Текущее время: 04 июн 2024, 15:11



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
Пасхальный фестиваль 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.izvestia.ru/person/

Известия
10.05.06

Вагнер имени Шостаковича
Завершился 5-й Московский Пасхальный фестиваль


В среду возобновлением "Бориса Годунова" в давней, привезенной в свое время из "Ковент-Гарден" постановке Андрея Тарковского открылся питерский фестиваль Валерия Гергиева "Звезды белых ночей". Он станет последним перед закрытием Мариинки на реконструкцию и по этому поводу продлится невероятно долго - больше двух месяцев. А днем раньше сюитой из оперетты Шостаковича "Москва, Черемушки", повествующей о жилищных проблемах, закрылся московский фестиваль неутомимого маэстро - Пасхальный.

У Гергиева ничего так просто не бывает. Поэтому и разудалые "Черемушки", которыми он изволил пошутить, закрывая Пасхальный фестиваль в Доме музыки, и многозначительные намеки на возможное существенное сокращение его выступлений на родине, которыми маэстро перед тем устало поделился на итоговой пресс-конференции, и даже вчерашний лондонский "Борис" — все это сигнализировало о проблемах и опасностях, в которые погружается наша культура в связи с закрытием Мариинки и увеличением роли английской столицы в жизни Гергиева, который в следующем году начинает руководить Лондонским симфоническим оркестром.

Столетие Шостаковича — гергиевская магистраль этого года — задало тон и только что начавшемуся, и только что закончившемуся российским фестивалям маэстро. Одними из самых громких событий Пасхального стали концертное исполнение сложнейшей оперы Шостаковича "Нос" и безупречное соло Вадима Репина в шостаковичском Первом скрипичном концерте.

Не был забыт и другой юбиляр года — Моцарт. Хотя скромное выступление сборной балтийской команды, наиболее симпатичной частью которой оказался камерный хор Шведского радио (главным номером программы был моцартовский "Реквием"), показало, что изысканная барочная составляющая, отличавшая Пасхальный фестиваль от других гергиевских проектов, увы, идет на убыль.

Зато вовсю разрослись две более привычные для маэстро темы — новые города и новые звезды. В этом году фестиваль, прописанный в Москве, посетил 18 городов России, из которых наиболее примечательны просвещенный Новосибирск (там с успехом прошли две самые рискованные вердиевские постановки Мариинки этого сезона — "Набукко" Дмитрия Бертмана и "Фальстаф" Кирилла Серебренникова) и простодушный Краснодар (его жители впервые услышали свою землячку Анну Нетребко и не без удивления узнали, что она знаменитая певица).

Что касается знаменитостей, был очень неплохой ассортимент. Мастеровитый уроженец Ташкента и лауреат Grammy Ефим Бронфман исполнил раритетный Второй фортепианный концерт Бартока. Его молодой польский коллега Рафал Блехач — гораздо более заигранный, но невероятно свежо прозвучавший Первый концерт Шопена. Но всех затмил харизматичный уэльсский бас-баритон Брин Терфель, на фоне которого даже фирменный демонизм Гергиева казался не таким уж демоничным. В полном несоответствии с пасхальными обычаями Терфель спел партию языческого бога Вотана в концертном исполнении третьего действия вагнеровской "Валькирии" Для этого из Мариинского театра были выписаны Ольга Сергеева (Брунгильда), Валерия Стенькина (Зиглинда) и еще восемь валькирий. Точнее, не спел и даже не проголосил (в отличие от коллег по сцене), а выговорил и выстрадал, превратив концертное исполнение в спектакль, а Вагнера — в главное событие фестиваля имени Шостаковича.

Екатерина Бирюкова


12 май 2006, 09:10
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.ng.ru/culture/2006-05-12/12_gergiev.html

Независимая газета

Гигантская машина
Пасхальный фестиваль стартовал с пасхальными колоколами, а завершился победным салютом


В 61-ю годовщину Победы над фашизмом в Большом зале Дома музыки завершился V Московский Пасхальный фестиваль. Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра отметили эту дату исполнением Девятой симфонии Шостаковича, написанной композитором во имя Победы.

Пока москвичи и жители еще шестнадцати городов нашей необъятной родины будут приходить в себя от полученных на Пасхальном фестивале впечатлений, Валерий Гергиев с оркестром Мариинки отправляется на малую родину открывать «Звезды белых ночей» (ни много ни мало «Борисом Годуновым») – последний перед закрытием театра на реконструкцию фестиваль, а потому грандиозный по списку имен и программе. Представить себе, как музыканты и их предводитель вообще еще дееспособны, весьма сложно. График их передвижения в последние шестнадцать дней был приблизительно таков: Москва–Красноярск–Новосибирск–Ханты-Мансийск–Киев–Краснодар–Ростов-на-Дону–Москва. Конечно, усталость музыкантов, как и, собственно, самого маэстро, чувствовалась к последнему концерту Пасхального все сильнее и сильнее, что не могло не сказаться на качестве исполнения. Каждый из оркестрантов играл буквально из последних сил. А в таком случае открывается иногда второе дыхание, чему слушатели обязаны откровением Второй симфонии Шумана (в особенности медленной части), прощальной лирикой первой части Десятой симфонии Шостаковича или неистовой внутренней болью его же Первого скрипичного концерта. Вообще Шостакович для Гергиева – особая фигура, тем более в этом году, когда исполняется сто лет со дня рождения композитора. Маэстро одержим желанием сделать эту дату достоянием не российского, но мирового сообщества, проводя, например, циклы симфоний с Нью-Йоркским или Лондонским филармоническими оркестрами. К слову, как и прошедший Пасхальный фестиваль, к моменту сдачи номера уже наступившие «Звезды белых ночей» также посвящены 100-летию Шостаковича – композитора, который был, есть и остается символом ужасающего диссонанса власти и личности. Но Гергиев, по его признанию, склонен разглядывать в шостаковичевских партитурах прежде всего музыку как таковую, а не замученного неволей Советской власти композитора, зашифровавшего в нотных знаках «шаги Командора».

Из солистов, приглашенных Гергиевым в Москву, пожалуй, самым запоминающимся было выступление Брина Терфеля, исполнившего партию Вотана в концертном исполнении Третьего акта «Валькирии» – второй оперы в тетралогии Вагнера. Такого человеческого, страдающего от неотвратимости наказания любимой из дочерей и одновременно от невозможности предотвратить разлуку с ней Вотана встретишь нечасто (Терфель с партией Вотана дебютировал в Ковент Гарден в прошедшем году). Из остальных солистов следует отметить пианиста Ефима Бронфмана (в прошлом нашего соотечественника, ныне гражданина Соединенных Штатов), достойно исполнившего Второй концерт Бартока, но больше покорившего добрую часть публики бисами (соната Скарлатти и так называемый «Революционный» этюд Шопена). Как всегда был точен и музыкален Николай Цнайдер. Наименьшее впечатление осталось от Первого концерта Шопена, который исполнил молодой польский пианист Рафал Блехач: лауреат знаменитого шопеновского конкурса в Варшаве слишком по-ученически относится к музыке великого соотечественника, что производит удручающее впечатление. Не стоит забывать, что кроме проходящих в столице и регионах симфонических концертов и театральных постановок в рамках Пасхального фестиваля проходит Хоровая программа, Звонильная неделя и масса благотворительных концертов. Все это превращает Пасхальный фестиваль в гигантскую машину, которой на две недели подчинена культурная жизнь практически всей страны. Масса средств, которые по инициативе Москвы вкладываются в нормальное функционирование этого колосса, себя оправдывает – как бы ни обижались в глубине души руководители московских музыкальных коллективов (почему Московский фестиваль, да еще и с немыслимым финансированием, проводит петербургский оркестр?), практически ни одному из них не под силу такая грандиозная работа, какую проделывает Валерий Гергиев и коллектив Мариинского театра.

Марина Гайкович
из архива за: 12.05.2006


12 май 2006, 09:20
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.newizv.ru/news/2006-05-12/46048/

Новые известия

Вагнер-лайт
Пасхальный фестиваль прошел в облегченном режиме


Изображение
Идеологу фестиваля Валерию Гергиеву пришлось проводить время не только на сцене, но и в самолетах.

Пятый Московский пасхальный фестиваль завершился на днях концертом в Светлановском зале Дома музыки. За пять лет фестиваль расширился – и вот-вот превратится из московского в общероссийский. Раньше его насыщенная и интенсивная программа требовала от критиков и зрителей такой же отдачи, как при всеобщей мобилизации. Сейчас фестивальные ритмы стали гораздо спокойнее, как будто все мобилизованные превратились в солдат, живущих глубоко в тылу.

Фестиваль задумывался как подарок москвичам от Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра. Его центром всегда была симфоническая программа, которую обрамляли хоры и колокольные звоны. На первом фестивале Гергиев и впрямь подарил столице целую неделю, но дальше начал делать в программе перерывы, исчезая со своего детища сначала не надолго, а потом все чаще и чаще.

Кажется, главное для Валерия Абисаловича – организовать музыкальный фестиваль. Дирижеру это удается, и первые концерты новорожденного форума обычно проходят с необыкновенной энергией, драйвом и отдачей. Но вскоре его увлекает новая идея, и он отправляется завоевывать что-нибудь еще. Продолжительность Пасхального фестиваля с годами увеличивается, но это совсем не значит, что его симфоническая программа становится интенсивнее. Как и раньше, она не длится дольше недели. А в остальное время Гергиев покоряет регионы. В этом году их слушателям повезло гораздо больше, чем москвичам. Две премьеры Мариинки нынешнего сезона – «Фальстаф» и «Набукко» Верди уже прозвучали в Новосибирске, Красноярске и Ханты-Мансийске. Хотя совершенно неизвестно, сыграют ли их когда-нибудь в Москве. За время Пасхального фестиваля Гергиев успел основать еще один музыкальный фестиваль в Киеве «Киевская Русь» и провел в столице Украины несколько концертов.

Зато в этом году не был забыт ни один из композиторов-юбиляров: москвичи услышали музыку Шостаковича и Моцарта. Скрипач Вадим Репин продемонстрировал изящную, по-европейски рафинированную манеру исполнения, сыграв в последний вечер фестиваля Концерт для скрипки с оркестром Шостаковича. Главной неожиданностью нынешнего форума стало выступление пианиста Рафала Блехача, который сумел избавить музыку Шопена от сентиментальной сладости. А центральным событием – концерт бас-баритона из Уэльса Брина Терфеля (специально для него в программу фестиваля включили концертное исполнение «Валькирии» Вагнера, где Терфель спел Вотана). Германский бог получился у него одновременно грозным правителем и любящим отцом. Он наказывал непокорную дочку-валькирию Брунгильду и в то же время жалел, стараясь облегчить ее участь. И завораживал публику на редкость красивым, мужественно звучащим голосом, органичностью и умением общаться с партнершами.

И все же дистанции огромного размера, которые оркестру и дирижеру приходилось все время преодолевать, не пошли московской программе на пользу. Из-за нехватки времени часть концертов проходила в ускоренном и несколько облегченном режиме. Церемония открытия началась в девять вечера, а концерт с участием Брина Терфеля – в восемь. Как будет выглядеть программа следующего года – загадка. Гергиев занимает пост руководителя Лондонского симфонического оркестра и начинает новые завоевания.

ОЛЬГА РОМАНЦОВА


12 май 2006, 09:25
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB