Текущее время: 29 мар 2024, 15:28



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Танец в балетном спектакле и вне его. 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Танец в балетном спектакле и вне его.
Зарание прошу прощение у других участников форума за экскурс в теорию балета. Цель экскурса не информирование, а обозначение точек опоры для дальнейшей дискуссии, если таковая возникнет.
Балет - сценическое драмматическое действо, как правило, избегающее использования слов, как выразительного средства, оставляя лишь музыку, пантомиму и танец. Энциклопедии определяют как главное выразительное средство балетного спектакля - хореографию, понятие столь же всеобъемлющее, сколь неконкретное. Зафиксированный на бумаге или иным образом порядок движений - хореографический текст - сам по себе текстом остаётся и ничем иным не будет, пока не найдёт сценического воплощения в виде указанных выше танца и пантомимы. Хореографический текст, как и любой иной сценический текст есть руководство к действию, а не само действие. Замена простого понятия - танец - на книжное - хореография - вообще, с моей точки зрения, не корректна.
Итак - предложенная тема - ТАНЕЦ. И являющийся выразительным средством балета, и свободный от этой роли. Танец сценический и несценический. Танец бытовой, ритуальный и какой угодно ещё.


22 фев 2011, 15:36
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Видимо тема задана слишком абстрактно и не заинтересовала уважаемых участников форума. По этому рискну задать конкретные вопросы. Пока по танцу балетному.
Кто царствует сегодня на балетной сцене? Хореограф, танцовщик, музыка в лице композитора, дирижёра, может быть управление балетной труппы, дирекция театра, его практический хозяин? А может быть всё таки его величество ТАНЕЦ? Кого Вам, уважаемые участнки форума, хотелось бы видеть на этом троне?


22 фев 2011, 23:25
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 23 ноя 2008, 17:19
Сообщения: 421
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
На троне должен быть ХОРЕОГРАФ!!!


23 фев 2011, 00:38
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
В старой советской энциклопедии "Балет" танец представлен как вид искусства. Мне представляется, что таким же образом можно принять, как вид искусства и человеческую речь. Я бы определил танец как форму человеческого бытия, которая может становиться искусством, а может и нет. Танец может быть инструментом общения, демонстрацией силы, желаний, формой жертвоприношения наконец. В танце реализовалась потребность человека в глубоком единении с окружающим миром. Грация животного и растительного мира, великая магия мироздания завораживали человека с древности. Возникли музыка и танец - древнейшие инструменты общения человека с высшими силами.
Человеческая цивилизация в своей истории часто низводила всё не входящее в сферу повседневного и всеобщего потребления до роли безделушек и украшений, музыка и танец принимали эту роль, чтобы сохраниться. Но всегда оставались жрецы великой магии, бережно сохранявшие её.


24 фев 2011, 01:16
Профиль

Зарегистрирован: 03 янв 2007, 21:36
Сообщения: 6
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Все-таки не хотелось бы видеть как пренебрегают значением балета как ДРАМАТИЧЕСКОГО действия с одной стороны, а с другой не превращали бы балет в пестрый суетливый базар с не вяжущейся музыкой.Балет как немое зрелище ,по природе своей требующий строгой стилизации и упрощения,ставящий своей главной задачей красоту спектакля,а именно красивое соединение пластики и музыки-есть нечто такое, в чем особенно нуждается наше безнравственное и сумбурное время.И главное, необходимо соответствие того ,что делается на сцене ,с тем,что звучит в оркестре.Допустим ,если уж хореограф берет в качестве музыкального оформления спектакля музыку гениального Моцарта,то несомненно должен понимать меру своей ответственности за то,что он представит публике.


24 фев 2011, 11:16
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 01 окт 2008, 20:03
Сообщения: 511
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
А музыку Моцарта используют ,ставя на нее всякую дрянь ,видимо потому, что авторские платить не нужно ,так проще.Да к тому же взыскательная публика из зала не побежит,глаза закроет,музыку послушает,и то хорошо,провала не будет.


24 фев 2011, 11:36
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Легкомысленное, даже высокомерное отношение к музыке, характерно для хореографов нового времени. Во времена Сен-Леона и Петипа балетные композиторы включали в музыкальную ткань своих балетов ранее написанную другими композиторами музыку, но они это делали по аналогии с включениями фольклорных мотивов, как явную цитату, с явным же пиететом к автору. Пионеры нового взгляда на музыку для балета М.М.Фокин, Д.Баланчин стремились поднять балетное искусство на уровень великой музыки, причём поднять не с коленей, а с высоких ступеней, на которые уже возвели балет их великие предшественники Петипа и Иванов. Но увы, за великими новаторами почти всегда следуют бездарные эпигоны. Если Фокину можно, почему мне нельзя? Моцарт, Гайдн, Бах, Скарлатти, кто следующий? Сложная музыкальная ткань требует адекватных пластических решений? Ничего подобного - соорудим любое безобразие - музыка вытянет! Даже в такт необязательно попадать, даже удобнее, когда музыка сама по себе, танец сам по себе, запросто при необходимости можно заменить Моцарта на Бетховена или даже на Шостаковича.


24 фев 2011, 18:44
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Возвращаясь к заявленной теме. Заданный указанным выше образом хореографический текст при воспроизведении исполнителями, строго говоря, и танцем то не является. Никакой Бах эту пластическую галиматью танцем не сделает. Танец рождается от конкретной музыки, от конкретных живых впечатлений, а не от прихоти возомнившего себя хореографом, и выражает реальные испытываемые от зтой музыки автором чувства. Ярчайшим примером хореографического произвола является скандальная премьера псевдо-хореографа Прельжокажа, музыка к которой от техно-гуру Ролана Гарнье родилась к самой премьере.


24 фев 2011, 20:29
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
На этом форуме совсем рядом с моей темой - тема хореографического образования, тема обучения классическому танцу, танцу вообще. Пол века тому назад мой покойный отец посчитал, что профессия танцовщика не для мальчика, не для мужчины, и возил на улицу Зодчего Росси только мою младшую сестру. Её не взяли, правильно спрогнозировав её будущую фигуру, сколько было рыданий... Мальчик, естественно терпеть не мог балета, хотя танцевать любил чуть не с роду, вместо чтения стихов со стула - плясал в присядку для гостей, едва научившись ходить... Бог знает, что бы из него могло получиться. А ведь в те годы не было так много болтовни о гомосексуализме. Кто сегодня поведёт своего мальчика в балетную школу? Между тем наиболее яркими фигурами в мире танца всегда были именно мужчины, как в прочем и в иных видах творчества. В СССР балетные специалисты вели весьма активную селекцию мальчиков в балетные школы, но даже тогда не все попадали в их сети. Сегодня дефицит мальчиков в балетных школах - притча во языцех. Крутые парни не танцуют. В мире древних воинов мягко говоря странно выглядели те, кто не мог удержаться от движений при звуках музыки, зато танец можно было одеть в форму боевого единоборства, и лучший танцор становился лучшим воином. В недавнем советском прошлом в военных учебных заведениях сохранялась дореволюционная традиция обучения будущих офицеров бальным танцам, не знаю как сей час, самим себе разумеющимся считалось, что настоящий мужчина должен уметь танцевать. Россия славилась и своими воинами и своими танцорами. Пренебрегая одним рискуешь потерять и другое.


25 фев 2011, 23:07
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Да-с. Что-то с темой не так. Диалогов не получается. Умничающий Сергей Кремнёв сочиняет скучнейшую монографию. В качестве утешения остаётся то, что есть темы ещё менее посещаемые.
Что же следует называть танцем, а что не следует? Кто-то, возможно, скажет так: "Танцем следует считать воплощённый на сцене выпускниками хореографический училищ заданный хореографом текст, в сопровождении заданной музыки." А как же танец вне балета? Нам ответят, что истинный полноценный танец нам являет только балет, всё остальное - сырьё, полуфабрикат. Существует и радикально противоположный взгляд - танец следует искать где угодно, но не в балете. Формул определяющих суть танца можно вывести множество - от предельно приземлённых до в высшей степени поэтичных. Приземлённые удобны в применении и демократичны, они приближают танец к иным родам человеческой деятельности. Лично я всё же склоняюсь к поэзии, к эфемерным и туманным определениям - " Душой исполненный полёт"


26 фев 2011, 10:06
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB