Текущее время: 28 мар 2024, 15:09



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2
А.Смелков "Братья Карамазовы" Опера-мистерия в дву 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 20 июн 2006, 17:27
Сообщения: 1031
Сообщение 
В театре, там же,где и диски. Недавно вышла. Не помню, как называется, но, что-то вроде мемуаров Гергиева, о жизни и творчестве, так сказать. Купила в честь последнего посещения театра в сезоне. :D


25 июл 2008, 18:00
Профиль
Театрал

Зарегистрирован: 09 июн 2007, 10:53
Сообщения: 24
Сообщение 
А что,Гергиев книги пишет?Сомневаюсь.Был вчера на Карамазовых.Музыка потрясающая,особенно номер сон Алёши и сцена суда.Состав певцов был не ахти какой.Понравился Горшков в партии отца Фёдора,и Марков и Сулимский.Женская часть была гораздо слабее,хуже всех пела(а скорее фальшиво кричала)Соловьёва в партии Катерины Ивановны.Евстафьева была на своём уровне(детонация в голосе слышна).Удивил Бархатов,который до этого ставил какую-то туфту,наконец сподобился поставить более менее классичный спектакль.ПРавда сцены с Великим Инквизитором ему не удались


26 июл 2008, 00:46
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 31 авг 2007, 23:58
Сообщения: 1840
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
«Братья Карамазовы»: мировая премьера в Мариинке
[25.07.2008 17:07:11]

В Мариинском театре свершилось то, что должно было произойти добрых лет пятнадцать назад: там наконец-то поставили оперу современного композитора. В «дораспадные» времена СССР это было правилом: в Кировском театре (как и в Малом оперном), наряду с классикой, всегда ставились сочинения советских композиторов; позже, под руководством Юрия Темирканова, проходили премьеры опер Андрея Петрова и Сергея Баневича. В принципе, без заказа и исполнения современных опер сегодня не может существовать ни один национальный оперный театр.

Так или иначе, но опера петербуржца Александра Смелкова «Братья Карамазовы» увидела свет рампы в Мариинском театре. И если вечный «соперник» Мариинки, московский Большой театр, поставив в 2005 году оперу Леонида Десятникова «Дети Розенталя», обошёл питерцев как по времени, так и по части пиара (либретто «скандального» писателя Сорокина вызвало бурные протесты и в Госдуме, и у ряда молодёжных движений) – то Мариинский театр, бесспорно, превзошёл Большой по качеству и масштабу.

Александр Смелков не новичок в оперном жанре: его «Пегий пёс, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова ставился в Петербурге, Алма-Аты и Новосибирске; «Пятое путешествие Христофора Колумба» шла на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера», также в Петербурге ставились его одноактные оперы «Станционный смотритель» и «Выстрел». Однако для того, чтобы положить в основу оперы такое масштабное сочинение, как «Братья Карамазовы», нужно обладать определённой решительностью. Кстати, в истории российского музыкального театра - это не первое обращение к роману Достоевского «Братья Карамазовы»: в 1981 году одноименную оперу написал Александр Холминов, и она с успехом прошла в Камерном театре Покровского, затем была показана в Кишиневе, Дрездене и Берлине, а чуть позже поставлена на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета имени Мусоргского.

Но если у Холминова центральной фигурой оперы является Дмитрий Карамазов и его личная судьба, то у Смелкова и либреттиста (Юрий Димитрин) связующей драматургической нитью стала сочинённая Иваном Карамазовым «Поэма о Великом Инквизиторе», а точнее – Библия, бывшая для Достоевского ориентиром и фундаментом всех духовных поисков. “Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точное изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все, и указано на веки веков”, – писал Достоевский в статье “Социализм и христианство”. Любопытно, что первоначально опера Смелкова называлась «Великий Инквизитор», и лишь перед премьерой в Мариинке он переименовал её – как говорили злые языки в театре, в силу того, что Валерию Гергиеву (ему посвятил оперу композитор) не понравилось сочетание своего имени и слов «Великий Инквизитор» на титульной странице партитуры.

Уложившись в 25 картин и чуть менее трёх часов музыки, композитору удалось создать не мозаичную картинку «по мотивам Достоевского», но удивительно цельное и впечатляющее произведение. Достоевский писал “роман-трагедию”, Смелков создал «оперу-мистерию» – думается, с полным на это правом, поскольку бытовые моменты и реальная действительность фигурируют в сочинении в сложном сплаве с исторической и философской символикой. Впрочем, как оперу ни назови, что ни положи в основу либретто, основой и главной составляющей подобного сочинения всё равно является музыка. Отрадно, что именно партитура стала главным успехом премьеры – а, возможно, и главным событием уходящего сезона.

Музыку Смелкова отличает живописная яркость оркестровки и свой собственный, уникальный язык – будь то бытовые сцены (нигде, впрочем, не опускающиеся до плоского «отображения действительности»), почти средневековые католические духовные песнопения или лирические моменты оперы. Музыка её символически многозначна, одно и то же действие развивается порой как бы сразу в нескольких планах бытия, а образы главных действующих лиц «многомерны» и далеки от традиционной «оперной» трафаретности.

Очень трудно, почти невозможно, говорить о музыке словами – недаром существует поговорка, что музыка начинается там, где смолкает слово. Однако тем проще говорить о режиссуре, ибо её в спектакле просто нет. В который раз «наступая на грабли», Мариинский театр вновь пригласил юного режиссёра Василия Бархатова (напомню, поставленный им в конце 2007 года «Отелло» выдержал одно (!) представление в Мариинке, затем был просто уничтожен американской критикой на гастролях театра в США и после этого навсегда исчез из репертуара). Бархатов просто, как иногда говорят в театре, сделал «географию»: то есть сообщил, кому из какой кулисы выходить, куда и когда уходить, в общем – «развёл» артистов по декорациям. Сложно говорить о его профессионализме, и совсем уж неуместно – о какой-либо режиссёрской «концепции».
Оформление спектакля (художник-постановщик Зиновий Марголин) поначалу смотрится довольно эффектно, хоть и незамысловато: на небольшом подиуме (сооружённом, видимо, в силу того, что Мариинка не оборудована вращающейся сценой) расположены попеременно поворачивающиеся к зрителю три фасада небольших домов а-ля «Петербург Достоевского» и огромные монастырские ворота. Гиперреалистичность декораций заставляет обратить внимание на множество странных деталей: «севильский» угловой балкончик, нехарактерный для России, пристроенные к каменным домам деревянные сени или жестяные прямоугольные трубы общепитовской вытяжной вентиляции, «прописавшиеся» в стране уже в середине ХХ века. Особое опасение вызывали массивные деревянные ворота – несмотря на исполинские размеры, их створки были подвешены всего на паре петель. И точно: ближе к финалу оперы сначала сорвало с петли одну створку (к счастью, она не рухнула, и её вернули на место с помощью ваг и ломиков); затем при закрытии заклинило и вторую. Под стать декорациям вполне ординарным оказался и свет (художник по свету – Дамир Исмагилов).

Одним из героев вечера стал оркестр, тщательно поработавший над партитурой под руководством дирижёра Павла Смелкова (сына композитора). На премьере за дирижёрский пульт встал Валерий Гергиев, который и провёл спектакль с хорошим (и уже редким для него в последнее время) драйвом, «на нерве», уделив достаточное внимание деталям и приправив исполнение характерными для него «специями»: слегка преувеличенным в некоторых местах звучанием меди и ударных.

Порадовали солисты: Елена Небера (Катерина Ивановна) и Кристина Капустинская (Грушенька). Обе в полной мере продемонстрировали адекватное сценическое поведение и хороший вокал, ставшие редкостью в «женской половине» оперной труппы. Не подкачали и мужчины: Владимир Мороз, обладающий каким-то опереточным голосом (как будто «между тенором и баритоном»), тем не менее, был в роли Алёши абсолютно «на месте». Алексей Марков, явно одетый и загримированный «под Лаврова» из знаменитого пырьевского фильма, очень органично и убедительно сыграл Ивана, не стесняясь весьма «задранной» тесситуры (подробнее о его вокале «Фонтанка» недавно писала).

На долю Августа Амонова выпала, наверное, самая сложная в вокальном плане партия: для роли Мити Карамазова композитор не пожалел ни высоких нот, ни тесситурных трудностей, ни плотного звучания оркестра. Впрочем, обладающего полноценным, плотным тенором lirico-spinto и превосходной вокальной школой певца это нисколько не смутило: Митя Карамазов вышел у Амонова пылким и страстным, безудержным своим темпераментом напоминая традиционных героев tenore di forza итальянского оперного репертуара.

Также с изумительной точностью работали исполнители небольших ролей: Андрей Попов – чертовски обаятельный и нагловато-развязный Чёрт, его антипод – старец Зосима в исполнении роскошного «церковного» баса Геннадия Беззубенкова; Андрей Зорин – стопроцентное «попадание в образ» Смердякова и Великий Инквизитор, которого спел могучий бас Михаил Кит.

Композитором бережно и детально выписан острохарактерный портрет Фёдора Павловича Карамазова; театр приглашал на эту роль Константина Плужникова, однако тот отказался. Очень жаль, ибо его актёрское мастерство, в котором он буквально купается именно в «злодейских» партиях, вкупе с его прекрасным вокалом, легко могли бы сделать Фёдора Павловича центральным героем оперы… Роль Карамазова-старшего досталась Николаю Гассиеву – характерному тенору, который очень часто не играет, а «наигрывает», нещадно актёрствуя на сцене. Прибавьте к этому достаточно скромные вокальные данные певца – и вы поймёте, почему эта интереснейшая роль мгновенно отодвинулась на второй план. Несомненно, она ещё ждёт своего исполнителя.

Однако «не стреляйте в пианиста – он играет, как может». Ансамблей в опере не так и много – и все без исключения хороши. Но один из них, «Сон Алёши», стоит особняком: это потрясающая по своему воздействию музыка; в сцене заняты почти все солисты. И здесь они просто показали «высший пилотаж»: практически акапелльный нонет, звучащий на фоне гармонической педали в басу и сопровождаемый лишь звуками колоколов, был исполнен певцами удивительно проникновенно и с ювелирной точностью.

Впервые за долгое время зал Мариинки был заполнен до отказа: в центральном проходе даже пришлось поставить дополнительные стулья. Композиторский и музыкальный бомонд был представлен Леонидом Десятниковым, Марией Сафарьянц, Андреем Анихановым, Александром Мнацаканяном, Александром Журбиным, бывшим ректором консерватории Александром Чайковским и Сергеем Баневичем. Почётное место в первом ряду занимал руководитель комитета по культуре Антон Губанков.

В заключение остаётся добавить, что если каждый сезон в Мариинке будет заканчиваться подобной премьерой, то Петербург если и не станет в области оперы впереди планеты всей, то вне всякого сомнения, вернёт себе право называться «культурной столицей» России.

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру


26 июл 2008, 20:25
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:04
Сообщения: 4130
Сообщение 
«Поэма о Великом Инквизиторе», а точнее – Библия, бывшая для Достоевского ориентиром и фундаментом всех духовных поисков. “Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точное изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все, и указано на веки веков”, – писал Достоевский в статье “Социализм и христианство
######################################

? Rimskaja Zerkow' ob#javila 2008 god apostola Pavla
Eto istoricheskoe lizo ,w otlichii ot Xrista .

Predstawitel' ortodoksal'nnogo iudaizma ,konsolidirowal nedowol#nnix w Rimskoj imperii s cel#ju ostawit' swoe imja w istorii

Obo wsem etom antisemit F.Dostoewskij konechno znal,no zelanie
stojat' w swete rampi prewalirowalo .

Ne on odin -Faschist D'Anunzio sljubownizej ewrejkoj Saroj Bernar



Павел — еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе[5], главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл (др.-греч. Σαῦλος, эллинизированная форма имени Саул, ивр. שאול‎)[6]. Павел происходил из колена Вениаминова[7], и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.


[править] Семья и воспитание

Статуя Св. Апостола Павла у Базилики в городе ЭгерОтец Павла был фарисеем (Деян 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия[
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0% ... 0%B5%D0%BB

Фарисеи (ивр. פְּרוּשִׁים‎, прушим) — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских «сект» или «философских школ», возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени Ездры. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... 0%B5%D0%B9


Последний раз редактировалось swjatoslaw gerus 26 июл 2008, 22:34, всего редактировалось 1 раз.



26 июл 2008, 22:31
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:04
Сообщения: 4130
Сообщение 
"...Esli bi religija ne suschestwowala ,ee neobxodimo bilo bi widumat'"

Kritij ,Oligarx w drewnej Grezii


Историчность Иисуса Христа, или проблема историчности личности Иисуса Христа — научная проблема соотнесения евангельского образа Иисуса Христа с исторической фигурой и проблема поиска такой фигуры, и ряд вытекающих отсюда проблем, как то: построение достоверной биографии этой фигуры и выяснение её действительного исторического места на основе всестороннего критического анализа библейских сведений и введённых в научный оборот внебиблейских (светских и религиозных) источников.

Проблема историчности Иисуса Христа была научно поставлена в XVII—XVIII веках н.э. в связи с появлением рационалистической критики Библии.



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1% ... 1%82%D0%B0


26 июл 2008, 22:33
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 31 авг 2007, 23:58
Сообщения: 1840
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
4 ноября в партии Карамазова-папаши выступит Василий Горшков.Думаю,что это будет интересно.Надо идти :wink:


27 окт 2008, 02:02
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 20 июн 2006, 17:27
Сообщения: 1031
Сообщение 
На Маркова схожу еще раз. И закончу на этом. :)


27 окт 2008, 09:10
Профиль
Театрал

Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:49
Сообщения: 34
Откуда: ITALY,Roma
Сообщение 
A JA,KOL UZH VYPAL SHANS POSETIT PITER, S UDOVOLSTVIEM POSLUSHAJU I MARKOVA I SULIMSKOGO! PO MOEMU,SUGUBO LICHNOMU MNENIJU,LUCSHIE MOLODYE BARITONA MARIINKI... SLYHAL IH VDVOEM V ROTERDAME...BLESK! ESHE MARKOVA V MADRIDE NA ONEGINE A SULIMSKOGO V KARMINE BURANE V PETERKIRHE.

_________________
in canto verita


27 окт 2008, 21:38
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 31 авг 2007, 23:58
Сообщения: 1840
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Полностью разделяю ваше мнение по поводу Маркова и Сулимского. :)


27 окт 2008, 23:15
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB