Текущее время: 29 апр 2024, 02:24



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
юбилей 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение юбилей
http://www.ng.ru/saturday/2006-12-29/16 ... ovich.html

Независимая газета
29.12.2006

Новатор и диктатор
Юрию Григоровичу исполняется 80 лет


Изображение
Юрий Григорович возглавлял балет Большого театра тридцать лет.

Большой театр посвящает юбилею Юрия Григоровича январскую афишу. Кроме проката его главных балетов планируется специальный вечер. Григорович только что выпустил редакцию балета «Иван Грозный» в Краснодаре – здесь юбиляр трудится в последние годы, и благодарная Кубань зимой намерена арендовать сцену Ковент-Гардена: чествовать хореографа будут и в Лондоне.

Юрий Николаевич Григорович возглавлял балет Большого театра тридцать лет. За это время главный балетмейстер воспитал поколения зрителей и артистов, для которых его стиль в балете – почти единственно возможный. Когда в зале и за кулисами театра кто-то возмущается танцевальными нововведениями, эталоном истинного искусства выступают балеты Григоровича. Клака ГАБТа боготворит Ю.Н.Г. до сих пор. На спектаклях можно услышать крики из зала: «Григорович – гений!». Особенно громко кричат, если дают премьеру балета, поставленного не Григоровичем.

А начиналось все с точностью до наоборот.

Амбиции ниспровергателя

О Григоровиче заговорили в конце 50-х годов, а в начале 60-х многие уже были уверены, что в его лице грядет выход из творческого кризиса, охватившего советскую хореографию сталинского образца. Адепты старого «драмбалета» (авторы и критики) произносили имя Григоровича с зубовным скрежетом. Молодая поросль внутри театра и на страницах газет, наоборот, приветствовала его поиски «симфонического танца» как глоток свежего воздуха. За плечами Ю.Н.Г. к тому времени были новаторские спектакли «Каменный цветок» и «Легенда о любви», поставленные в Ленинграде. Григорович привел советский балет в эстетическое соответствие со временем «оттепели». В его спектаклях нравился отказ от прямой иллюстративности за счет режиссерских и пластических обобщений.

Григорович – ленинградец по рождению, внук царского адмирала Альфреда Розая и племянник Георгия Розая (солиста русского императорского балета и дягилевской антрепризы). Незаурядный характерный танцовщик Григорович 18 лет танцевал в труппе Кировского (Мариинского) театра. Первый балет будущего хореографа – «Аистенок» – был поставлен в самодеятельном театре. Когда пожилой властитель балета Кировского театра Константин Сергеев стал вставлять палки в колеса молодому сопернику, Москва стала спасением – Григорович, полный творческих амбиций, переехал в столицу. В 1964 году 37-летний хореограф был назначен главным балетмейстером Большого театра.

Кто в доме хозяин?

Хроника постановок Григоровича в Большом театре: «Каменный цветок»(1959), «Легенда о любви» (1965), «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), «Ангара» (1976), «Ромео и Джульетта» (1979), «Золотой век» (1982). Плюс версии «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Жизели», «Дон Кихота», «Раймонды», «Баядерки» и «Корсара». Григорович обласкан «сверху»: Ленинская премия за «Спартака», Государственная премия за «Ангару» – балет о сибирской рабочей молодежи, звания народного артиста, Героя Социалистического Труда. И возможность беспартийному хореографу возглавлять труппу главного театра страны. (Случилась, правда, неувязка с «Лебединым озером». Григорович мечтал сделать трагический финал балета, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетта много лет не погибала, а воссоединялась с Принцем. Когда Ю.Н.Г. несколько лет назад восстанавливал балет, никто не мешал ему закончить спектакль по собственному желанию. Одетта скончалась.)
На первом этапе все было прекрасно. Молодые артисты Григоровича любили, в том числе и будущие враги. Владимир Васильев и Марис Лиепа с восторгом участвовали и прославились в «Спартаке». «Щелкунчик» признан одной из лучших в мире балетных версий музыки Чайковского. «Спартак» Большой театр долгие годы называл своей «визитной карточкой» (по свидетельству Николая Цискаридзе, за билеты на «Спартак» можно было «выменять подписку на редкие книги или устроиться к хорошему врачу»). Лучшие спектакли Григоровича вошли в «золотой фонд» ХХ века.

Со временем в Большом балете начались проблемы. Григорович получил огромную и несменяемую власть. «Грозный» в общественном мнении не был принят однозначно: автора упрекали за сочувствие идее «цель оправдывает средства». Аскетизм танцевальной лексики Григоровича нравился далеко не всем. Многие были недовольны, что Ю.Н.Г. заменил собственным шекспировским балетом старый шедевр Леонида Лавровского. Как часто происходило в Большом театре в разные периоды его истории, началась «подковерная» борьба, хождения знаменитостей по инстанциям «за» и «против» Григоровича, пошли собрания балетной молодежи, требовавшей освободить им место в спектаклях за счет «состарившихся» народных артистов. В начале 90-х немецкий журнал «Шпигель» опубликовал статью, обвинявшую Ю.Н.Г. в авторитарном руководстве и творческом монополизме. Странным казалось и долгое бездействие хореографа: «Золотой век», во многом – цитатник собственных произведений со следами творческой усталости, стал последней оригинальной постановкой главы балета ГАБТа. С 1982 года Григорович не ставит ничего нового. В его творчестве останутся лишь редакции классики и перелицовки прежних работ.

За время правления Григоровича балетная труппа выезжала танцевать за границу около ста раз. Когда-нибудь напишут захватывающую эпопею на тему «Зарубежные гастроли советских театров как рычаг управления и способ подавления недовольных». Пока эта трагикомедия больше известна в закулисных рассказах очевидцев, только Майя Плисецкая приоткрыла занавес в откровенных мемуарах. С течением времени Ю.Н.Г. стал неприкасаемым для критики. Когда в издательстве «Искусство» чудом вышла книга, в которой подвергались сомнению некоторые аспекты гениальности Ю.Н.Г, автор стал получать угрозы по телефону, редактор, пропустивший крамолу, был уволен, появились разгромные рецензии на издание.

Конец эпохи

7 марта 1995 года главный балетмейстер ушел из Большого театра по «собственному желанию»: он узнал, что ему на смену готовят Владимира Васильева. С увольнением Ю.Н.Г. «наверху» изменили структуру руководства театром: указом президента Ельцина была упразднена должность главного балетмейстера, отныне балет возглавляет художественный руководитель. После ухода Григоровича ГАБТ сотрясла забастовка: 10 марта верные люди в труппе в знак протеста сорвали показ спектакля «Ромео и Джульетта».

Увольнению предшествовал конфликт Ю.Н.Г. с директором Большого театра Владимиром Кокониным. Директор захотел внедрить в театре контрактную систему, а это означало конкурс на руководящие творческие должности. Такого главный балетмейстер стерпеть не мог. В прессе появилось совместное «открытое письмо», подписанное Григоровичем, главным художником ГАБТа Валерием Левенталем и главным дирижером Александром Лазаревым. Они обвинили Коконина в узурпации власти и одновременно покинули ГАБТ.

Свободное плавание

Григоровичу предложили работу в Краснодаре. Там он воссоздал почти все свои балеты и учредил международный балетный конкурс. В 1999 году Ю.Н.Г. чуть не сорвал гастроли балета Большого театра в Лондоне. Григорович потребовал заплатить ему «вперед» 100 тысяч фунтов по авторским правам. Театр настаивал, что права принадлежат ему как работодателю постановщика, а не Григоровичу, который должен был в любом случае получить отчисления от сборов со спектаклей. Конфликт удалось уладить.

Григорович вернулся в ГАБТ, когда Васильева на посту директора сменил Геннадий Рождественский. С тех пор Ю.Н.Г. изредка посещает театр как зритель, но регулярно возвращается как восстановитель своих балетов и глава балетных конкурсов. В интервью он мягко критикует политику нынешней администрации «за перегиб в сторону современного балета». С гордостью вспоминает: «Когда я работал в Большом, балетные спектакли устойчиво давали полные сборы. Опера – когда как». Иногда откровенничает: «Я пил и пью водку всегда, но никогда – с горя».

Причины дружбы Григоровича с Анастасией Волочковой за многие годы обросли версиями и слухами, но факт остается фактом: когда Ю.Н.Г. возобновлял в Большом «Лебединое озеро», он поставил условие: главную роль – Волочковой. В конфликт балерины с театром Ю.Н.Г. публично не вмешивался, но в интервью он часто говорит про «уникальное дарование» и талант «волшебной танцовщицы». Волочкова получила приз на возглавляемом Григоровичем балетном смотре «Бенуа де ла данс». Церемония выдачи приза спровоцировала скандал и крики «Позор!» в зрительном зале.

За всю жизнь Ю.Н.Г. поставил около 20 балетов (вместе с редакциями классики). Для сравнения: ровесник Григоровича Морис Бежар, активно творящий до сих пор, сочинил около двухсот балетов, считая одноактные. Григорович то заявлял о «Мастере и Маргарите», то обещал «Золушку». Последняя попытка была продекларирована в ГАБТе несколько лет назад – балет на музыку Шостаковича «Болт». Но все осталось в разговорах.

В последние годы Григорович вместе с женой, Натальей Бессмертновой, ездит по свету, ставит в разных театрах мира свои балеты. Иногда что-то слегка меняет в них, как правило, сокращает. Спектакли Григоровича для одних – откровение, для других – балетный музей и памятник «суровому стилю» советских шестидесятников. Его постановки востребованы: сегодня не всякий хореограф владеет большой формой и умеет «собрать» спектакль в нескольких действиях. У Григоровича масса эпигонов. То, что было революционным, стало консервативным и академическим. Так часто бывает в истории искусства.

Майя Крылова


29 дек 2006, 01:50
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.gzt.ru/culture/2007/01/15/220005.html

"Русский человек танцует, потому что не может не танцевать"
Звезда мирового балета Людмила Семеняка - в интервью "Газете"


Изображение

Сегодня отмечает юбилей Людмила Семеняка, в недавнем прошлом прима, а ныне - педагог Большого театра. На сцене она покоряла публику глубиной и безупречной техникой исполнения, красотой линий и многообразием ролей - от принцессы Авроры, Одетты-Одиллии и Жизели до леди Макбет и Джульетты, от советской девчонки Валентины в «Ангаре» до царицы Анастасии и Сони Мармеладовой. Теперь известная балерина передает секреты танцевального и актерского мастерства молодым талантам Большого. В интервью корреспонденту "Газеты" Ярославу Седову Людмила Семеняка размышляет о преемственности традиций в балете.

- Что вы считаете наиболее важным в сегодняшнем взаимодействии классического и современного танца?

- За современный танец я абсолютно спокойна. Он может развиваться любыми зигзагами, заблуждаться - это дело новаторское, экспериментальное, спорное и т.д. Что касается танца классического - очень важно, чтобы он не просто сохранялся в первозданных образцах старинной хореографии, но и претворял давние традиции в сегодняшнюю действительность, соединял одно и другое. Мы постоянно задаем себе вопрос: для чего существует то, чем мы занимаемся, - искусство балета? Чем его только не считали, что в нем только не находили! В одну эпоху оно прозвучало с интонацией царского времени, в другую - советского, теперь уже постсоветского. Мне интересно, как мы дальше будем звучать и на основе чего? Самая сложная задача сейчас - отбор: что все-таки является истинным воплощением идей, завещанных нам балетмейстерами прошлого?

- В чем, по вашему мнению, секрет жизнеспособности хореографии Мариуса Петипа, создателя главных "хитов" русского классического балета, которые не теряют популярности второй век подряд?

- Петипа приехал из Франции в Россию в период, когда наш национальный танец был на столь высоком уровне развития, что можно было свободно вести диалог с европейской хореографической мыслью. Петипа сумел соединить две культуры, преподнести французскую школу как заново рожденное чудо, наполнив ее русской танцевальной душой. Русский танец силен своей фольклорной основой, то есть опорой на некие базовые природные начала, на то, чем вообще человек дышит. Когда танец отрывается от подлинных корней, возникают умозаключения на тему танца, какая-то компьютерная комбинаторика - меня это мало интересует. В этом можно покопаться, но и только. Но если я вижу танец, основанный на достижениях какой-либо духовной сферы, уклада жизни, того, в чем человек полноценно проявляет свою душу, - тогда это для меня настоящее искусство.

- В какой мере нынешние исполнительские тенденции нашего балета следуют такому пониманию танца?

- У нас сегодня много изумительных исполнителей, которых можно классифицировать по их достижениям. У одного - те или иные физические данные, у другого - тот или иной темперамент, выразительность и т.д. Но мне кажется, что исчезает тип универсального исполнителя, гармонично сочетающего весь комплекс танцевальных и артистических качеств. Это при том, что в амплуа теперь все универсальны: все танцуют всё. Получается, что критерии размываются, стираются. Корону надела - и пошла танцевать. Но это еще не значит, что стала принцессой.

- А в чем основа художественных критериев русской балетной школы?

- Если русский человек танцует - так это потому, что он не может не танцевать. Русская душа всегда принадлежит какому-то высшему пространству. Вот мы говорим о единой школе русского балета, хотя знаем, что она впитала много разных школ. Но она есть, называйте ее брендом или как хотите еще. И она победила в мире: искусству придворному, буржуазному, развлекательному, каким балет мог бы быть, русская школа предложила встать на такую высоту гуманистического начала, что весь мир преклоняется. Это же не истерика и не коммерция. Такое искусство - потребность всколыхнуть в себе лучшие чувства, и русский балет ей отвечает. Этим прекрасно пользовалась в свое время наша политика, теперь учится пользоваться бизнес - да пожалуйста, пусть пользуется кто угодно. А создают балетное искусство люди в репетиционных залах. Вступив в новую профессию педагога, я поняла эту ответственность. Мы так часто живем фетишами, ищем какую-то глубокую национальную идею. Лично для меня нет национальной идеи глубже, чем сохранять русскую школу классического танца. Этим я и занимаюсь.

15.01.2007 / ЯРОСЛАВ СЕДОВ
Материал опубликован в "Газете" №6 от 16.01.2007г.


16 янв 2007, 10:32
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 173


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB