Текущее время: 29 апр 2024, 08:39



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Концертный зал Мариинского театра 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Концертный зал Мариинского театра
http://www.ng.ru/culture/2006-12-04/10_fenix.html

Независимая газета
04.12.2006

Зал-феникс
В Петербурге открылся концертный зал Мариинского театра


Уникальные звуковые возможности нового центра на парадно-показательном концерте лично демонстрировал маэстро Валерий Гергиев с помощью своего оркестра и солистов самого высокого ранга – Ольги Трифоновой, Владимира Галузина, Николая Путилина, Вадима Репина, Максима Венгерова и Ланг-Ланга. Возглас «ура!» из уст мэра Москвы Юрия Лужкова в адрес «великой музыки», подытоживший вечер открытия, был незамедлительно и без сомнений поддержан доброй частью собравшихся.

Свидетелями торжественного открытия первого в Петербурге концертного зала XXI века стала, главным образом политическая, научная и культурная элита, представители бизнес-кругов, а также большой корпус иностранных журналистов. Поводом для интеграции общества на этом культурно-политическом салоне послужило достижение архитектурно-инженерной мысли на месте, казалось бы, для этого менее всего пригодном. И если бы не ночной пожар, спаливший в 2003 году декорации к десяткам спектаклей, долго не видать здесь чего-либо подобного. Смелая идея построить третью сцену Мариинского театра зародилась у руководства театра сразу после того, как стало понятно, что потеря этого цеха не отразится на работе декорационных мастерских. Зал возник в рекордно короткие сроки – за 18 месяцев, при этом основные работы по отделке внутренностей пришлись на лето и осень текущего года. Сроки открытия зала несколько раз сдвигались. Сначала планировалось сыграть там уже в июне, на фестивале «Звезды белых ночей», затем в октябре, и лишь недавно появился анонс открытия на 29 ноября.

Французский архитектор Ксавье Фабр и японский акустик г-н Тойота воздвигли поистине беспрецедентный дворец звука. Хотя его залогом стали уцелевшие и восстановленные стены и фасад XIX века, возведенные в 1900 году главным архитектором дирекции Императорских театров Виктором Шретером (который в свое время был и автором реконструкции Мариинского театра), – качество исполненной музыки свидетельствовало о приходе в Петербург и Россию новейшей истории звука. Сравнивать эту историю можно только с московским Домом музыки: и в нем, и в новом петербургском зале залог высокого качества – деревянная отделка стен. Конструкция зала в МДМ более затейлива, но, как показывает опыт, звук на каждом уровне там может приобретать совершенно непредсказуемые свойства. В концертном зале «Мариинский» интерьер строже, выдержанней, в то же время представляет иной качественный скачок во времени: сцена и место для оркестра находятся в самом центре. Его ноу-хау – акустика – основана на принципе амфитеатра и возрастающих вокруг сцены рядов, что позволяет улучшить также и видимость происходящего. Во имя этого особым образом смонтирован из специальных акустических панелей с определенной шероховатостью для рассеивания звуков высокой частоты и волнообразный потолок. Звук по всему периметру сохраняет равнозначное качество, предъявляя в уютно сплетенных из редких сортов дерева стен форму, равную истинной.

В качестве объектов дегустации были предложены не только разные «сорта» музыки, но и самые изысканные инструменты: скрипки работ Страдивари (у Максима Венгерова) и Гварнери (у Вадима Репина), рояль Steinway, лирическое сопрано Ольги Трифоновой, большой симфонический оркестр, усиленный отдельными группами в Испанском каприччио Римского-Корсакова и оглушительном финале балета «Жар-птица» Стравинского. Впервые, во всяком случае, в этих широтах Валерий Гергиев продирижировал по такому случаю и подобием джаз-банда из музыкантов оркестра с солирующей виолончелью Сергея Ролдугина и музыкой Фридриха Гульда. Удовольствие от прослушивания каждого последующего номера не уменьшалось, а только нарастало: соблазнительный звук нового поколения делал свое дело, проникая во все поры.

«Охи» и «ахи» после концерта продолжились с видами на изыски фойе: скульптуру Уильяма Пая в виде небольшой листовидной чаши с водой по центру и свисающими на нее с потолка пузырьками из муранского стекла, гигантскую композицию с часами на центральной лестнице работы Михаила Шемякина и – уже совсем по выходе из зала – на светящиеся бюсты четырех композиторов перед фронтоном с бронзовой чеканкой. На эту невидаль частный бизнес выделил 25 миллионов долларов, 15 миллионов – государство. Присутствовавший в тот вечер на репетиции Владимир Путин назвал новый зал «примером успешного партнерства государства и частных инвесторов».

Проблем со звуком высшей пробы с появлением нового зала в Петербурге стало меньше, а вот с транспортом, во всяком случае, наземным, – появилось много больше. Расстояние, которое до открытия зала преодолевалось на машине за три минуты, в тот вечер с трудом можно было преодолеть за полчаса. Пока что вокруг шедевра архитектурно-инженерной мысли, окруженного тесными улицами и переулками, нет места для стоянки, если не считать небольшую пешеходную площадь перед концертным залом. А клиенты, как предполагается, всякий раз здесь должны быть самые взыскательные.

Владимир Дудин
Санкт-Петербург


27 дек 2006, 23:39
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.izvestia.ru/culture/article3098962/

Известия
16:13 01.12.06

Путин и Моцарт в "Мариинке-3"

Изображение

В Санкт-Петербурге открылся наконец концертный зал Мариинского театра, к которому уже приклеилось название "Мариинка-3". Одним из первых его увидел президент Владимир Путин.

Президент в сопровождении писателя Даниила Гранина и питерского губернатора Валентины Матвиенко прибыл в тот момент, когда заканчивалась репетиция концерта-открытия. Гостя встретил Валерий Гергиев. Президент пробыл в новом музыкальном святилище минут пятнадцать, но за это время успел послушать немного музыки Римского-Корсакова в исполнении оркестра Мариинского театра, назвать постройку зала "примером успешного партнерства государства и частных инвесторов" (государство выделило 15 миллионов долларов, частные инвесторы — 25 миллионов) и оценить акустику.

Акустику же приехали испробовать музыкальные знаменитости, в числе которых были пианист Ланг Ланг, скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров, тенор Владимир Галузин. Уже после ухода президента они дали концерт для полного зала известных лиц. Среди прочих музыку слушали: Герман Греф, Илья Клебанов, Юрий Лужков, Алексей Кудрин, Иосиф Кобзон, тренер по фигурному катанию Тамара Москвина, директор Русского музея Владимир Гусев, директор Пушкинского музея Ирина Антонова, Михаил Боярский в своей фирменной шляпе и японский посол, который по окончании мероприятия лично вручил Гергиеву недавно присужденный ему орден Восходящего солнца.

Акустика — главная гордость Гергиева. Это первый случай в новейшей истории отечественного музыкального строительства, когда никаких нареканий, похоже, нет. Акустикой занималась серьезная японская фирма Nagata Acoustics, а точнее — знаменитый специалист по звуку Ясухиса Тойота, впервые работавший в России. В зависимости от надобностей — камерная звучит музыка или симфоническая — акустика может меняться с помощью специальных панелей на потолке. Зал вытянутой формы рассчитан на 1100 слушателей (наверху — стоячие места для студентов), имеет современный европейский вид и встроен французским архитектором Ксавье Фабра в три стены, оставшиеся от сгоревших в 2003 году мастерских Мариинки.

"Мариинка-3" находится совсем недалеко от "Мариинки-1" и "Мариинки-2". То есть от основного здания, которое пока все-таки решили не закрывать на реконструкцию, и нового, только-только начинающего строиться (обещают закончить к 2009 году). Открытия концертного зала ждали еще летом, во время фестиваля "Звезды белых ночей". Строили днем и ночью, в жару и мороз — даже когда останавливалась техника. Но все равно не успели.

Тогда еще считалось, что основную Мариинку вот-вот закроют, и Мариинка-3 была спланирована как зал-трансформер с опускающейся оркестровой ямой, что делает ее более-менее пригодной и для оперно-балетных спектаклей. Но теперь в связи с изменившейся концепцией реконструкции это не очень актуально — спектакли пока есть где играть. Зато перед мариинским руководством встает непривычная задача организации постоянной (а не только звездной, по которой Гергиев большой специалист) концертной жизни. Следующий раз зал откроется 11 декабря. В программе — Моцарт.

Екатерина Бирюкова


27 дек 2006, 23:41
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=7684&cid=

Радио МАЯК

Добро пожаловать в концертный зал "Мариинский-3"

Концертный зал «Мариинский-3» открылся на этой неделе в Санкт-Петербурге. С подробностями - наш корреспондент «Маяка» в Петербурге Алексей Захарцев.

ЗАХАРЦЕВ: Самый современный в Питере и один из лучших в мире театральный концертный зал обустроили в историческом здании театральных мастерских 1900 года, в двух шагах от основной сцены Мариинки. Воссоздали фасад таким, каким его задумал в начале ХХ века театральный архитектор Виктор Шретер, а вот сцену и оркестровую яму сделали заново. Стены отделали деревянными акустическими панелями, и теперь по техническому оснащению и акустике специалисты сравнивают зал с лучшими концертными площадками мира. Великолепную акустику оценил президент Владимир Путин, побывавший на репетиции гала-концерта в новом зале. Глава государства отметил, что создание еще одной площадки Мариинского театра – пример успешного партнерства государства и частных инвесторов. Дело в том, что государство на строительство нового зала выделило 15 миллионов долларов, а 25 миллионов – частный бизнес. Об этом рассказал художественный руководитель Мариинки, народный артист страны Валерий Гергиев.

ГЕРГИЕВ: Мы собрали на зал внебюджетные средства, этот пример, по-моему, единичный в мире. Концертный зал станет нашей основной площадкой не только для оркестра и хора, но и для балета, и для оперы. Выступления балетного коллектива возможны в этом зале. Единственное, чего мы не можем сделать, так это показать «Войну и мир» или «Спящую красавицу», где нужно огромное количество декораций.

ЗАХАРЦЕВ: Построили театральный концертный зал очень кстати, в будущем году историческое здание Мариинского театра закроется на комплексный ремонт и реконструкцию. Вторая сцена по соседству еще только возводится, а один из оперных балетных центров мирового класса, такой как Мариинка не может кочевать по домам культуры. А тут пусть и не слишком просторное, но родное помещение, да еще и прекрасно оборудованное. Кроме артистов Мариинки здесь будут выступать ведущие музыкальные коллективы мира, приезжающие на гастроли в Петербург.


27 дек 2006, 23:43
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.rg.ru/2006/11/30/mariinka.html

Российская газета
Дата публикации 30 ноября 2006 г.

Третий зал Мариинки

Изображение

29 ноября - исторический день не только для Мариинского театра оперы и балета, но и для Петербурга. В присутствии президента России Владимира Путина был торжественно открыт концертный зал театра. Так отныне будет именоваться дом на улице Писарева в историческом районе Петербурга - в Коломне.

Здание это было построено в 1900 году по заказу Дирекции императорских театров архитектором Шретером как мастерская и хранилище декораций. В 2003 году здание, к тому времени уже находившееся в аварийном состоянии, сгорело. Осталась лишь фасадная стена.

И вот старинный дом возродился уже в новом качестве. Автор проекта французский архитектор Ксавье Фабр бережно сохранил все особенности замысла Шретера. А вот размеры здания увеличены почти вдвое за счет удлинения здания в глубь квартала.

- Теперь здесь, за исторической стеной, расположился зал почти на тысячу мест, - рассказал художественный руководитель театра Валерий Гергиев. - В новом зале - превосходная акустика, современнейшая театральная техника, которая позволит принимать лучших солистов мира. Автором оформления помещений стал Михаил Шемякин...

Для Петербурга реализация этого проекта особенно важна, потому что впервые столь масштабное сооружение появилось в исторической части города, ни на йоту не нарушив петербургского колорита. Параметры здания впечатляют: общая площадь - 7 тысяч квадратных метров, высота - 22,5 метра.

Проект носил инвестиционный характер. То есть на строительство не было потрачено ни копейки бюджетных средств. Насколько сложно было изыскать деньги, очевидно, знает только маэстро Гергиев, которому необходимо было уже в ходе проектных и строительных работ принимать решение о сокращении финансирования.

По официальной информации Мариинского театра, объем инвестиций в этот проект составил около 20 миллионов евро.

Наталья Орлова, Санкт-Петербург


27 дек 2006, 23:45
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID ... ueId=30265

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ
№ 224 (№ 3555) от 30.11.2006, ЧТ

Мариинка зазвучала по-японски
// Театр проверил акустику нового концертного зала на Владимире Путине


Вчера днем в историческом здании Мариинского театра прошел брифинг, посвященный открытию Концертного зала театра, за которым утвердилось неофициальное название третьей сцены Мариинки. А перед вечерним гала-концертом новый зал посетил президент РФ Владимир Путин.

Новая сцена построена на месте сгоревших театральных мастерских на улице Писарева, 20. В 1900 году архитектор Виктор Шретер возвел там театральные мастерские по заказу Мариинского театра, которые впоследствии были признаны памятником архитектуры функционального "кирпичного стиля". В 2003 году в мастерских вспыхнул пожар. Декорации сгорели, здание сильно пострадало (Ъ писал об этом 6 и 15 сентября 2003 года).
Далее все сложилось согласно поговорке "нет худа без добра". Валерий Гергиев решил мастерские не оплакивать, а найти деньги на строительство полноценного концертного зала. И нашел – часть у меценатов ($25 млн), часть у государства. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, вклад государства составил $15 млн.
Проект третьей сцены, созданный бюро французского архитектора Ксавье Фабра (который занимается и реконструкцией исторического здания Мариинского театра), предусмотрел сохранение уцелевшего в пожаре исторического фасада 1900 года. Зал оборудован всеми современными технологиями: сцена с мобильными блоками приспособлена и для большого симфонического оркестра с хором, и для камерных балетных вечеров с компактной оркестровой ямой.
Господин Фабр, представлявший собравшимся театр, сравнил эту работу с достижениями своих коллег, авторов других современных концертных залов, и явно остался собой доволен. Как он уверяет, новый концертный зал технологически и акустически один из самых современных в мире. За акустику концертного зала на 1150 зрителей отвечает Toyota, ангажированная также в строительстве второй сцены по проекту Доминика Перро. Специалист-акустик Ясухиса Тойота вместе с маэстро Гергиевым объездили два десятка ведущих театров и концертных залов мира, комбинируя лучшие акустические схемы. Теперь господин Гергиев собирается на практике при заполненном публикой зале проверить, как звучат различные инструментальные составы и голоса в отстроенном акустическом объеме. Господин Тойота предусмотрел коррекцию акустики для различных случаев – больших симфонических или камерных концертов, оперных постановок или балетов. Для этого зал оборудован специальными подвижными конструкциями, которые подгонят его акустику под необходимый формат.
Для начала репертуар третьей сцены составят объединенные в концерты программы "Вольфганг Амадей Моцарт", "Людвиг ван Бетховен", "Стравинский и его современники", "Фестиваль музыки Гектора Берлиоза", "Симфонии Малера", "Хоровые концерты". Первым слушателем нового Концертного зала стал Владимир Путин. Экскурсоводом президента России был сам господин Гергиев, дававший необходимые пояснения. Дирижер предложил президенту и сопровождавшим его министрам и губернатору Санкт-Петербурга занять места в зале, поднялся за пульт, и оркестр под его управлением приветствовал первых гостей новой сцены фрагментом из Римского-Корсакова.

ВЛАДИМИР Ъ-РАННЕВ


27 дек 2006, 23:46
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/region/piter/p ... &rubric=34

КОММЕРСАНТЪ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
№225 от 01.12.2006, ПТ

Японский акцент
// Открылась Третья сцена Мариинки


Внушительные пропорции нового концертного зала Мариинского театра только подчеркивали интимность общения президента, министров и глав субъектов федерации с Валерием Гергиевым и его оркестром

Новый зал открылся гала-концертом, эклектичность которого, видимо, должна была продемонстрировать акустические характеристики Третьей сцены, пригодные для музыки любых эпох и жанров. Самым ответственным для музыкантов стало "нулевое" отделение -- генеральная репетиция, первый ряд на которой заполнили главные слушатели страны: президент Владимир Путин, министр экономического развития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Президент, прослушав "Испанское каприччо" Николая Римского-Корсакова, вернулся к государственным делам. а его соратники остались послушать концерт полностью.
Оркестровые вещи сменялись ариями и сценами из опер, концертами для самых разных инструментов с оркестром. Акустические качества зала действительно оказались выдающимися. Звук распространяется ровно, без всплесков и провалов, акустика бережно доносит до слуха все оттенки интонирования. По уверениям создателей зала, архитектора Ксавье Фабра и инженера-акустика Ясухиса Тойота, каждая конструктивная и декоративная деталь здесь предельно функциональна. Замысловатая отделка деревянными плашками специально подобранных пород деревьев, слегка модернизированный амфитеатровый принцип расположения кресел и их особая конструкция создали не только превосходный акустический объем, но и одинаково удобные условия для любого слушателя, хоть в партере, хоть на верхних балконах.
К сожалению, нельзя сказать то же о дизайне опоясывающих зал помещений, к отделке которых господин Фабр не имел отношения. Четыре уровня фойе и коридоры не отличить от городских торговых центров самых типовых образцов. А символические "часы вечности" Михаила Шемякина, подвешенные на серой гранитной стене, включают в ассоциативный ряд еще и станции метрополитена 1970-1980-х годов с громоздкими панно и барельефами. Но нулевой отметки фантазия декораторов достигла в росписях на темы русских опер и нотных станах, пущенных по всем горизонтальным поверхностям.
В завершение концерта Валерий Гергиев предоставил слово высоким гостям. Юрий Лужков решил было, что ему предстоит спеть трио с министрами, и предложил им немедленно приступить к делу. Но тут же был разочарован, когда те приступили к речам, в которых отмечались заслуги господина Гергиева и его способность убеждать министров помочь ему в трудную минуту. Имелось в виду, что собранных самой Мариинкой средств не хватало на завершение строительства зала. Сроки поджимали: случись задержка, с января 2007 года театр вообще остался бы без сцены, так как главное здание закроют на ремонт. 15 млн рублей, выделенных правительством, хватило и на строительство, и на приведение в порядок окружающей зал территории. Под занавес Валерий Гергиев пригласил выступить господина Тойота. Но вместо него на сцену поднялся генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге, вручивший маэстро Гергиеву орден Восходящего солнца. Худрук Мариинки и его оркестр отблагодарили японцев бодрой музыкой Штрауса.

Владимир Раннев


27 дек 2006, 23:48
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Афиша №24(92)
с 25 декабря 2006 г. по 7 января 2007 г.

Лабиринт Фабра
Новый концертный зал Мариинского театра


текст: Ольга Манулкина

В краснокирпичных мастерских Мариинского театра на улице Писарева до сентября 2003 года размещались столярный и слесарный цеха, склад декораций и живописный зал. Три года назад памятник архитектуры, построенный в 1900 году архитектором Шретером, сгорел. Восстанавливать мастерские не стали. Новые склады — аж в Шушарах, мастерские на Киевской, живописный зал утерян.
Гергиев решает, что на пепелище должен появиться концертный зал: он-де театру нужнее. Проект носит условное название Мариинка-3: Мариинка-1 — основная сцена, подлежащая реставрации, которая, впрочем, начнется после постройки Мариинки-2, новой сцены театра на месте ДК Первой Пятилетки.
Переделывать Мариинку-1 будет бюро Fabre/Speller et Pumain; цель — модернизация с сохранением исторической части. Основатель бюро, француз Ксавье Фабр считается важным специалистом по реставрации театров. 14 июля 2004 года Гергиев привел Фабра на пепелище и спросил, что можно сделать. Тот рассказал.
Одним из требований Гергиева было участие в проекте Ясухисы Тойоты — японского специалиста по акустике. Его фирма Nagata Acoustics работала, среди прочего, на строительстве Walt Disney Concert Hall в Лос-Анджелесе.
В отличие от Мариинки-2, проект которой обсуждался всем миром, Мариинка-3 взялась будто ниоткуда. Стройка была закончена за невероятные 15 месяцев. К саммиту все равно не успели, но жертвой аврала пал первый комплект уникальных акустических панелей для облицовки зала: крышу еще не установили, и их погубил дождь.
Три оставшихся шретеровских стены спас Фабр, переубедив русских партнеров, настроенных разрушить все до основания. Он же настоял на том, чтобы перед залом была площадь, которая открывается теперь с улицы Декабристов. Стадион Академии имени Лесгафта при этом пришлось подрезать.
Соединив две формы зала, его создатели стремились совместить и два типа акустики: венского зала Musikverein (shoe box), который дает насыщенный и теплый звук, и ступенчатой террасы зала Берлинской филармонии, где звучание ясное и прозрачное. Кроме того, зал обшит сделанными по заказу финскими панелями — деревянной «плетенкой» — и резонирует, как корпус гигантского музыкального инструмента. Во время огромной и намеренно пестрой тест-программы зал хорошо отзывался и на Верди, и на Стравинского, и на Шостаковича. В этой акустике идеально будет звучать и барокко.
Над 20-сантиметровой акустической панелью на потолке есть еще и слой меди: это означает, что большая часть мобильников в зале просто не работает.
Кроме того, по всему потолку сделано 60 неболъших люков: через них на тросах можно спускать элементы сценографии.
Фойе удалось меньше. Там висят панно Шемякина, а плафоны расписаны сценами из опер и нотными примерами.
Кажется, что если бы судьба предоставила Гергиеву выбор, то он дирижировал бы только оркестром без отягчающих обстоятельств в виде оперных солистов, хора и балета. Страсть к чистой оркестровой музыке он до сих пор удовлетворял на западных гастролях и симфоническими концертами в Мариинке, для этого не слишком пригодной. Теперь у Гергиева есть свой концертный зал.

Концертный зал Мариинского театра, 326 4141 (касса), Писарева , 20 М. Садовая, Сенная площадь

скан


27 дек 2006, 23:54
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
TimeOut Петербург №27-01
декабрь 2006 - январь 2007

Поговори с ним

Борис Филановский
о новой музыке, написанной для нового зала


В Мариинском-3 пройдет мировая премьера нового сочинения московского композитора Ольги Бочихиной. Это первый случай, когда театр, прежде не замеченный в передовых музыкальных устремлениях, призывает молодого автора и хочет от него новой музыки. Бочихиной 26 лет, родом она из города Кирова. Закончила Московскую консерваторию у композитора Владимира Тарнопольского, борца за все новое в академической музыке. Выиграла композиторский конкурс им. Юргенсона, который ежегодно проводится в Москве.
А заказали новую музыку так. Года два назад Мариинский театр провел молодежный композиторский конкурс на написание оперы. Участникам обещали, что победившие опусы будут поставлены Академией молодых певцов, чего не произошло; результаты, как и сам конкурс, даже не были объявлены публично. Но теперь выясняется, что случилось все это не зря: спустя год Бочихина как одна из победителей смогла встретиться с Гергиевым и ознакомить его со своей музыкой. Видимо, музыка Гергиеву понравилась (и правильно, Бочихина очень талантлива), потому что он сделал девушке предложение, от которого, наверное, не отказался бы ни один русский композитор независимо от возраста: написать концерт для скрипки и оркестра, чтобы его можно было сыграть в один вечер с каким-нибудь из пяти скрипичных концертов Моцарта. По словам Бочихиной, это казалось ей делом довольно щекотливым, потому что сохранить свое лицо, идя на поводу у Моцарта или вступая с ним в диалог, очень трудно: силы неравны. Но Ольга нашла остроумный выход из деликатного положения. В классическом концерте для сольного инструмента с оркестром почти всегда бывает каденция - место, где оркестр, уже подойдя к концу, вопросительно умолкает, а солист остается один и должен показать себя во всем виртуозном блеске. Раньше каденция вообще не выписывалась нотами. Во времена Моцарта, да и позже исполнитель, которым очень час-то бывал сам автор, просто импровизировал ее. Моцарт оставил несколько каденций к своим клавирным и скрипичным концертам, но он их не написал, а именно записал задним числом, уже сымпровизировав. Бетховен писал каденции к концертам Моцарта, современные солисты нередко сочиняют собственные каденции к классическим концертам и позволяют себе изрядно отклоняться от стиля. Такое уж это свободное место в произведении, делай почти что хочешь. Вот Бочихина и решила написать целое произведение как каденцию к концертам Моцарта, ко всем сразу и ни к какому в отдельности. Как будто каденция есть, а самого концерта нет. Поэтому ее играют все вместе, и солист, и оркестр. И, конечно, это никакая не стилизация, а наоборот, дерзкий ответ прекрасному классическому идолу. Ответ длиной в четверть часа, то есть раз в семь длиннее средней каденции.
И наш ответ Моцарту, и его вопрос в виде Третьего скрипичного концерта исполнит молодой скрипач из Зальцбурга Давид Фрювирт, известный своими исследованиями и записями редко играемых или просто забытых произведений, написанных между мировыми войнами. Оркестром Мариинского дирижирует Валерий Гергиев. На сладкое дают последнюю, Сорок первую симфонию Моцарта. Уже современники считали ее венцом симфонического искусства и почтительно называли «Юпитером».

Бочихина и Моцарт, Скрипичные концерты
29 января, КЗ «Мариинский»


10 янв 2007, 00:28
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2007/2/10/169106.html

Время новостей N°2
11 января 2007

Разведка боем
Мариинский театр осваивает свой новый концертный зал


Изображение

Сверхбурная жизнь Мариинского театра в сфере творческой, то есть нематериальной, естественным образом продолжается и в мире вещном, преобразуя материальную среду. Затеянные Валерием Гергиевым стройки и реконструкции фонтанируют таким количеством новостей и вокруг них пузырится такое количество слухов, что ситуацию требуется структурировать ежемесячно, если не ежедневно.

Итак. Под строительство нового театра («Мариинка-2»), который должен расположиться напротив старого, через Крюков канал, давным-давно снесли квартал, оградили забором получившийся пустырь, и все на какое-то время затихло, а сейчас оттуда начали доноситься признаки некоторой жизнедеятельности. Принятый проект архитектора Доминика Перро не прошел Главгосэкспертизу, и когда будут устранены технические претензии, неясно. При этом периодически с разных закрытых заседаний доносятся глухие слухи о взаимном недовольстве русской и французской сторон и чуть ли не о назревшем разрыве отношений -- впрочем, официально опровергаемые.

Историческое здание («Мариинка-1») на Театральной площади должно было закрыться на радикальную реконструкцию аккурат сейчас, предполагалось, что, пока строят новую сцену, труппы будут гастролировать и работать в Петербурге на арендованных площадках. Этот план отменен, сверстан репертуар до конца сезона, назначены премьеры, спланированы фестивали, жизнь идет как ни в чем не бывало. Притом автор проекта реконструкции французский же архитектор Ксавье Фабр утверждает: конструкции столь обветшали, что не сегодня-завтра чуть ли не крыша рухнет и балконы обвалятся. Также monsieur Фабр в конце декабря специально поведал российской прессе, что контракт с ним расторгнут -- и, типа, очень жаль.

Зато другой проект Фабра, хоть и не в точности, реализован. Причем по-гергиевски: чтоб к утру стоял дворец каменный с золотыми маковками. В сентябре 2003-го сгорели декорационные мастерские Мариинского театра, которые с начала ХХ века помещались в специально построенном архитектором Виктором Шретером здании в десяти минутах ходьбы от Театральной площади. Валерий Гергиев принял решение превратить руины в новый концертный зал («Мариинка-3»). Несколько меньше года заняла разработка проекта, несколько больше -- собственно стройка. Удалось собрать 25 млн долл.меценатских денег, еще 15 подкинуло государство. Вчерне все было готово уже прошлым летом, тогда же прошла первая публичная акустическая репетиция, в ноябре залом похвастались перед Путиным, а к концу года «пробы пера» приобрели систематический характер. Новогодний гала-концерт снимал канал Arte, кроме того, приглашенной публике (билеты пока не продаются) дали продегустировать еще две симфонические программы и, наконец, оперу Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в концертном исполнении.

Вся эта работа имеет целью освоение нового пространства -- прежде всего звукового. Акустику делал крупнейший мировой специалист в этой области Язу Тойота. Зал -- сложносочиненное пространство, сверху донизу обшитое охристыми ребристыми деревянными панелями. Вмещается 1100 человек. Публика окружает сценическую площадку со всех сторон на разных уровнях (общая мизансцена напоминает заседание межгалактического совета в «Звездных войнах»). Сцена легко меняет конфигурацию -- все поднимается и опускается, можно как угодно разместить оркестр, хор и солистов, давать в так называемых полуконцертных исполнениях оперы и балеты, наконец, проводить всякие заседания и конгрессы. Видно и, главное, слышно отовсюду прекрасно -- достоинство и опасность одновременно.

В чем можно было убедиться на «Бенвенуто Челлини». Пышная трехактная многокрасочная опера Берлиоза необычайно наглядно проявила лучшие и прочие стороны гергиевского хозяйства. Театр обратился к этому произведению, имея амбицию доказать, что оно незаслуженно редко исполняется. Что оркестру вполне удалось -- он во всей красе представил слушателю нарядную партитуру. Певческое качество варьировалось в очень широком диапазоне. Бесспорным лидером стала Анастасия Калагина -- Тереза: ее свежее, светлое, легкое сопрано и обаятельность сценической манеры вновь, после «Путешествия в Реймс», где она блистала вокально и актерски, буквально брали в плен. Как всегда, надежный и убедительный Геннадий Беззубенков, один из лучших местных басов, веско озвучил маленькую партию Римского Папы. Ребята из Академии молодых певцов Мариинского театра старались -- с разным результатом. А вот если бы Челлини ваял, как тенор Август Амонов пел заглавную партию, его скульптуры развалились бы на стадии отливки. В общем, в новом зале достоинства и недостатки предстают не только неприкрытыми, но -- высвечиваются, подчеркиваются.

После концерта Валерий Гергиев ответил на вопросы «Времени новостей».

-- Валерий Абисалович, каковы репертуарные планы новой площадки?

-- Сейчас для меня главное -- не то, что здесь будет происходить, а сегодняшние недостатки. Нужно доделать все, что требуется доделать, потому что не годится, если уже приходят зрители, выступают разные коллективы, а публика или артисты заметят, что где-то что-то протекает, запах остался, с пожарной безопасностью не до конца разобрались и т. д. Это хозяйственные вопросы, но они важны. Думаю, за две-три недели мы их решим. Кроме того, есть оркестровая яма -- надо проверить, как там будет звучать оркестр. Проверить, как балету работается на этом полу. Солистов мы сегодня поставили за оркестр повыше, а в "Дон Жуане", который был в декабре, они стояли пониже -- и это надо проверять. Мы добились главного: здесь все звучит, теперь можно пробовать варианты.

-- Когда официальное открытие?

- Я считаю, что оно произошло. Здесь уже побывало столько серьезных, известных людей со всего мира, уже все знают, что в Петербурге теперь есть новый концертный зал очень высокого класса.

-- И все-таки репертуар?

-- Он сформирован до 2008 года. Прежде всего это площадка оркестра Мариинского театра. Будет цикл симфоний Малера, которого мы, к примеру, в Японии сыграли полностью, а дома еще не все. Симфонии и концерты Бетховена. К 125-летию со дня рождения Стравинского -- цикл «Стравинский и его современники». Сибелиуса практически всего сыграем. Конечно, здесь будут мои друзья, лучшие мировые дирижеры и солисты, которые сотрудничают с Мариинским театром. И наши молодые певцы -- они сейчас учат «Дочь полка», думаю, для огромного театра опера Доницетти мелковата, а для этого зала в самый раз.

-- Поздравляя с новым залом, не могу не спросить: как на сегодняшний день обстоят дела с реконструкцией старого здания и строительством второй сцены?

-- Точно могу сказать: основное здание еще почти два года не закроется. Хотелось бы быстренько все реконструировать и открыться, но практика показала, что можно быстро репетировать и ставить спектакли, а не строить. И концертный зал удалось сделать в такие сроки, потому что это были не бюджетные деньги. Если бы были бюджетные -- мы бы до сих пор бегали по кабинетам...

-- Реконструкция будет по новому проекту, с новым архитектором?

-- Старый проект никому не мешал. Это две абсолютно надутые истории -- и про Перро, а уж про Фабра -- тем более. Это все сказки Перро! Никто не рвал никаких контрактов, просто проект отложили на полтора-два года. Оказалось, что Мариинскому театру некуда уходить -- Дворец культуры Ленсовета, который предполагался как временная площадка, выдвинул совершенно неприемлемые условия аренды.

-- А вторая сцена?

-- Там идет строительство, посмотрите.

-- Из-за забора не видно. То есть все по плану?

-- Да. Просто «Газпром» со своим проектом 300-метровой башни нас как-то заслонил, и мы тихо-тихо, скромно будем строить свой театр. Хотя Доминику Перро нужно понять, что в России нельзя работать так, как он привык в Париже.

Если попробовать взглянуть на эти три переплетающихся сюжета, как писал Томас Манн, «в свете неведомой судьбы», можно увидеть нечто провиденциальное в том, что могучие воля и энергия Валерия Гергиева, которым, казалось, подвластно все, так блестяще воплотились в новый концертный зал и буксуют на пустыре, назначенном для зала театрального. Необходимость последнего обосновывалась тем, что сложнопостановочные спектакли типа «Войны и мира» А. Кончаловского требуют современного оборудования, без которого приходится монтировать декорации по три дня. Но ту же «Войну и мир», как и некоторые другие аналогичные блокбастеры, лучше бы не монтировать быстро, а -- не монтировать вовсе. Может быть, то, что стройка тормозится, есть знамение театральных богов? А то, что самая качественная и даже драгоценная часть Мариинского театра -- оркестр -- так быстро получила отличный зал, есть акт благоволения богов музыкальных?

Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург


12 янв 2007, 00:44
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm? ... V_Articles

Санкт-Петербургские ведомости
Выпуск № 003 от 11.01.2007

Колыбель для оркестра

Новый концертный зал Мариинского театра, при проектировании имевший кодовое имя "Мариинский-3", значительно обогнал своего помпезного старшего товарища - долгострой "Мариинский-2". Концертный зал создан ударными темпами за полтора года. И уже месяц работает в тестовом режиме. Когда он откроется для всех зрителей, неизвестно, но уже понятно, что в самое ближайшее время. Пока руководство театра держит паузу.

Изображение

Водители маршрутных такси, которые курсируют по улице Декабристов, на просьбу остановить у концертного зала реагируют не переспрашивая. Пусть он еще не открыт, пусть скромное на вид здание утоплено в нише на краю маленькой площади, пусть нет на фасаде афиш с громкими именами - о нем уже все равно все знают. И даже те, кто там не был, как-то заранее гордятся.

Есть чем: концертный зал построен с учетом новейших архитектурных и акустических технологий, в России он такой один. Кроме того, этот проект Мариинки как нельзя лучше иллюстрирует оптимистичную поговорку про то, что "не было бы счастья, да несчастье помогло". Концертный зал был воздвигнут на пепелище после пожара, который осенью 2003 года вспыхнул в здании декорационных мастерских Мариинского театра. Огонь уничтожил тогда все хранившиеся там костюмы и сценический инвентарь. Да и сам дом пострадал порядочно. Все ждали, что остатки его тихо-мирно снесут, но Валерий Гергиев выдвинул сумасбродную, как тогда многим показалось, идею переоборудовать здание в новейший и прекраснейший концертный зал.

Сторонников сумасбродства среди спонсоров нашлось достаточно - риск у нас любят. Нефтяные, металлургические, оборонные, транспортные концерны, банки и даже шоколадные магнаты вложились в строительство "Мариинского-3" рублем и долларом.

Изображение

Акустикой зала занялся Ясухиса Тойота, директор инженерной компании Nagata Acoustic (именно он создавал звуковое пространство в лос-анджелесском "Дисней Холле" и был акустическим дизайнером знаменитого концертного зала в японском городе Саппоро). А над внешним видом здания стал трудиться француз Ксавье Фабр. Он не обладает слишком громким именем в области мировой архитектуры, зато и проект свой не счел доминантой пейзажа. Амбиции в стиле "до основанья мир разрушить" у Фабра, к счастью, тоже не было. Поэтому бывший декорационный магазин не стали ровнять с землей ради возведения какого-нибудь чудо-облака из стекла и асфальтобетона. Напротив, его бережно восстановили. В том числе был реконструирован фасад работы Виктора Шретера вплоть до мельчайших деталей, исторических надписей и металлического декора.

Правда, теперь этот фасад, обращенный к улице Писарева, превратился в "корму" здания, а центральный вход расположился с другой стороны. Часть дома, придуманная Фабром, олицетворяет собой нынешний век - простенько, технологично и со вкусом. Без лишних рывков, чудачеств и ломаных линий.

Сложностей и архитектурно-инженерных изысков хватает и внутри. Зал сделан, как говорят специалисты, в форме подошвы. Фабр, однако, считает, что лучше всего описывает его устройство термин "колыбель". Ну а допущенные туда зрители, обсуждая увиденное, оперируют словом "яйцо". Сходятся они в одном: зал-трансформер, где сцена, партер и бельэтаж могут двигаться в соответствии с творческими задачами, - штука, без сомнения, необыкновенная. А то, что он целиком отделан деревом, не только способствует лучшему звучанию оркестра (никаких акустических заглушек здесь нет - "ни колонн, ни мрамора, ни тряпок", как выражается доктор искусствоведения Леонид Гаккель), но и добавляет уюта. Разглядывать во время симфонического концерта волнообразные панели и шершавые выступы, принюхиваться к легкому запаху леса - все это добавляет мощи целительной силе искусства.

Изображение

Недостатков у нового зала немного. Во-первых, зрительные ряды очевидно не рассчитаны на людей крупной комплекции - протиснуться тут трудновато. Во-вторых, убранство фойе, наверное, продумывалось в спешке и оттого слегка напоминает интерьер какого-нибудь торгово-развлекательного комплекса. Ну и
в-третьих, недостатки - прямое следствие достоинств. Из-за великолепной акустики пиликающие в партере мобильники слышны даже на галерке. Впрочем, как говорит Леонид Гаккель, "мобильники в театральный набор не входят", поэтому театр рассчитывает на зрительскую сознательность.

Алла ШАРАНДИНА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


12 янв 2007, 00:46
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 170


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB