Текущее время: 07 дек 2024, 02:38



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 578 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 58  След.
"Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и эпохи 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и эпохи
ПЕТИПА МАРИУС ИВАНОВИЧ

11 марта 1818 года – 1 (14) июля 1910 года



"В то время, когда итальянский балет перерождался в грубую феерию с ослепительным зрелищем и маршами вместо танцев, а французский - приближался к легкому дивертисменту , утратив цельность хореографического произведения , М.И. Петипа удержался в прежних рамках, преследуя изящество в полном смысле этого слова и стремясь к единству танца и действия : его танцы дополняют и продолжают действие балета.

Петипа закончил создание петербургского балета, начатое его предшественниками и сотрудниками в молодые годы , и подготовил русскую танцовщицу, которую мы теперь видим на сцене. Эта танцовщица взяла все, что было выдающегося в итальянской технике, все, чем пленяли нас итальянские танцовщицы конца прошлого века, но сохранила грацию, нежность движений, мягкость. Петипа сумел во время предостеречь русскую танцовщицу от излишнего и рабскаго увлечения итальянщиной, грубым акробатизмом. Достаточно привести имена г-ж Кшесинской, Преображенской, Павловой 2-й и др., чтобы составить определенное понятие о школе Петипа. За это ему артисты должны быть особенно благодарны . Он в этом отношении необыкновенно последователен, служа эстетике , охраняя чистоту искусства, которому он призван служить.

Петипа упрочил славу петербургского балета и упрочил те художественные традиции , которые создавались талантами Дидло,Перро , Сен-Леона и других.

Петипа в данное время может сказать : петербургский балет – это я!

Какие бы новые пути в хореографическом искусстве ни старались найти , какие бы стили ни применяли к балету, непоколебимым и вечным останется стиль Петипа , стиль художественный.

Никакие новаторы балета , не заставят забыть создания Петипа , запечатленные его ярким талантом. Их труднее сохранить, потому что это картины живые, но их будет передаваться осторожностью одно поколение артистов - другому , как дорогое , ценное наследство.

Вокруг искусства , культивированного за шестьдесят лет М.И. Петипа , образовалась плотная стена театралов, дансоманов, как их называли прежде, или балетоманов, как их зовут теперь. Не ошибусь , если скажу , что созданием такого кадра адептов Терпсихоры в Петербурге муза танцев много обязана Петипа.

Кто-то говоря о предстоящем шестидесятилетнем юбилее М.И. Петипа , искренне заметил, что знаменитому хореографу после смерти в фойе Мариинскаго театра поставят памятник.

Побережем ценное наследство девятнадцатаго века, завещанное русскому искусству".

(А.А. Плещеев «М.И.ПЕТИПА. К шестидесятилетию его службы на сцене императорских театров( 1847-1907)».


14 окт 2015, 21:27
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
7 фактов из истории Мариинского театра


1. Свой первый спектакль Мариинский театр дал 2 октября 1860 года. Это была опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Раньше на месте Мариинки находился другой театр – Театр-цирк. Он был открыт в 1849 году, но через десять лет сгорел. И у Театра-цирка, и у исторического здания Мариинки один создатель – архитектор Альберто Кавос.

2. Официальной эмблемой Мариинского театра считается его занавес. Он выполнен Александром Головиным в 1914 году. Занавес сочетает в себе сразу две художественные техники (живопись и аппликация) и повторяет рисунок шлейфа платья императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Именно в честь театр получил свое имя - Мариинский.

3. Имя выдающегося художника Александра Головина носит зал, который расположен под самой крышей Мариинки - там создаются «мягкие» декорации к спектаклям. Это одно из самых легендарных мест в театре. Именно в этом зале Головин писал знаменитый портрет Шаляпина в костюме Бориса Годунова. Там же произошла ссора двух поэтов, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва, которая закончилась знаменитой дуэлью.
А кресло, о которое опирается Головин на портрете работы художника Яковлева (висит в фойе третьего яруса театра) хранится в Мариинке до сих пор.

4. Почти век оркестровая яма была задвинута под авансцену. Гидравлические подъемники – чтобы пол ямы мог подниматься и опускаться – смонтировали только в 1970-х годах. Когда старинный пол оркестровой ямы вскрыли во время реконструкции, под ним обнаружился слой битого хрусталя. Строители выгребли его лопатами, так и не разобравшись, для чего он нужен. Назначение хрусталя выяснилось во время ближайших спектаклей. Оказывается, в ХIХ веке зодчие использовали его, чтобы улучшить акустику зала.
Кстати, считается, что слушать оперу предпочтительней на третьем ярусе (здесь лучше акустика), а смотреть балет - в бельэтаже (на этом уровне хорошо виден рисунок танца)

5. Когда-то во главе царской ложи была расположена монограмма: сочетание первых букв имен Марии Александровны и Александра II. С приходом советской власти монограмму сменил серп и молот (а сам театр в 1934 году был переименован в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени Кирова). В 1992 году Маринке вернули прежнее имя и имперскую символику.
В царской ложе императорская семья сидела только в особых случаях. Например, во время официальных визитов иностранных гостей или на праздничных гала-представлениях. Гораздо больше коронованные особы ценили семейную царскую ложу, которая находится напротив ложи директора театра.
Сегодня билет в царскую ложу можно легко купить (если места не зарезервированы за правительственными делегациями). Попасть в семейную и директорские ложи можно только по контрамаркам.
В стене семейной царской ложи есть потайная дверь, которая ведет прямо на «женскую сторону», то есть за кулисы, где расположены гримерные солисток. Считается, что через этот вход царственные особы после представления входили поприветствовать понравившихся балерин. По преданию, таким способом будущий император Николай II навещал балерину Матильду Кшесинскую.

6. Вес бронзовой трехъярусной люстры, которая висит в центре зрительного зала, – 2,5 тонны. Она состоит из 210 лампочек и 23000 хрустальных подвесок.
Живописный плафон выполнен по эскизам живописца Козрое Дузи. На плафоне изображены танцующие нимфы и амуры, а окружают его 12 портретов великих русских драматургов XVIII и XIX веков. Лица Фонвизина, Гоголя, Островского напоминают зрителям о том, что изначально Мариинка задумывалась как сцена и для оперной, и для драматической трупп Императорского театра.

7. За сценой находится колокол - «почетный артист» Мариинки, который играет в операх «Хованщина» и «Борис Годунов». Возраст колокола – около 200 лет. Но в театре он появился в 1930-х. По легенде, в годы борьбы с религией он был сброшен с одной из городских церквей и брошен в Крюков канал. Там он пролежал несколько лет, пока его не извлекли и не передали в дар театру.

http://www.vokrugsveta.ru/blogs/sartemov/1745.php


14 окт 2015, 21:40
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Как оказалось, в августе представители комитета по градостроительству и архитектуре составили список, куда вошли ученые, государственные деятели, а также деятели культуры и искусства, чья жизнь была связана с Петербургом. Всего более 20 выдающихся писателей, композиторов, архитекторов и многих других. Среди них - Александр Куприн, Петр Чайковский, Иосиф Бродский, Лев Гумилев, Александр Можайский и Сергей Витте. Более того, каждый пользователь может предложить и свой вариант. Из мира балета только Анна Павлова и П.И.Чайковский.

Подвели итоги голосования.

Петербуржцы проголосовали за установку памятника Петру Чайковскому

http://topspb.tv/news/news87700/

А где М.Петипа? Или о нем и его юбилее комитет совсем ничего не знает?


21 окт 2015, 22:32
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Осенью 1840 года будущая императрица Мария Александровна прибыла в Санкт-Петербург.
Вчера , в память об этой исторической дате в Петропавловском соборе прошла панихида.

http://www.rtr.spb.ru/vesti_spb/news_de ... p?id=11349

По настоянию Августейшего супруга Александра II крупнейший в Петербурге и России знаменитый театр носил ее имя. Театр носит державное имя и ныне. В фойе театра установлен бюст императрицы
Марии Александровны.

Ф.Тютчев - Императрице Марии Александровне

«Как неразгаданная тайна...»

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней –
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...


22 окт 2015, 21:04
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Читала статью о цветах, появлении и развитии декоративного цветоводства и там неожиданно прозвучала балетная тема.

"На рубеже 1830-1840-х годов самым эффектным из цветочных украшений был венок «а ля Тальони», который изготавливали из японских роз. К слову, гастроли итальянской танцовщицы Марии Тальони в Петербурге в 1837-1842 годах породили моду на повальное увлечение цветочными букетами для артистов. Появился даже термин «цветобесие», означавший восторженное восхваление артистов при помощи цветов в 1840-е годы."


25 окт 2015, 13:21
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Всегда интересовала история императорского , его атмосфера, порядки и регламенты, "буква и дух" балетного спектакля и околобалетный "климат". Читала в балетной литературе то о сем, то о другом, но калейдоскоп балетных мгновений не складывался в образную картинку жизни .
Прочитала книгу О.Ковалик "Повседневная жизнь балерин русского императорского театра" и пазл сложился.
Вот таким был Императорский балет и его "святое место" - Большой Каменный театр и Мариинский театр.

Рождение первого российского театра оперы и балета.

Большой Каменный театр на Карусельной площади.

Большой или Каменный театр занимал здание , которое впервые в Петербурге сооружалось с учетом всех требований театральной жизнедеятельности. Согласно архивным свидетельствам , зодчий А.Ринальди начал трудиться над возведением Большого театра еще в 1775 году.
Открыли БТ в 1784 году.

Внушительное здание имело фасад, скромно оформленный дорическими пилястрами. Величественный вид придавала ему изваянная из каррарского мрамора скульптура сидящей Минервы с девизом на щите, гласившим на латыни: «Покоясь, продолжаю бдение». Публика не дагадывалась, что статуя богини, расположенная над парадным входом в театр, выполняла прозаическую функцию: в ее копье скрывался громоотвод.

Здание БТ имело восемь крылец, 16 выходов. Зрительный зал поднимался на три яруса и вмещал около двух тысяч человек. Декорационные работы выполнили П.Гонзаго и Д.Б.Скотти.

Здание сгорело в ночь на 1 января 1811 года . Через 7 лет театр реконструировал архитектор А.Модюи.
Еще одну реконструкцию БТ пережил в 1835 -1836 годах. Архитектор Кавос перестроил его в «новом, лучшем виде»: поднял потолок зрительного зала, увеличил вместимость до трех тысяч человек, количество ярусов до шести , а рядов кресел в партере до семнадцати.

Открытие БТ последовало 26 октября 1836 года первым представлением оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», и во все последующие годы каждый сезон открывался этим произведением.
Традиция сохранилась и после переезда труппы в Мариинский театр. Императорский балет принимал участие в действенном польском акте, в хореографической сцене бала.

Отчет Министерства двора и уделов зафиксировал черты нового «храма изящных искусств»:
«Зал украшена легко, приятно, просто и со вкусом. Плафон расписан арабесками. Парапеты лож белые, с золотыми выпуклыми украшениями, стены выкрашены светло-перловым цветом. Драпировки отдельных лож … малиновые, новая занавеса состоит из голубой с золотою бахромою драпировки, повешенной на белых колоннах; средина драпировки приподнята : из-за нее видишь ландшафт- прекрасно!».

Замечательный машинист сцены А.А. Роллер усовершенствовал механизмы, с помощью которых создавал театральное волшебство , ошеломлявшее публику.

По признанию специалистов, здание БТ получилось образцовым, не имеющим аналогов во всей Европе, а сцена - наиболее приспособленной к самым блистательным представлениям.

Вместительный и удобный зал БТ, заполненный до отказа , являл собой как бы опрокинутую социальную лестницу: нижние места принадлежали высшему свету, а чем более высокий ярус занимал зритель, тем проще оказывался его общественный статус. Сословная иерархия в главном театре Российской империи соблюдалась неукоснительно.

На самой верхней галерее, в так называемом [i]райке ( парадизе)[/i] скапливалась публика непосредственная и добродушная: приказчики, слуги, артельщики, мелкие чиновники, владельцы лавок.
Второй ярус полон чиновниками и купечеством.
В третьем ярусе помещался класс разных служащих лиц .
В галерее четвертого яруса франтили лакеи высшего тона и горничные « лучшего круга».
Престижные первые ряды партера занимали высшие чины императорской России.
Начиная с четвертого или пятого ряда, можно было встретить лица преуспевающих банкиров, крупных чиновников, знатных иностранцев и выдающихся артистов.
В креслах бельэтажа восседали «особы, приближенные к императору», и без аристократического статуса сюда нечего было соваться.


23 ноя 2015, 22:10
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Калерия Федичева и Юрий Соловьев.
Два творческих вечера-1968, 1964.
https://www.youtube.com/watch?v=y3AMXcDgdr0


КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер. 1ч., 1964
https://www.youtube.com/watch?v=4GX2JGl6lLg

КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер, ч.2, 1964
https://www.youtube.com/watch?v=7bYfPXKkACk

КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер, ч.3, 1964
https://www.youtube.com/watch?v=_w47Z8jPRg8

КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер. 4ч., 1964
https://www.youtube.com/watch?v=spaR2gNrJo0

КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер, 5ч., 1964
https://www.youtube.com/watch?v=b-kTczXiOl4

КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер, 6ч., 1964
https://www.youtube.com/watch?v=sDDl2LtUQMM

КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер, 8ч., 1964
https://www.youtube.com/watch?v=OJu6qmo-kXs
КАЛЕРИЯ ФЕДИЧЕВА и ЮРИЙ СОЛОВЬЁВ Творческий вечер, 9ч., 1964
https://www.youtube.com/watch?v=23h50Dxdhsk

Федичева/Соловьев -"Тени", Вариация с шарфом, Кода
https://www.youtube.com/watch?v=g8yYriG3mqI


23 ноя 2015, 23:33
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Внутренний "регламент" Императорского театра.

До 1870 года балетные спектакли шли три раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресеньям.
Самым благоприятным для сборов было воскресенье, и каждая балерина старалась выхлопотать выступление в этот день.
Поэтому при составлении репертуара дирекция установила «воскресную очередь» из первых танцовщиц.

Балетный сезон всегда открывался в первое сентябрьское воскресенье.

Если спектакль заменяли, то на подъезде кассы вывешивался красный фонарь. :)

В периоды популярности хореографического искусства желающим попасть на балетное представление приходилось тратить немало усилий, чтобы достать билет или приобрести абонемент.
Постоянное кресло в партере обеспечивалось только по прошению, поданному в контору Императорских театров.
Спрос на билеты превышал предложение и ими стали спекулировать. В газетах даже появились объявления, сулящие большие деньги за абонементы.

Императорским театрам запрещалось играть по случаю придворного траура, по субботам, в кануны двунадесятых церковных праздников, на Рождество, а также во время Великого поста , до начала которого, в Масляную неделю, проходили наиболее значимые бенефисы , премьеры и юбилейные спектакли.
Самое последнее представление в Прощеное воскресенье называлось «Прощальным», в нем участвовали все танцовщицы, имевшие успех в течение зимнего сезона.
После Пасхи театральную жизнь возбуждали только балеты с дебютантками , которых дирекция отбирала на пробах,проходивших во время поста.
В течение 47-дневных великопостных каникул балерины гастролировали за границей.

Императорские театры закрывались на все лето , актеры перемещались на загородные площадки.


25 ноя 2015, 12:10
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
"Больная роза" , Р.Пети

У.Лопаткина , И.Козлов
https://www.youtube.com/watch?v=s781DwAc9xo

У.Лопаткина, А.Ермаков
https://www.youtube.com/watch?v=otWrmq1kmnU

Немного о завораживающей музыке, использованной Роланом Пети в балете "Гибель розы".
Adagietto из Пятой симфонии Малера чрезвычайно откровенно и лирично. Оно повествует об интимном, личном, сокровенном, о чем не говорят никогда и никому.
В декабре 1901 года только что написанное Adagietto было послано Малером его будущей жене Альме Шиндлер – причем без всякого сопроводительного текста, без самой короткой записки. По свидетельству голландского дирижера Виллема Менгельберга, Альма мгновенно поняла, что перед нею признание в любви, и послала Малеру записку, что он может прийти к ней. Большинство биографов Малера доверяют свидетельству Менгельберга, который, по его словам, слышал эту историю дважды, от Густава и от Альмы. Поскольку Альма брала уроки композиции и была почитательницей Вагнера, она вполне была в силах как распознать завуалированную цитату из «Тристана», так и дешифровать подтекст ее появления.
Эту музыку режиссер Лукино Висконти выбрал для фильма «Смерть в Венеции», который является экранизацией известного рассказа Томаса Манна, рассказа о любви, творчестве и смерти.
В музыке Adagietto нет ничего суетного, она переливается и как будто изнемогает от какой-то тайной тяжести. Малер все время возвращается к мотивам и аккордам, затронутым в начале; он отказывается от развития, музыка как бы застывает, неспешно колеблется: продолжение мысли иллюзорно, оно похоже на хождение по кругу и рисует полное изнеможение, расслабленность, дремотное состояние души. Мажор и минор переливаются, сменяя друг друга в каждом повороте; музыка никак не может решить, светла она или сумрачна: она зыбка и неопределенна как настроение зрителя, созерцающего неуловимый венецианский пейзаж. Мелодия напоминает окончание романса, посвященного воспоминаниям. Это мелодия угасания, но угасания, наполненного искренним чувством, которое иногда прорывается, изливается ниспадающими фразами. Они перебивают друг друга, как будто торопятся высказать что-то очень важное и потому говорят горячо и бессвязно: музыка Малера здесь как и всегда не пытается быть красивой и не боится своей небрежной угловатости. Малер – это музыкальная операция на открытом сердце, которую демонстрируют всему миру. Только Малер умеет говорить так просто о расставании с жизнью и о встрече за ее пределами со своей бессмертной душой. Об этом написана «Песнь о земле», и о том же Adagietto – «Смерть в Венеции», повесть о любви, для которой даже гибель – только пауза в диалоге с вечностью, но не конец, не предел, не безнадежность.

http://passionballet.topf.ru/viewtopic.php?id=68


26 ноя 2015, 13:41
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 5057
Сообщение Re: "Театр уж полон; ложи блещут";Мариинский театр: люди и э
Вот еще одно непостижимое исполнение. Дуэт как одно целое.

У.Лопаткина, И.Козлов «Три гносианы». Ван Манен на музыку Э.Сати.

https://www.youtube.com/watch?v=aJFMyzwfGHg


26 ноя 2015, 14:07
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 578 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 58  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB