Текущее время: 28 мар 2024, 15:40



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Танец в балетном спектакле и вне его. 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Сергей Кремнёв писал(а):
странно слышать что некоей балерине скучно в тысячный раз выходить на сцену в роли Одетты, и она преподчтёт ей выпендрёж кого-то из сегодняшних штукарей.

Балерины бывают разные. Кому-то скучно танцевать Одетту-Одиллию, а кому-то - нет. Кстати, и публика тоже разная (простите за банальность этого утверждения :roll: ). Я очень часто слышу что-то вроде: "Ну, сколько можно на "Лебединое" ходить! Уж лучше на что-то современное!"


07 мар 2011, 11:45
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Конечно, кому-то скучно слушать Чайковского, Глазунова, Муссоргского, Бетховена, Моцарта, высококачественный джаз и рок, но поклонники нашего нового национального достояния - попсы не часто посещают филармонию. Если кто-то не воспринимает величия русских классических балетов, не чувствует их бесконечной притягательности, тому нечего делать на балете вообще. Можно устраивать для таких всевозможные шоу с тиграми, гимнастами, с Килианами, Форсайтами, Прельжокажами.


07 мар 2011, 12:23
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 13 окт 2010, 15:42
Сообщения: 457
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Уважаемый Сергей Кремнёв! Какое же отношение имеет хореография Килиана и даже Прельжокажа к попсе? Попса - это шоу-балет "Тодес" и подтанцовки поп-звезд. И почему нельзя любить одновременно Моцарта и Килиана, который как раз на музыку 21-го фортепианного концерта - моего самого любимого - поставил прекрасный балет? Вам не нравится его хореография? Так это проблема Ваша, а не Килиана, и даже не зрителей, которым она нравится. "Парк", кстати, тоже на музыку Моцарта, а Форсайт ставит и на электронную музыку, и на классику. И артисты, и зрители имеют право на свои художественные вкусы и пристрастия; все это, в конечном счете, очень субъективно, и никакого абсолютного результата путем подобных обсуждений Вы все равно не добьетесь. Чайковского я очень люблю, но меня раздражает "Пиковая дама" Пети, а на эйфмановского "Онегина" я даже и не пошла, услышав про олигархов и членов ГКЧП среди действующих лиц. Нечто подобное, "актуальное" мы уже видели в "Петрушке" Виноградова - и одного раза вполне хватит.


07 мар 2011, 18:16
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Вообще-то тема названа танец в балетном спектакле и ВНЕ его. Я ничего не имею против поп-музыки, поп-культуры, шоу бизнеса в целом. Более того, я утверждаю, что в последние десятилетия самое интересное из мира танца возникло за пределами балетной сцены. Лично для меня самым впечатляющим из недавно увиденного стал концерт Мадонны Sticky and Sweet, в особенности испанская сюита. Впрочем сейчас речь не о ней. Я просто хочу сказать, что "поп" для меня вовсе не ругательство, я даже готов терпеть отечественный суррогат поп-музыки попсу, на некоторой дистанции от себя, и вполне понимаю людей не желающих слушать ничего кроме попсы или так называемого шансона, занятые люди, что тут скажешь, какие там Моцарт или Фрэнк Заппа, делом надо заниматься! И на Прельжокажа они не пойдут, если только жена не затащит. Нет Contemprary Dance ни в коем случае не попса, но и не балет в традиционном русском понимании, для которого, собственно, и создавались наши старые сценические площадки. Современные хореографы сами любят говорить о том, что они свободны от академических традиций. Пусть и выступают на нейтральной территории. Да, никто не обязан любить Лебединое Озеро, и, скорее всего, не у всякого это получится, но никто и не заставляет ни танцевать его ни смотреть. Но если балерине скучно танцевать Лебединое, для меня она не балерина.


08 мар 2011, 02:39
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
И всё-таки, когда разговор поворачивает к конкретным именам и названиям, я чувствую отклонение от темы, которую я постарался задать максимально общё. Пусть в ущерб популярности, но всё же следует вернуться к взаимотношениям танца с музыкой, драмматургией и внетеатральными явлениями и стихиями. Человека с древнейших времён восхищала грация животных. Пытаясь воплотить её в танце древний охотник растворялся в имитируемом животном, стремясь обрести его дух, не только ради успешной охоты, но для обогащения своего мира миром этого животного. Осваивая пластику животного человек как бы становился им - кошкой, змеёй, пауком, рыбой, птицей. Танец был инструментом познания и постижения окружающего человека мира. Мне представляется, что эта древняя функция танца сохраняет свою важность и сегодня. Окружаюая сегодняшнего человека природа бесконечно богата и также далека от постижения как и тысячи лет назад. Сколь бы ни были прекрасны творения человеческой цивилизации, их красота меркнет рядом с обыкновенной берёзкой, колышимой лёгким ветерком, прекрасная музыка проигрывает пению птиц в весеннем лесу. Даже великой балерине есть чему научиться у этой берёзки.


09 мар 2011, 00:12
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Увы, суровая действительность не оставляет профессиональному танцовщику, работающему в репертуарном театре, времени для созерцания природы. Суетливая деловитость репетиций, увлекательное самоистязание ежедневным треннингом, некое подобие личной жизни поглощают всё время без остатка. А у сошедшего с дистанции шансов вернуться к нормальной работе практически нет. Человек, умеющий организовать своё время, в любых обстоятельствах находит возможность самореализации, но это дано далеко не всем, а рутина повседневности заволакивает и усыпляет, и не редко такое случается с самыми одарёнными, легко поддающимися соблазну возложить всю ответственность за свои неудачи на начальство и обстоятельства. Тем выше ответственность людей реально управляющих балетными труппами.
Сказочные принцессы, королевы лебедей парадоксальным образом создают связь поглощённых работой танцовщиц с реальным миром, ведь их героини гораздо свободней их самих, ведь даже проклятие Одетты сообщает ей способность к полёту. Возможности танцовщицы в огромной степени выше возможностей обычной женщины, у неё гораздо больше свободы во владении своим телом, и на сцене она больше чем простой человек - она героиня. Репетиционная рутина и профессиональные предрассудки ставят чисто техническую сторону исполнения ролей выше всего остального, ставя в заведомо невыгодную позицию актрису и давая преимущество гимнастке. Комплексующая актриса, считает себя недостойной исполняемой роли, критически оценивая свои возможности, как гимнастки, зачастую без основания. Простодушная гимнастка без тени сомнения берётся за всё что угодно, даже не пытаясь обнаружить в себе актрису. В итоге обиженными остаются зрители.


11 мар 2011, 00:55
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Мужское и женское начало. Всесилие и беззащитность. Как они выражены в танце? В балете, построенном по правилам драмматического театра всё поведение персонажей связано с коллизиями сюжета и воплощается как в пантомиме, так и в танце. И здесь мы видим разные пропорции того и другого у женщин и мужчин, у властителей и рабов, у аристократов и простолюдинов, у пожилых и молодых, у стариков и детей, у насильников и их жертв. Чем выше положение персонажа в обществе, тем меньше он танцует, тем меньше страсти в его жестах, но в зависимости от того положительное или отрицательное начало в нём доминирует, степень танцевальности образа может меняться: мать принца Зигфрида - чисто мимический персонаж, а злой гений Ротбарт - танцевальный. Мужчина в патриархальном обществе занимает более высокое положение и танцует меньше чем женщина, и по широте танцевального лексикона значительно уступает ей. Силе чаще всего сопутствует жест, слабости - танец. В сцене нападения Командора на Лауренсию Командор ограничивается средствами пантомимы, а Лауренсия танцует, стражники Командора показывают насилие главным образом мимически, у Хасинты даже пантомиму заменяет танец.
В балетах нового времени роль нетанцующих персонажей сводится к минимуму, и пантомима мутирует в новый танец, с одной стороны сохраняющий признаки классического, но с определяющим влиянием мимики и жеста. Партии Северьяна и Визиря танцевальны, но очень сильно нагружены драмматически, конечно в них сильно чувствуется влияние классических балетных злодеев, но главное, что танцевальное движение ранее нетанцевавшего персонажа становится прямым продолжением его жеста. В театральном танце вообще вырастает доля эсцентричности, которая в старых балетах присутствовала только в партиях злодеев и разного рода чудовищ. Более того, эксцентричность проникла в саму школу классического танца. Мужской танец насыщается силовыми элементами, обогащается гимнастикой и акробатикой и уже претендует на доминирование над женским. Насилие обретает танцевальную форму уже в бессюжетных балетах. Как правило, насильник - мужчина который волочит партнёршу по планшету, ставит её в неловкие уродливые позы, поддержки обретают оскорбительный для партнёрши вид. С отсутствием драммбалетного обоснования насилие обретает полную легитимность. Мужчина сильнее и волен делать со слабой женщиной всё, что ему угодно.


13 мар 2011, 00:13
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 10:43
Сообщения: 243
Откуда: Санкт Петербург
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Господин Кремнев, а Вам никто не говорил, что Ваше графоманство - чистый воды дилетантизм? И неплохо, прежде чем писать о балете, почитать других авторов, ознакомиться с теорией и историей балета. А то Вы, похоже, всерьез считаете, что открываете тут нам, неучам, Америку... БОльших глупостей о балете мне, признаться, еще читать не доводилось.

_________________
Владимир Юровский: «Мартынов вообще не совсем композитор»...


13 мар 2011, 00:37
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Большинство независимых балетных трупп не располагают своим оркестром и работают под фонограмму, и когда спетакли этих трупп переносятся в стационарный театр, возникает серьёзная проблемма: театральный оркестр не следует фонограмме, либо по нежеланию, либо по невозможности - у нового дирижёра иной взгляд на исполняемую музыку, дирижёр, записавший фонограмму, не может воспроизвести её с другим оркестром. Так или иначе - но хореографический текст перестаёт ложиться на музыку. В чью бы пользу ни разрешился конфликт, страдают от него прежде всего исполнители и, вслед за ними, публика. Репетиции, как правило ведутся под фонограмму, танцовщики к ней привыкают, и только перед самой премьерой встречаются с дирижёром. Текст современных хореографов не допускает с собой вольного обращения, постановку, как правило, осуществляет сам автор, не желающий ничего менять. Исполнителям некуда деваться, они танцуют, как могут и терпят обвинения в неумении слышать музыку. Единственный разумный выход - возвращение к фонограмме. Решение этой проблеммы напрашивается само собой - малым труппам свои спектакли, большим - свои. Или ставить вместо старого спектакля - новый - по правилам нового театра.


13 мар 2011, 22:24
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 июл 2010, 19:26
Сообщения: 412
Сообщение Re: Танец в балетном спектакле и вне его.
Почему балет так тяготеет к сказке? Танец сам по себе волшебство - и не в метафорическом, а в самом буквальном смысле. Балет избегает звучащей речи не потому, что так принято или так исторически сложилось, а просто потому, что она ему не нужна, она ему мешает. Представьте себе, что кто-то в соседнем кресле начинает объяснять вам происходящее на сцене. Как вам это понравится? Даже если вы на балете первый раз в жизни? Вы попросите соседа замолчать, чтобы он не мешал вам слушать и видеть эту сказку. И в этом нет требования исполнения правил, этикета, это естественное желание погрузиться в чудесные события на сцене. Артистки балета, исполняющие роли мистических существ, так же загадочны и неправдоподобны, как и их персонажи. Даже опытный, посвящённый зритель заворожен волшебством танца, да он знает название каждого па, даже следит за качеством его исполнения, но чары не минуют и его. Знатоки стремятся знать как можно больше о внетеатральной жизни артистов, но вне театра и танца это другие - обычные земные люди. Балерина - гламурная звезда - это вообще конец сказки. Но даже когда ты знаешь балерину лично, даже споришь с ней или ругаешься, ты весь во власти её волшебства, когда она танцует.


15 мар 2011, 03:01
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB