Текущее время: 09 май 2024, 07:33



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 186 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 19  След.
г-н Вазиев нас покидает 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:04
Сообщения: 4130
Сообщение 
http://www.diplomatrus.com/issue.php?id=47

http://www.diplomatrus.com/article.php?id=1322

http://www.diplomatrus.com/article.php?id=1324

Анна Павлова - «Бессмертный лебедь», покоривший Индию
Рубрика: Культура



Влияние русского классического балета на европейский и американский общеизвестно. О блестящих «Русских сезонах» Сергея Дягилева, сводивших с ума Париж в начале минувшего века, написаны горы исследований. Но мало кто знает, какую благотворную роль сыграл русский балет в возрождении национальной школы танца в противоположной части света – Индии.

В 1921 году в Индию приехала с гастролями Анна Павлова. Калькутта, Дели, Бомбей, впервые увидевшие ее искусство, были потрясены. Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…». Со своей стороны великая балерина проявляла большой интерес к индийскому искусству. Однажды она провела в одиночестве всю ночь у знаменитого мавзолея Тадж-Махал, любуясь им при свете полной луны, пока не забрезжил рассвет. Позже она говорила, что в ту ночь она впитала сам дух Индии и что ей хотелось бы создать балет на индийские темы, воплотив в танце чувства, навеянные древними памятниками. Она неоднократно просила индийских друзей показать ей старинные классические танцы, о которых столько слышала, но ее просьбы были тщетны. Интеллигенция, увлеченная Европой, просто забыла о благородной культуре танца, насчитывавшего около 5 тыс. лет, и она ушла в небытие.

Но Павлова никогда не отказывалась от своих замыслов. Вновь приехав в Индию в 1928 году и посетив знаменитые пещерные храмы Аджанты и Эллоры, она вновь загорелась мыслью поставить балет на индийские темы. И вспомнила в связи с этим об удивительном юноше, встреченном ею в 1924 году в Лондоне. Его звали Удай Шанкар. Его отец, министр при дворе махараджи карликового княжества Джхалвадар, человек высокообразованный и болевший за национальную культуру, послал сына в Лондон, в Королевскую школу искусств, учиться музыке, пению, драматургии. И там по просьбе отца Удай однажды поставил танцевальный номер на тему жизни императорского дворца Великих Моголов - династии, правившей Индией до середины ХIХ века. Удай был автором декораций и исполнителем главной роли. Тогда-то и увидела его Павлова и была поражена пластикой и природным артистизмом юноши. Теперь, через четыре года, она предложила ему принять участие в осуществлении ее замысла, и Удай с радостью согласился. По иронии судьбы спектакль, сыгравший судьбоносную роль в истории индийского балета, был поставлен в Лондоне. Он состоял из двух частей – «Танец Радхи и Кришны» и «Индусская свадьба». Музыку написала Камала Баннерджи, декорации и эскизы костюмов сделал Удай Шанкар, он же исполнил одну из главных партий – бога-пастушка Кришну. Спектакль с успехом был показан в Европе, США и Индии. Затем Павлова поставила еще один балет «Фрески Аджанты». Свидетели говорили, что эти балеты были «удивительно близки духу Индии».

Время, проведенное в труппе Анны Павловой, стало для Удая незабываемой школой мастерства. Дружба с великой русской балериной, присутствие на репетициях, совместные с ней выступления, ее умение средствами танца выразить тончайшие движения человеческой души произвели на юношу неизгладимое впечатление, и он решил посвятить жизнь русскому классическому балету. Однако Павлова посоветовала ему искать собственный путь и создать труппу индийского танца, незаслуженно забытого на родине. Как писал в воспоминаниях его брат, «слова Павловой были для Удая подобны шоку, но именно они заставили его начать борьбу за самого себя».

Вернувшись домой, Удай объехал всю страну, пытаясь отыскать следы исчезнувшего великого искусства. И на далеком юге в крохотном храме он увидел танцы в древнем стиле катакхали. Многие месяцы Удай был учеником гуру Шанкарана Намбутри, одного из последних мастеров, хранивших секреты древнего мастерства. А освоив его, создал «Группу индийского танца и музыки под руководством Удая Шанкара». В 1930-40-х годах были поставлены спектакли на темы древнеиндийского эпоса, а позже – Новой истории, главным образом борьбы против колониального рабства. Слава ансамбля росла, ему аплодировали столицы многих стран мира. Умер Удай Шанкар в 1977 году, окруженный всеобщим почетом и любовью.

«Божественная Анна», как называли Анну Павлову в Индии, сыграла решающую роль и в судьбе двух индийских женщин-танцовщиц, чьи имена входят сегодня в сокровищницу современной индийской хореографии. Лейла Сокхей, известная под псевдонимом Менака, дочь брахмана, талантливая скрипачка, тепло принятая в концертных залах Лондона, под влиянием искусства великой русской балерины вернулась на родину и выбрала для себя нелегкую долю танцовщицы. Павлова была для Менаки строгим наставником, добрым другом и примером служения искусству. «Она выражала любовь ко мне взглядом, жестом, словом: «Ищи, работай, твори, танцуй!». Менака свято следовала этим советам и многие годы посвятила в Лакнау овладению классическими стилями – катхаком, манипури и катхакали. Слава пришла к ней сразу и сопутствовала на протяжении всей жизни (она умерла в 1947 году). На одном из ее первых концертов присутствовала и ободряла горячими аплодисментами боготворимая ею Анна Павлова.

Одновременно с Менакой на юге Индии, в Мадрасе, появилась еще одна талантливая танцовщица – Рукмини Деви. Ее творчество было связано с классическим стилем бхарат-натьям -- самым древним образцом классической хореографии. Под впечатлением искусства Павловой Рукмини терпеливо проводила у станка долгие часы. Заветной ее мечтой было исполнить хореографический этюд «Умирающий лебедь» - «Бессмертный лебедь», как нарекли его в Индии. Ее мечта осуществилась недалеко от Мадраса, в имении Адьяр, штаб-квартире теософов, где жила, работала и умерла еще одна знаменитая русская женщина – Елена Блаватская. Но настоящая слава пришла к Рукмини позже, в середине 1930-х годов, когда она возродила из небытия нечто до того времени неприличное и недостойное порядочной женщины - танец храмовых куртизанок Даси Аттам. Вспоминает известный хореограф и танцовщик Рам Гопал: «Это был уже не прежний откровенно чувственный танец куртизанок. Зрителям явилась прелестная женщина, одетая в белый с золотом наряд, волосы ее были увиты душистыми цветами. Ее руки и огромные глаза рассказывали о любви Кришны и Радхи, Шивы и Парвати… Мадрас обезумел, концертные залы, где выступала Рукмини Деви, были переполнены. Я спросил себя: почему она выбрала костюм белого цвета? И мне сразу же пришло в голову, что она сделала это в знак преклонения перед трепещущим в предсмертной агонии белоснежным лебедем – «Бессмертным лебедем» Анны Павловой!».

Олег Торчинский.




Фотографии к статье:


28 мар 2008, 03:24
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 янв 2005, 12:05
Сообщения: 440
Сообщение 
http://www.nytimes.com/2008/04/01/arts/ ... 1kiro.html

Если кратко остановиться на самом главном в этой статье, то можно узнать, что
1) сотрудничество В.Гергиева и М.Вазиева, по -видимому, окончено. М.Вазиев не руководит балетной труппой во время гастролей В Нью-Йорке. Эту новость подтвердили как сам В.Гергиев, так и организатор гастролей С.Данилян. Руководство возложено на Ю.Фатеева. Сам М.Вазиев для комментариев -недоступен.;
2)В.Гергиев недоволен последними премьерами театра .Он попросил А.Ратманского поставить в МТ - "Конька-Горбунка" на музыку Р.Щедрина и новую версию"Поцелуя феи"Стравинского. Он считает, что лидеры театра - И.Зеленский, У.Лопаткина , Д.Вишнева и Ю.Махалина должны работать с новым поколением артистов Мариинки.
В.Гергиев в своем интервью подчеркнул, что и опера, и балет должны быть все более и более привлекательными для новых поколений зрителей. Он расказал о незабываемом детском впечатлении от "Царской невесты" Римского-Корсакова и о желании перевести оперу на язык балета. Его недовольство вызвала также постановка балетов Форсайта. "Эти балеты -не "дитя" наших традиций, а наоборот, идут с ними в разрез", - подчеркнул В.Гергиев. Он также надеется на выступление в воскресенье И.Зеленского. Он хочет, чтобы американская публика "узнала" новых артистов МТ, В.Терешкину и Л.Сарафанова, которые нравятся , а может быть, и любимы петербургской публикой, а здесь они малоизвестны.

Со многими аспектами деятельности балетной труппы склонна согласиться, за исключением его мнения о Форсайте. Понятна позиция М.Вазиева в том плане, что Форсайт - продолжение традиций МТ. Ну, а что он должен был говорить , имея за спиной сильную оппозицию. Этот аргумент нужен был для успокоения встревоженной общественности. Я ставлю постановку Форсайта в заслугу М.Вазиеву. С удовольствием ходила,хожу и буду ходить. Артистам тоже нравиться танцевать Форсайта.Почему он не может идти в МТ?

P.S. Как-то туманно и очень глубоко , но, на мой вгляд, прослеживается желание В.Гергиева видеть руководителем балетной труппы МТ И.Зеленского . Так что, не исключено, что мечты Nata M. , Антонии сбудутся. Ждем-с, до первой звезды. (Шутка)


02 апр 2008, 11:05
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 06 фев 2007, 11:52
Сообщения: 439
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Ну вот, получается, что кроме нас никто об этом и не мечтает? :lol: Ни в жизнь не поверю!
К Форсайту, кстати, тоже претензий не имею :), хотела бы увидеть снова, только в репертуар текущий его не ставят :( .


02 апр 2008, 13:05
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:04
Сообщения: 4130
Сообщение 
.S. Как-то туманно и очень глубоко , но, на мой вгляд, прослеживается желание В.Гергиева видеть руководителем балетной труппы МТ И.Зеленского . Так что, не исключено, что мечты Nata M. , Антонии сбудутся. Ждем-с, до первой звезды. (Шутка)


Gergiew widimo zelaet imet' na rukowodjaschix pozicijax i veduschix ispolnitelej liz ,kotorie izwestni w USA - kak on sam .


Gergiew,A.Netrebko,D.Vishneva,W.Gerello ,Zelenskij ,Ratmanskij ,O.Borodina , Ognowenko .

Togda budet bol'sche izwestnost' za rubezom i bol'sche gastrolej ...

S pozicij awtora postinga - prawil'no


02 апр 2008, 13:32
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 26 ноя 2007, 18:07
Сообщения: 946
Сообщение 
Я не поняла, где будет выступать Зеленский в воскресенье?


02 апр 2008, 13:45
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
В Нью-Йорке.

_________________
Изображение Мариинский


02 апр 2008, 14:03
Профиль WWW
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 05 окт 2006, 14:57
Сообщения: 143
Сообщение 
Меня насторожило мнение Гергиева по поводу того, кто должен по его мнению работать с молодым поколением артистов. Неужели он считает, что Кургапкина и Моисеева - дай им бог здоровья на долгие годы- уже не должны работать. Педагогов такого уровня уже давно нет в БТ - результат налицо. И второй вопрос - половина из вышеперечисленных артистов в настоящее время явно не собираются заканчивать сольную карьеру. А что касается Терешкиной и Сарафанова, что по моим наблюдениям они в последние несколько сезонов очень активно были представлены на всех гастролях МТ, и если их за это время не узнали, не оценили и не полюбили, то в этом явно нет вины театра и уж Вазиева точно. Гергиев уже давно наплевательски относится к балету МТ и видимо надежды на изменение ситуации нет. А современная хореография обязательно должна быть представлена в репертуаре театра такого масштаба, каким является МТ. И то, что Гергиеву это не нравится - наводит на грустные размышления.


02 апр 2008, 14:33
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 янв 2005, 12:05
Сообщения: 440
Сообщение 
Алена, говоря о помощи наших известных артистов, я думаю, В.Гергиев имел ввиду, что они должны как можно чаще выступать на родной сцене и передавать свой опыт , как говорится, из "ног в ноги". На авторитет наших замечательных педагогов - О.Н. Моисеевой или Н.А.Кургапкиной , как мне кажется, покушаться у руководителя МТ и в мыслях не было. Слишком уж велики заслуги наших"гранд-дам" в "области" мариинского балета.
Что же касается В.Терешкиной и Л.Сарафанова, то думаю, что В.Гергиев абсолютно прав. Как никогда ранее, они готовы взять на себя бремя лидерства. Они , как я считаю, "дозрели" качественно до уровня звезд. В этом плане В.Гергиев лишь "рекламирует" этих артистов, никак при этом не упрекая М.Вазиева.
А вот с Форсайтом, действительно , проблема. Видимо, эти балеты ему самому не нравятся , да и определенные критики , например, Н.Аловерт ( кажется, именно она отказала Форсайту в праве идти на такой академической сцене ,как МТ) , а также балетные и околобалетные круги "накручивали" тему о нарушении и уходе от традиций театра.


02 апр 2008, 15:28
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 19:19
Сообщения: 8408
Сообщение 
Ольга К писал(а):
2)В.Гергиев недоволен последними премьерами театра .

....

В.Гергиев в своем интервью подчеркнул, что и опера, и балет должны быть все более и более привлекательными для новых поколений зрителей.

Первое заявление мне кажется несправедливым хотя бы потому что маэстро Гергиев, как официальный Художественный руководитель театра, т.е. оперы, балета и оркестра несет ответственный за репертуар. М. Вазиев занимал пост всего лишь Заведующего балетной труппы.

Не могу однако не по-аплодировать за желание приобщить новые поколения к искусству классического балета. Оставлять его в узком кругy влияния балетоманов для живого искусства уже давно не являющегося развлечением императорского двора - это смерть. У нас балет посещается детьми и подростками, возможно маэстро Гергиев хочет чтобы это было и в СПб... но тогда надо бы пересмотреть ценовую политику и сделать его более доступным в материальном отношении для публики которую он сам же хочет привлечь. IMHO.


02 апр 2008, 16:26
Профиль
Почетный фотограф

Зарегистрирован: 18 апр 2007, 09:23
Сообщения: 588
Откуда: СПб, ул. Чехова
Сообщение 
Octavia писал(а):
У нас балет посещается детьми и подростками, возможно маэстро Гергиев хочет чтобы это было и в СПб... но тогда надо бы пересмотреть ценовую политику и сделать его более доступным в материальном отношении для публики которую он сам же хочет привлечь. IMHO.

Окти! Золотые слова, хочется добавить, что до молодого поколения надо "достучаться" не Рингом с репом вместо музыки и не Форсайтом, а "Спящей красавицей", "Баядеркой" и другими КЛАССИЧЕСКИМИ балетами.. Я бы обязательно ввела бы хоть раз в сезон ОБЩЕДОСТУПНЫЕ спектакли золотого фонда балетного наследия.


02 апр 2008, 16:47
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 186 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 19  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB