно, чтобы потом их тела не были сломаны. Мы не рекорды ставим, а учим профессии. Артист балета начинает танцевать в 18 лет, и в 38 лет уходит на пенсию, установленную государством. Если же мы начнем учить классическому танцу в 15 лет, то выйти на пенсию артист сможет годам к 45-ти. Но в этом возрасте далеко не каждый может танцевать.

А что будет с высшим образованием? Ведь оно строится на фундаменте среднего профессионального образования как базовом, и угроза ему велика. Не менее остро стоит вопрос у музыкантов – они начинают учить детей с семилетнего возраста.

– Московская и Петербургская академии находятся в подчинении Министерства культуры. Оно бессильно помочь?

– Министерство культуры предпринимает различные шаги по этому поводу, и нашу проблему там понимают абсолютно, но Министерство образования непреклонно: сначала – общее образование, а потом, пожалуйста, и дополнительное.


Сложившаяся ситуация абсурдна. Зачем ломать то, что выстраивалось веками? Последние годы мы не раз писали о проблемах школ искусств, многие из которых перестали существовать, обойденные помощью государства. А ведь их воспитанники не только развивают свои художественные способности, но и формируются как творческие личности, то есть именно они и составляют в будущем аудиторию умных зрителей и слушателей. Писала наша газета и о юношах, молодых артистах балета, для которых служба в армии – реальная угроза потери профессии. Сегодня же “под снос” попадает сама профессия. Лично я хочу надеяться, что в данном случае вопрос о среднем хореографическом и музыкальном образовании решится положительно, но сама тенденция, прослеживаемая четко и неотвратимо, не просто настораживает, но пугает.


24 ноя 2010, 19:42
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 13 окт 2010, 15:42
Сообщения: 457
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Снова прочитала этот текст, и снова поражаюсь кретинизму чиновников. АРБ в этом году, если не ошибаюсь, 275 лет (в 1735, при Анне Иоанновне начали учить отечественных детей балету), да и Московская академия не первый век существует. Нет, надо все сломать и таким образом уничтожить балет. А музыка? Конечно, г-ну Фурсенко, вероятно, неизвестна фамилия Моцарт (ну, может быть, в крайнем случае он слышал от своего брата - такого же "специалиста" в области футбола, - что был такой бразильский футболист), и он не в курсе, что Вольфганг Амадей в 10 лет уже симфонии писал, а в 35 умер. Но успел сочинить и оставить нам очень много произведений - и оперы, и 41 симфонию, и более 20 фортепианных концертов и т. д. А если бы его "права ребенка" не были нарушены, и он бы только начал учиться играть лет в 15-16?
Извините, а как тогда быть со спортом? Уже давно ведь прекратились разговоры о том, как наши "любители" играют в хоккей с канадскими "профессионалами". И что, дети тоже будут начинать тренироваться, чтобы стать профессиональными спортсменами, только после окончания средней школы? Да во многих видах, как гимнастика, фигурное катание, плавание, теннис и др., вообще дошкольниками начинают. И в 5 лет ребенок тем более не может решить, хочет он стать профессиональным спортсменом, и именно, допустим, фигуристом, или не хочет. И в этих видах в возрасте окончания средней школы они уже во взрослых соревнованиях участвуют, а в 25, максимум в 30 уходят из спорта. Значит, детский спорт тоже надо запретить, оставить только общую физкультуру? В общем, бред сумасшедших, больше и сказать нечего.


25 ноя 2010, 16:49
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Мучение — свет
Сегодня в Государственной думе во втором чтении будет обсуждаться проект федерального закона N 391377-5 ("О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании""), подготовленный Министерством образования и науки РФ. Общественное обсуждение этого проекта, вывешенного на сайте zakonoproekt2010.ru, будет продолжаться до 1 февраля 2011 года. Если проект примут в том виде, в котором предлагает министерство, Россия может распрощаться со своим национальным достоянием — классическим балетом. Через десять лет его просто не станет.

Суть уже принятого в первом чтении закона, который должен вступить в силу в будущем году, состоит в том, чтобы во всех без исключения средних учебных учреждениях был внедрен единый стандарт образования. Согласно ему, в средних профессиональных учебных заведениях, к которым относятся и все балетные школы России, профессиональные дисциплины можно изучать лишь с 15 лет — после получения учениками основного общего образования. К тому же, согласно Конституции РФ (гл. 2 ст. 43 п. 2), гарантирующей общедоступность среднего профобразования, балетные школы будут обязаны принимать каждого желающего вне зависимости от его способностей.
На практике это означает, что все балетные школы окажутся вне закона.

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1553255


08 дек 2010, 15:16
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 13 окт 2010, 15:42
Сообщения: 457
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Интересно, а куда же вместо балета будут водить высоких гостей, приезжающих из других стран, всякие правительственные делегации? В стриптиз-бары?
Опять-таки, раз это коснется всех профессиональных учебных заведений, значит, и музыкальные школы, и спортивные будут обязаны принимать всех желающих независимо от способностей и начинать учить профилирующим предметам с 15 лет. То есть с классической музыкой и многими видами спорта тоже будет покончено.


08 дек 2010, 18:41
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Как раз сегодня, таких гостей поведут в Большой, на гала посвященное завершению года Франции в России. Большую Дмитровку с самого утра очистили от всех машин и поставили через 5 метров по милиционеру. Вот бы там, задать вопрос господам хорошим,куда они поведут гостей через 10 лет. :?
Цитата:
Когда в понедельник Петров, Цискаридзе, Казарновская попросили озвучить имена тех экспертов, кто упрямо не желает признать необходимость индивидуального подхода к талантливым и одаренным детям России, в ответ от чиновников прозвучало лишь: “Не устраивайте балагана!..”

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/c ... id=1141976


08 дек 2010, 19:31
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 13 окт 2010, 15:42
Сообщения: 457
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Ну да, и Фурсенко с видом идиота сидел на этом концерте (его как специально все время показывали в публике). Вот спросил бы любого участника концерта, с каких лет тот начал учиться танцевать. В школе Opera de Paris, насколько я знаю, начинают учить с 8 лет, а в 16 уже выпускают на сцену. Притом это государственная школа, как и театр. И ничего, о правах ребенка никто не стонет. И отбор, естественно, существует. Никаких "первых записавшихся" не принимают. Но, по-моему, писать в это министерство бесполезно. Нужно обращаться выше. Есть же, наверно, какие-то сайты в администрации президента и премьер-министра, куда можно обратиться. И если все заинтересованные напишут (хотя бы несколько тысяч), там внимание, может, все-таки обратят. А эти "образованцы" как специально все делают, чтобы только испортить.


09 дек 2010, 01:07
Профиль

Зарегистрирован: 25 сен 2010, 17:43
Сообщения: 12
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
А вы видели наших чиновников вчера на церемонии закрытия и гала концерте в Большом? Одного взгляда достаточно, чтобы понять, им вообще все равно, что происходит с балетом и вообще со всей страной. Зачем им тратить такие деньги на детей и обучать их балету с раннего возраста за государственный счет? Пусть вон по улицам шляются, мы же для них быдла (простите уж). Если эту программу все таки примут, то возможно будут открываться частные школы (уж там то можно детей хоть с года Балету учить) лишь бы деньги платили. Вопрос кто в этих школах будет учиться (талантливые или денежные) и что мы получим в итоге?


09 дек 2010, 10:31
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Вопрос остается открытым, минобрнауки не хочет идти на уступки;
Цитата:
«Сейчас мы дошли до предела— если не принять необходимые меры, система художественного образования может рухнуть»,— заявил министр культуры.


http://www.gzt.ru/topnews/society/-tsis ... 46935.html


08 фев 2011, 16:17
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 29 июн 2009, 11:02
Сообщения: 3333
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Как сохранить мужской балет?..

Первая в России балетная школа выпустила двенадцать мальчиков и двенадцать девочек. Это было в середине XVIII века. В начале XXI века даже в ведущих балетных академиях это нереально. В первый класс поступают три-четыре мальчика, из них до выпуска доходят только один-два…

А ситуация – довольно непростая. Еще чуть-чуть и Спартака или Красса у нас танцевать будет просто некому. Профессия стала непрестижной, а это значит, что и система поиска талантов должна быть иной. Необходимо привлекать к этому процессу частные балетные школы – уверены Илзе Лиепа и Мария Субботовская. Они и сами основательницы таких школ, где предлагают совершенно уникальную методику развития детей, которые начинают здесь учиться уже с полутора-двух лет. А еще они хотят ездить по стране, по детским домам и отбирать там талантливых ребятишек, чтобы у нас была не только своя Фригия, но и свои Спартаки и Крассы...
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3063/


24 мар 2012, 23:30
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 29 июн 2009, 11:02
Сообщения: 3333
Сообщение Re: Над хореографическим образованием нависла угроза
Ирина Колпакова: основной принцип балета - естественная координация движений
http://www.youtube.com/watch?v=wweJKh2XqP8


07 окт 2013, 08:25
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB