Текущее время: 28 мар 2024, 12:09



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
"Кольцо вокруг кольца" 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение "Кольцо вокруг кольца"
http://www.svoboda.org/programs/otbe/20 ... 102704.asp

Премьера бежаровского балета

Редактор и ведущий Иван Толстой

Иван Толстой: В Берлине в эти дни - премьера балета Мориса Бежара "Кольцо вокруг кольца" по оперному циклу Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга". Это вторая версия почти пятичасового балета, который впервые увидел свет рампы также в Берлине в 1990 году. О новом вхождении Бежара в мир Вагнера (а маэстро лично участвует в репетициях) рассказывает Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Рихарда Вагнера без преувеличения можно назвать культовой фигурой немецкоязычного мира и, хотя, в остальном мире популярность композитора не столь велика, он, безусловно, явление мирового масштаба. Творчество Вагнера оказало сильное слияние на композиторов последующего поколения - Брукнера, Вольфа, Малера, Рихарда Штрауса, и составило эпоху в музыкально-театральном искусстве. Среди мифологических прототипов героев Толкиена можно также встретить и героев "Кольца Нибелунга" Вагнера. В русский язык, в частности, вошло вагнеровское слово лейтмотив. Музыку Вагнера можно не знать, можно знать и не понимать, не принимать, не любить, можно и полюбить, а полюбив, начать боготворить. Амплитуда велика. Можно никогда не слышать опер Вагнера, но невозможно не знать тему полета Валькирий из первого и последнего в истории оперы сериала "Кольцо Нибелунга". Четыре оперы, объединенные этим названием, должны звучать в общей сложности 14 часов чистого времени. Вокруг "Кольца" Вагнера, над которым композитор работал 25 лет, появилось после его смерти много других колец и интерпретаций. Одно из них, созданное пропагандистской машиной Гитлера, наиболее известно. Считается, что в 1938 году Сергей Эйзенштейн репетировал в Большом Театре Валькирии для предполагавшегося визита в Москву Адольфа Гитлера. Гитлеровская любовь к Вагнеру и небезызвестный антисемитизм композитора до сих пор препятствует его исполнению в Израиле.

Вагнер был театральным мечтателем, и мечтателем с удачей. Он первоначально фантазировал о единственном представлении "Кольца" в специально построенном на берегу Рейна огромном театре. Ему виделся этот единственный спектакль для европейской публики, спектакль с бесплатным входом, после которого театр должен был бы быть разрушен. Вагнеру посчастливилось осуществить свой план в специально построенном для этого театре в Барейте. Театре, который, к счастью или несчастью, не разрушен до сих пор. Вскоре после падения берлинской стены, в 1990 году, великий реформатор балета Морис Бежар сочинил в Западном Берлине для балетной труппы Дойче опер почти 5-часовой балет "Кольцо вокруг кольца". Тогда балетмейстер написал: "Для меня речь шла не просто о постановке балета по "Кольцу" и не о желании в одном балете пересказать содержание творения Вагнера. "Кольцо вокруг кольца" - это попытка приближения к произведению Вагнера с целью охватить его метафизическое содержание, психологию протагонистов, социальный контекст и музыку, как единое целое. Это попытка комментария к одному из значительнейших произведений музыкального театра. Если бы я был писателем, я бы написал книгу о Вагнере. Таковых, правда, уже существует более 30 000. Мой язык - танец, хорео. И с его помощью я и пишу. Графия".

И вот, спустя 14 лет этот опыт мастера, который по силам только нескольким труппам в мире, снова репетируется на той же сцене, но уже другими танцорами нового берлинского балета и, как раньше говорили, под руководством и при участии одного из звездных танцоров мировой балетной сцены Владимира Малахова. Вчера, накануне премьеры, маэстро Бежар, Владимир Малахов и другие создатели "Кольца вокруг кольца", приняли участие в пресс-конференции. Говорит Морис Бежар.

Морис Бежар: Мы сделали эту работу, я не знаю зачем и не знаю как. Я не считаю это балетом. Это не балет, это балетное эссе, этюды по "Кольцу".

Юрий Векслер: Что же, все-таки, вдохновляет Мориса Бежара? В предпосланном самим композитором тексте к этой эпопее о Богах, великанах, карликах, русалках и тому подобному мы читаем. "История, рассказанная Вагнером, начинается со своего рода сотворения мира и заканчивается его разрушением. Что же происходит в промежутке? В общем и целом, ничего особенного. Разыгрываются страсти вокруг кольца, происходит игра неодолимого желания многих героев, одержимых жаждой власти, владеть кольцом, что приводит к разрушению миропорядка. Все это напоминает и тот мир, в котором мы живем. Вагнер видел перед глазами, однако, совсем другую действительность и думал о будущем, как об идеале. Решающим и необычным является вывод, к которому неизбежно приходишь, следя за мыслью Вагнера. Падение этого мира неизбежно. Но для Вагнера невозможно исчезновение мироздания. То, что придет на смену погибающему миру, описывает музыка "Кольца". Она говорит, что это будет новый, лучший мир, в котором, вероятно, будет доминировать любовь". Решиться все это пересказать средствами танца мог только Морис Бежар. Но и танцоры должны были оказаться на уровне сложнейших задач. Тем приятнее было услышать мнение маэстро о новом берлинском балете.

Морис Бежар: Я хочу сказать, что был удивлен труппой и ее высокими качествами. Замечательный ансамбль, прекрасные солисты с высокой техникой и выразительностью. Все вдохновенно работают. И это хорошо, что в Берлине появился такой балетный театр, который может посоревноваться с труппами признанных балетных столиц.

Юрий Векслер: Руководитель берлинского балета Владимир Малахов танцует в "Кольце вокруг кольца" сквозную роль Логе - Бога Огня. Вот мой короткий разговор с Владимиром. Вы были очень заняты как танцор и, все-таки, как руководитель балета, видите ли вы изменения, которые принесла эта работа вашим танцорам?

Владимир Малахов: Конечно, это видно и заметно. Я очень рад, что один из самых лучших его балетов сейчас возобновляется.

Юрий Векслер: Для классического танцовщика то, что предлагает Бежар, бывает иногда трудно?

Владимир Малахов: Я никогда не танцевал Бежара и, конечно, для меня новое. Я готов для всего. Я просто счастлив, что у меня есть такая возможность - работать с этим великим мастером. Конечно, ты не чувствуешь этого, а просто смотришь, как он показывает, как он рассказывает, и ты сам получаешь от этого огромное удовольствие. Надеюсь, что в репертуаре нашей труппы будет больше Бежара.

Юрий Векслер: Он говорит чуть-чуть по-русски?

Владимир Малахов: Нет, но он очень любит русскую школу.

Юрий Векслер: Русская школа представлена в бежаровском Вагнере, кроме самого Малахова, Алексеем Дубининым и Артемом Шпелевским. Партию Фрики танцует известная по спектаклям Кировского балета Диана Вишнева, а среди валькирий публике предстоит увидеть Надежду Сайдакову и Полину Симеонову.


07 дек 2004, 00:28
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/r ... tion.69.17

Русский базар
№ 50 (450) 2-8 декабря 2004

КОЛЬЦО НИБЕЛУНГОВ
БАЛЕТНАЯ САГА В БЕРЛИНЕ

Изображение


В Берлине на сцене Немецкой оперы в конце октября состоялась премьера уникального балета ХХ века - “Кольцо вокруг кольца”. В прямом смысле слова спектакль не был премьерой, поскольку знаменитый европейский хореограф Морис Бежар поставил этот балет в 1990 году для своего театра в Лозанне и балетной труппы Немецкой оперы. Но балет имел недолгую сценическую жизнь в Германии и, возобновленный, смотрелся сегодня настоящей премьерой.
“Кольцо вокруг кольца” - это не совсем балет или не только балет, это балетное действие, балетная сага, это тот самый драмбалет, который родился в России в ХХ веке и распространился по всему миру, но в спектакле Бежара получил самое совершенное воплощение.
“Кольцо вокруг кольца” - это объединенный в четырехчасовое действие сюжет знаменитой саги о Нибелунгах (германо-скандинавская мифология), по мотивам саги написаны оперы Рихарда Вагнера. Балет и поставлен на музыку Вагнера. Решиться на создание такого эпохального балетного спектакля мог только гений, каким и является Морис Бежар.
Балет “Кольцо вокруг кольца” - это воплощение музыки Вагнера на балетной сцене, хореографические символы этой музыки, образы, рожденные музыкой и фантазией хореографа.
Бежар следовал за оперными либретто, т.е. за сюжетным преломлением саги о Нибелунгах в операх. Изложить такой сюжет трудно, потому что он насыщен деталями, которые хореограф взял не только из оперы, но и из вариантов древних саг. Балет сопровождается текстом, который иногда читает Ведущий (с 1990 года и по сей день в этой роли выступает Мишель Денар, в прошлом - превосходный танцовщик европейского балета): он не только говорит монологи, он участвует в действии. Также активным действующим лицом является и пианистка (Елизабет Копер), которая не только играет на рояле, который стоит на сцене, но и принимает участие в спектакле (в основном же балет идет под запись оперы).
Балет начинается с появлением на сцене странника в плаще, шляпе, надвинутой на глаза, и держит в руках копье Гунгир, не дающее промаха, - это сам Вотан, верховный бог немецко-скандинавского небесного пантеона. (Когда возмужавший Зигфрид в середине второго акта перерубает копье Вотана мечом, это - апофеоз, за ним следуют гибель Зигфрида и “сумерки” богов). Вотан открывает крышку рояля, стоящего на пустой сцене, вырвавшийся огонь лишает Вотана одного глаза. В дальнейшем Вотан появляется с повязкой на глазу. Это соответствует саге: по одному из преданий, Вотан отдал один глаз за овладение мудростью. В конце балета, после гоибели богов и героев, задняя кирпичная стена декорации дает трещину сверху донизу, и в образовавшийся проем Вотан уходит... в новый мир? в сюжет новой саги? Так завершается в балете круг вокруг истории кольца Нибелунгов, приносящего не только богатство, но и смерть всякому, кто им владеет.
Великий Бежар сумел сочинить на сцене не просто увлекательный балетный спектакль, ему удалось создать на сцене мир, в котором могут жить только боги и герои. Хореограф заставляет зрителя с первых минут верить, что перед ним не рампа сцены, но некая черта, отделяющая его от мистического пространства, и почувствовать пафос разворачивающейся на наших глазах трагедии.
“Кольцо вокруг кольца” - ошеломляющее театральное представление. Режиссерским находкам несть числа. Так гигантов и дракона Фафнира, которого убивает Зигфрид, изображают цирковые артисты на ходулях - фантастические мифологические существа даже ростом отличаются от остальных действующих лиц - и даже богов - саги.
Альбериху Нибелунгу (который стремится отомстить тем, кто похитил кольцо) встречается странная женщина, Кримхильда, королева бургундской династии Гибихунгов. От связи Альбериха и Кримхильды родится Хаген, “бастард”, будущий убийца Зигфрида. Как отличить эту женщину от остальных героинь балета? Одна нога ее обута в дамскую туфельку на высоком каблуке, другая - в обычную балетную туфлю. В дальнейшем эту королеву, красивую, молодую, возят в инвалидном кресле. Вы не задаетесь вопросом: почему? Вы верите хореографу: женщина необычна и опасна.
Ерда! Совмещенный образ праматери-земли и вёльвы (пророчицы). Ее пробуждает от смертного сна страшным криком Ведущий: “Ерда! Ерда!” Впервые она появляется из оркестровой ямы вся в белом, во втором акте на ней надета огромная юбка-кренолин, расписанная под глобус.
Ерда в балете - мать трех “норн”. “Норны” - женские божества, определяющие судьбу людей при рождении. Они живут в корнях “мирового дерева”... В балете Бежар не стремится к изложению мифов, но постоянно пользуется деталями мифологических сюжетов, оставшихся за пределами балета, для создания колорита и таинственной атмосферы спектакля. Так три “норны” в “Кольце” появляются из черного провала оркестровой ямы как из-под земли...Они перебирают руками длинную веревку - плетут судьбу Зигфрида, которой и окружают возмужавшего героя как кольцом...затем такой же веревкой окружают родившегося Хагена...”Норны” не один раз появляются на сцене, своими танцами создавая ощущение предопределенности судьбы героев. Зигфрид может отобрать у “норн” веревку, но изменить свою судьбу не может...
Полет валькирий - одно из самых сильных мест балета. Девы-воительницы, одетые в черное облегающее трико, в черных крылатых шлемах несутся в битву. Прыжки невысокие (имитация скачки на конях) и “летящие” (“полет валькирий”) сменяются поступью воительниц: шествуя на пальцах, танцовщицы выбрасывают поочередно ногу вперед резким батманом... Воины, которых валькирии побуждают к сражению, а затем убивают, поднимают их на вытянутых руках, и черные девы парят высоко над сценой... и Зигмунд, как полагается герою, забыв обо всем, несется в битву навстречу смерти: в одной руке - меч, другой он прижимает к себе Зиглинду... и где-то на заднем плане Вотан, и его жена Фрика, требующая смерти Зигмунда и Зиглинды (юные любовники - единоутробные брат и сестра, их любовь - преступна)... и музыка Вагнера...
Когда воинственная вакханалия замирает над телом убитого Зигмунда, Брунгильда, пожалев Зиглинду, которая ожидает ребенка (будущего героя Зигфрида), выводит ее с поля боя, вопреки повелению Вотана. В наказание Вотан лишает свою любимую дочь божественной силы: она больше не будет лететь впереди валькирий и выйдет замуж за смертного. Эта сцена Вотана и Брунгильды, может быть, самая гениальная выдумка Бежара...
На сцену выносят балетный станок, палку на подставке, держась за которую танцовщики во всех балетных школах и театрах мира делают упражнения во время ежедневных занятий. Выходит Брунгильда, но не в черном комбинезоне, а в балетном хитоне (легком платье для занятий в классе). Ее волосы гладко зачесаны, как у танцовщиц. Из таинственной, смертоносной богини Брунгильда превращается в послушную ученицу балетной школы... Брунгильда выходит босиком и держит в руках танцевальные туфли. Вотан гневно швыряет туфли в сторону и “ставит к палке” ослушницу, т.е. начинает учить ее, как маленькую девочку, балетному экзерсису. Постепенно сердце Вотана смягчается, дуэт - почти любовный - завершает эту необычную сцену... а сзади уже идет Логи, таинственный персонаж в черном фраке и огненно-рыжем парике, и несет подсвечник с горящими свечами...Логи - огонь, герой очень важный для балета Бежара, антипод Вотана... в глубине сцены Вотан укладывает спящую волшебным сном Брунгильду на крышку закрытого рояля, а Логи оркружает рояль кольцом огня - теперь Брунгильда будет спать, пока ее не разбудит Зигфрид, которого приведет к спящей деве тот же Логи...
Невозможно пересказать весь образный строй четырехчасового спектакля. Закончу рассказ о нем описанием последней выдумки хореографа - решением темы “гибель богов”.
Декорация балета соответствует как будто трем различным темам: справа - черные кулисы, тот внеземной мир, из которого появляются боги и другие волшебные существа. Задняя часть сцены сначала покрыта магическим зеркалом. Во втором акте задник - кирпичная стена, которая затем раскалывается. Слева кулисы закрыты конструкцией, изображающей часть репетиционного зала балетного училища в Санкт-Петербурге на улице Зодчего Росси: прикреплены к стене палки для занятий, наверху - балкон, над балконом - полукружья высоких окон петербургского ампира...Во втором акте, постепенно теряя свою силу и место в действии, на балконе выстраиваются боги. Но одеты они теперь не в облегающие трико, как в первом действии балета, а в пышные одежды, в которых их рисуют художники. Когда Хаген убивает Зигфрида, балкон рушится и боги соскальзывают на пол сцены...Гибель богов!
В 1990 году я видела балет Бежара в Париже, в 1992 году - на сцене этой же Немецкой оперы. Тогда в немецком спектакле были заняты приглашенные артисты балета Мариинского театра: Юлия Махалина танцевала поочередно то Фрику (жену Вотана), то Брунгильду. Игорь Зеленский выступал в роли древнего бога Доннара, а в другом спектакле - в партии Вотана. И Зеленский - Доннар и Махалина - Брунгильда были непревзойденными исполнителями этих ролей. Но в целом актерский состав сегодня, пожалуй, наиболее интересный. Среди артистов объединенной немецкой труппы много русских. О танцовщиках я расскажу в следующем номере газеты.
Фото автора

Нина Аловерт


07 дек 2004, 00:29
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/r ... ation.50.0

Русский базар
№ 51 (451) 9-15 декабря 2004

КОЛЬЦО НИБЕЛУНГОВ
БАЛЕТНАЯ САГА В БЕРЛИНЕ

Изображение

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ
В немецком балете работает много танцовщиков из России, особенно в труппе Городской оперы, расположенной в восточной части Берлина. Но русских постоянно встречаешь и на улице, и в метро. Метро, на мой взгляд, вообще прекрасный познавательный центр любого города. Так я обнаружила в берлинской подземке, что немцы, так же как и американцы, разговаривают вслух по “мобильным” телефонам о своих личных делах, оставляют на сиденьях стаканчики с недопитым кофе...Чистота на станциях не спасает от засилья в метро карманников, говорят, на стенах подземных переходов даже расклеены призывы: “Будьте бдительны!” Но это - к слову. Спустившись первый раз в подземную станцию, я услышала в переходе звуки гармошки и - я сначала не поверила себе - мужской голос, который пел: “Черная ночь, только пули свистят по степи...”
На другой станции я встретила русского, который жутко детонируя, исполнял два куплета на стихи Есенина “Ты жива еще, моя старушка”...споет два куплета - и начинает сначала. Русские уличные певцы и музыканты присутствуют на многих станциях метро, но песня времен войны с Германией, исполняемая на улицах Берлина, произвела на мена шоковое впечатление. Тем более что исполнитель был совсем немолодой человек, войну, скорее всего, помнит... Впрочем, в один из приездов в Берлин я видела картину еще более неожиданную: на одной из главных улиц молодые люди, расстелив на земле одеяла, торговали советскими орденами и армейскими шапками времен Отечественной войны... Вернемся лучше к балету “Кольцо вокруг кольца”.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТАНЦОВЩИКИ
Я давно не видела такого слаженного балетного ансамбля, какой сегодня существует в Берлине (я имею в виду объединенные труппы Городской и Немецкой оперы). Я не уставала изумляться и актерской самоотдаче каждого танцовщика - исполнителей сольных партий и участников массовых сцен - как во время трех генеральных репетиций на сцене, так и на премьере. Естественно, что в этом ансамбле работают танцовщики более талантливые и менее яркие, а есть и по-настоящему выдающиеся.
Центром спектакля стал Логи (“огонь”) в исполнении Владимира Малахова. Логи - Малахова - это одна из самых интересных и ярких работ и в сценической биографии самого танцовщика.
Логи в балете, как и Локи, его прообраз в скандинавской мифологии, - причудливый персонаж, он насмешлив, коварен и проказлив, но может быть таинственным и величественно-загадочным. По мифологии, Логи состоит с Вотаном в кровном родстве, но как в мифах, так и в балете они - антиподы. Вотан в спектакле Бежара стремится упорядочить мир, смутьян Логи его разрушает. Хотя именно Логи помогает Вотану отобрать у Нибелунгов кольцо. Логи (как и Локи) то на стороне Вотана, то на стороне его врагов, он как бы способствует некоторому равновесию между мифологическими мирами. Повторяю, Бежар не использует деталей сюжетов северных саг, но он их знает и этим знанием насыщает балет и создаваемые образы. Так, например, по одной из теорий Локи (Логи) - виновник конца мира. В балете после падения богов на сцену, где уже сидят все герои спектакля, Логи вдруг выпрямляется, лицо рыжеволосого героя меняется, как будто спадает шутовская маска, торжественно и страшно Логи вскидывает вверх руку - возвещает конец мира (конец представления). С этого момента все персонажи, в том числе и Логи, замирают, а Вотан уходит в разверзшееся за стеной пустое пространство новой саги.
Малахову эта роль дала большой простор для творческой фантазии, творческих возможностей. Танцовщик находится в превосходной профессиональной форме. Его легкие, высокие бесшумные прыжки становятся яркой актерской краской не менее чем почти неправдоподобная пластичность и богатая мимика: воздушное, блестящее существо, оборотень, насмешник, грозный исполнитель предначертаний судьбы. Добро и зло перемешаны в Логи Малахова, откровенное ёрничество и мистическая суть образа Логи-огня удались танцовщику в равной степени. Так, в одной из последних сцен балета Логи танцует с Брунгильдой. Кажется, что он старается вернуть Брунгильде ее божественное самосознание, отвлечь от мирской жизни...Это ему почти удается, тем более что Брунгильда не замечает легкой иронии, которую Малахов- Логи тонко скрывает под внешним сочувствием героине...В дуэте, напоминающем танго, в руках Логи Брунгильда как будто летит над землей, забывая смерть Зигфрида и свои унижения...И в самый последний момент дуэта, когда кажется, что Брунгильда, счастливо смеющаяся, готова вновь стать валькирией, Логи внезапно толкает ее на труп Зигфрида, убитого по ее наущению, а сам убегает, хохоча и издеваясь...Конечно, сцена поставлена хореографом, но запоминается благодаря артистам, в данном случае - благодаря Малахову...
Диана Вишнева, балерина Мариинского театра, - постоянный гость труппы. На премьере она танцевала Фрику, своенравную и могущественную жену Вотана. Мне уже не раз приходилось убеждаться, что Вишнева -подлинное явление на балетной сцене. Из роли одной из богинь Вишнева сделала почти что главную героиню балета. Изумительная пластическая выразительность балерины, ее актерский дар поражают меня на каждом спектакле Вишневой какими-то не имеющими границ возможностями. В пластическом рисунке роли преобладают профильные, “египетские” позы. Но и статичные позы ( не говоря уж о движении, танце) Фрики Вишневой казались мне лишь контурами еле сдерживаемой внутренней силы, гордыни и пламенных страстей в душе богини.
Вишнева готовила в балете и роль валькирии Брунгильды. Но на премьере ее танцевала прима, которая давно работает в театре, - Надя Садыкова. На первой генеральной репетиции Садыкова во время “полета валькирий” поскользнулась и со всего размаху упала на живот. Балерина закричала, спектакль остановили, Бежар бросился на сцену... В конце концов, после соответствующих обезболивающих уколов, Садыкова станцевала премьеру. Но на второй генеральной репетиции Вишнева заменила ее в первом акте в дуэте с Вотаном. Так что я смогла составить хотя бы некоторое представление о Вишневой - Брунгильде. Валькирия Вишневой и “разжалованная” в простую смертную сохраняла свою божественную силу. Она не откликалась на душевные страдания Вотана, вынужденного наказать свою любимицу и навсегда с ней расстаться. Душа героини Вишневой как будто наполнялась знанием своей трагической судьбы, знанием, которое Брунгильда забудет, пробужденная Зигфридом от волшебного сна.
В немецкой труппе танцует и двадцатилетняя Полина Семионова, о которой я не раз писала на страницах “Русского базара”. Полина, несомненно, будущая мировая звезда. Всякий раз, смотря на танцовщицу в новой роли, удивляюсь ее творческому потенциалу. Она еще не владеет своими возможностями, как Вишнева, но прорывающиеся неожиданные интуитивные всплески ее индивидуальности указывают на подлинный талант. Тело танцовщицы удлиненных пропорций казалось мне словно созданным для романтических балетов. Но в роли Зиглинды, полюбившей своего единоутробного брата (не зная о кровном родстве), она вдруг предстала нам прелестной, угловатой, но в то же время очень женственной современной девочкой-подростком...
Артем Шпилевский - еще один русский артист , который удачно выступил в балете Бежара. Шпилевский танцует роль главного бога - Вотана. Красавец, стройный, мужественный, величественный...Мне рассказывали артисты, что роль не сразу “поддавалась” Шпилевскому. Помог Бежар. Приехав на последние репетиции балета, он сказал молодому танцовщику: “Что ты ходишь по сцене, как Сталин? Вотан - олицетворение честности.” И артист мгновенно понял суть своего героя. Трудно танцевать (или играть) положительного героя, к тому же - бога, но Шпилевскому это удалось: его Вотан действительно честен и порядочен, за ним интересно следить даже когда он только присутствует на сцене, не участвуя в действии. Шпилевский появляется в роли Вотана не сразу. Сначала, как я рассказывала в предыдущей статье, на сцену выходит другой артист в плаще и шляпе, надвинутой на глаза (импозантный танцовщик Алексей Дубинин). Именно этот Вотан представляет нам своего двойника, который и танцует весь балет. Произошло это раздвоение оттого, что в 1990 году Бежар сам выходил на сцену в начале и в конце балета в образе Вотана. Но поскольку по возрасту танцевать Бежар уже не мог, он и придумал эту подмену странника в плаще и шляпе на молодого бога в крылатой шапочке...
Хороши и трое танцовщиков - исполнителей других мужских главных партий: Мартин Буцко - Альберих, Ибрагим Онал - Зигмунд и Вислав Дудек - Хаген. Буцко, мне казалось, несколько чересчур “наигрывал” злодея, но, впрочем, его роль и создана прямолинейно: злобный мифологический “черный альв”. А вот Хаген - убийца Зигфрида и задуман хореографом и воплощен Дудеком очень интересно. Хаген - нежизнеспособный ребенок, рожденный от случайной встречи Альбериха и королевы Кримхильды. Сначала он вообще не совсем полноценный хромой персонаж, который “мотается” вокруг кресла матери и не знает, куда себя девать. И вообще Хаген старается “увильнуть” от судьбы, которую уготовили ему “норны”: в какой-то момент он падает замертво. Но Альберих упорно стремится “оживить” свое “выморочное” дитя. Этот мужской дуэт-оживление Хагена - один из лучших в балете. Дудек очень выразительно “не хочет жить” и как тряпичная кукла валится навзничь, как только Альберих выпускает его из рук. Но Альберих силой колдовства наполняет эту куклу мощью - Дудек превосходно играет момент трансформации Хагена: он падал навзничь уродцем с детской наивной душой, а вставал могучим красавцем, лишенным души и сердца, “серийным убийцей”. Сначала он убивает своего отца, а затем становится во главе армии таких же бездушных убийц, как он сам.
Невозможно рассказать обо всех исполнителях главных ролей, почти все они не только прекрасные танцовщики, но и артисты. Я давно не встречала в балете (к сожалению, и в русских театрах) такой кропотливой актерской работы, которую проделали артисты берлинского балета. И все передано в пластике, никто не стремится подменить язык танца на искусство чистой пантомимы.
Я начинаю верить, что Владимиру Малахову, артистическому директору объединенных балетных театров, действительно удастся создать в Берлине балетную труппу на уровне балета Парижской Оперы или лондонского Королевского балета.


Нина Аловерт


09 дек 2004, 23:57
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB