Текущее время: 29 ноя 2020, 23:16



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.
Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры " 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 31 авг 2007, 23:58
Сообщения: 1840
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Юрий Темирканов о природе музыки, оперной режиссуре и культурном апокалипсисе
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5550 (174)

10.08.2011, 00:01

http://www.rg.ru/2011/08/10/verbie.html

Завершился один из самых престижных европейских музыкальных фестивалей в городке Вербье, в самом сердце Швейцарских Альп. Сотни ценителей классической музыки съезжаются сюда, чтобы встретиться со знаменитейшими музыкантами мира. Фестиваль славится Академией для юных музыкантов и уникальным интернациональным оркестром. Его постоянные участники - Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гидон Кремер, Юрий Темирканов. Своими впечатлениями делится народный артист СССР дирижер симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов.

Российская газета: Вот уже много лет подряд вы встаете за пульт молодежного оркестра на фестивале в Вербье. Это действует магия Альпийских гор?

Юрий Темирканов: Этот интернациональный оркестр - удача и гордость фестиваля в Вербье. Я люблю сюда приезжать, потому что общаться с музыкантами, для которых музыка еще не превратилась в род службы за зарплату, для которых это не работа, а служение - волнующее занятие. Правда, они еще не умеют играть по руке дирижера, и солисты не всегда так хороши, но в репертуаре труднейшая музыка Вагнера, Брамса, Шостаковича, Стравинского, Чайковского. И кстати, в оркестре всегда есть юные музыканты из России. Они учатся и у композиторов, которых исполняют, и у дирижеров, с которыми работают.

РГ: В один из последних вечеров фестиваля, судя по восторженной реакции зала, были прекрасно исполнены фрагменты музыки к "Лебединому озеру". Она звучала на концерте не так, как в балетных постановках, - другой темп, другие эмоции, с каким-то сегодняшним ощущением времени. Что вы слышите в Чайковском?

Темирканов: Было время, когда балетную музыку писали "для ног". Настоящая музыка в балете началась с Чайковского. К сожалению, хореографы заставляют оркестр аккомпанировать танцу и этим нарушают смысл произведения. Для многих балетоманов музыка вторична. А я хочу показать, какая это прекрасная, глубокая и трагичная музыка и о чем думал композитор, когда ее писал.

РГ: Когда слушаешь в вашей интерпретации Чайковского или Брамса, кажется, что эта музыка только что написана.

Темирканов: Задача исполнителя - создать ощущение, что музыка, написанная сто лет назад, рождается сейчас. Дирижер не должен навязывать свое отношение к музыке. Он должен дотянуться до гения, которого исполняет, должен быть посредником между композитором и слушателем. Возьмем Баха. Я даже не композитором его считаю: это сама природа с нами говорит, космос. Он такой единственный.

РГ: В Мариинском театре вы поставили блестящие спектакли "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Война и мир"... Помогает ли этот тринадцатилетний опыт вам сегодня, нет ли у вас ностальгии по театру?

Темирканов: Опера - великий жанр. Но вот мое личное мнение: оперу убивают режиссеры. Я думаю, что почти уже убили. Еще есть несколько театров, где ставят то, что написал композитор. Остальные не знают законов жанра. Опера - прежде всего музыка. Но если зрительный ряд не имеет отношения к музыке, которую написал гений, - это нарушение главного закона музыкального театра. Ведь есть же такое понятие - музыкальная драматургия! Это как Венеру Милосскую судить по сегодняшним понятиям женской красоты: мол, толстовата, надо что-то от нее отрубить. Что происходит? Пугающе падает духовный, культурный уровень человека, и это предвещает духовный апокалипсис. А без высокой культуры, я убежден, народ не имеет будущего. Технари, политики стараются сделать общество благополучным, дать больше еды, машин. Но бездуховный народ не имеет перспектив ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. Это я рассуждаю как человек, который много читал и видел.

РГ: Вы вернулись к опере в Парме в Италии. Почему?

Темирканов: В Парме организуют оперный фестиваль в 2013 году, к 200-летнему юбилею Джузеппе Верди. Когда мне предложили возглавить и фестиваль, и театр, где Тосканини дирижировал операми Верди, я с удовольствием согласился. Я уже там поставил "Травиату", "Трубадура", буду делать "Реквием" Верди. На моем фестивале "Площадь искусств" в Петербурге состоится концертное исполнение "Риголетто", оркестр и хор театра Пармы.

РГ: А режиссеры там на вас не давят?

Темирканов: Я сначала слушаю предложения режиссера, художника, а потом решаю. Но они, к счастью, люди образованные и не нарушают законов жанра. А если нарушают, то сажусь на самолет и улетаю домой, как я сделал в Лионской опере, когда мне предложили дирижировать "Пиковой дамой". Дирижер, я считаю, несет равную ответственность за развал этого жанра, если он участвует в спектакле, где Хозе выезжает на мотоцикле, или если действие "Пиковой дамы" происходит на кладбище. Многие думают, что это современно. Но мне хватает смелости говорить, что это плохо. Люди смотрят на картину Пикассо и делают умное лицо: раз Пикассо - надо хвалить. А я говорю: "По-моему это плохо".

РГ: Вы предпочитаете в оркестре опытных музыкантов или молодых?

Темирканов: Когда дело касается таких оркестров, как Санкт-Петербургской филармонии, я люблю, когда седые головы. Потому что важно, чтобы они передавали новичкам атмосферу, традиции. Чтобы молодые понимали, кто стоял перед этим оркестром. Это каким-то образом передается молодым. И тогда они сохраняют ощущение служения музыке.

РГ: А как формируете репертуар оркестра?

Темирканов: К сожалению, часто программа наших концертов зависит от гастролей, от того, что нас просят играть. Когда мы ни от кого не зависим - играем то, что нам нравится.

РГ: Ваши музыкальные пристрастия с годами менялись?

Темирканов: Конечно. Сейчас хочется играть Брамса, Гайдна.

РГ: А современная музыка вас интересует?

Темирканов: Музыку, которую хочется исполнять или слушать, можно назвать современной. Поэтому Моцарт, Брамс, Чайковский современны.

РГ: На фестивале в Вербье были юные музыканты из Барнаула, из вашего родного Нальчика, приглашенные вашим фондом.

Темирканов: На фестивале они посещали мастер-классы и слушали лучших мировых исполнителей на концертах. Фонд выдает ежегодные премии школе, где я учился, и школам в Ленинграде. Я также плачу стипендии и думаю, что это хорошее начинание. Но кончится это плохо: талантливые дети продолжают учебу на Западе и там остаются. Они уезжают, часто с педагогами, которых приглашают преподавать на Западе. У нас нет внимания к культуре, и музыканты предпочитают жить там, где они востребованы.

РГ: Расскажите о ваших самых ярких последних впечатлениях.

Темирканов: Была большая поездка по Америке - 24 концерта! Несколько концертов дали в "Карнеги-холл" в Нью-Йорке, весь гонорар послали в Японию. Это говорит о духовном здоровье коллектива. Я горжусь моими товарищами не только как музыкантами, но и как людьми. А ближайшая поездка - на фестиваль во Францию, в Анси. Потом Монте-Карло, Италия и Япония. Несмотря на весь ужас, который ее постиг, Япония не отменила гастроли Метрополитен-оперы, не отменены и наши. Японцы, как никто, понимают значение культуры. А если народ это понимает, он выстоит в любом несчастье.


25 авг 2011, 23:07
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:11
Сообщения: 4693
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Эдуард, большое спасибо за размещение "тихого" , благородного разговора Ю.Темирканова с журналисткой "Российской газеты". Какая интересная и интеллигентная беседа обо всем .Вообще, что и как говорит Юрий Хатуевич, надо записывать в анналы и давать читать всем новоиспеченным деятелям культуры.


26 авг 2011, 13:16
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 07 фев 2007, 01:10
Сообщения: 2715
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Жизнь в придуманной самим собой реальности можно списать только на известный недуг ЮХТ. Стесняться надо себя и такого менеджмента, благодаря которому маэстро ездит про третьесортным фестивалям и не дирижирует практически ни одним оркестром из европейской двадцатки и американской пятерки. Эти дежурные рассуждения про духовность...Про рутинные до одури программы "Чайковский и Брамс" (дирижер, который когда то сделал одну из лучших записей Петрушки пару лет выдал такую Весну священную, что мама не горюй-коли сидеть на пайке из Чайковского преременные размеры поддаваться оркестру не будут априори).
Я видел ПД в Лионе, в постановке П.Штайна - нуднейшее классическое действо прекрасно продирижированное Кириллом Петренко, не такой, конечно, капризной дивой как разваливший ЗКР патриарх. Слушать Заслугу на конкурсе было просто неловко местами.
ЮХТ - один из тех людей, которые лично и непосредственно ответственны за общий коллапс русской культуры, невзирая на все их достижения многолетней давности. И вместо того, чтобы достойно уйти, перейти на контракты, почетные дирижеры, как Дэвис, Китаенко, Ванд,Маазель будут сидеть до последнего на должности и изображать из себя национальное достояние и икону духовнсти. Дирижер, который хвалится тем, как он фактически сорвал репетиционный процесс горд этим только потому, что здесь ему простят все - а в Европе ему этого не простят никогда. Вот потому то дальше Пармы маэстро сейчас не ангажируют.

_________________
Пятая колонна


27 авг 2011, 15:01
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 18 сен 2007, 00:00
Сообщения: 613
Откуда: СПб
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Давно у Alberichа не было повода покрасоваться :roll:


27 авг 2011, 16:21
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 10:43
Сообщения: 243
Откуда: Санкт Петербург
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Luchia писал(а):
Давно у Alberichа не было повода покрасоваться :roll:

Напрасно Вы так... К огромному сожалению, Alberich абсолютно прав.

_________________
Владимир Юровский: «Мартынов вообще не совсем композитор»...


27 авг 2011, 16:36
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 06 фев 2007, 11:52
Сообщения: 410
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Прав, увы, прав даже в том, что "Весна священная" пару лет назад летом была поистине ужасна :( , была я на том концерте, вышла шокированная, вообще не узнала любимое произведение :cry: ... С тех пор опасаюсь в филармонию ходить...


27 авг 2011, 17:42
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 16:07
Сообщения: 118
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Как вам не стыдно,люди! :( У всех бывают взлеты и падения:я тоже была несколько лет назад на закрытии сезона в БЗФ,в жуткую жару,слушала "Весну священную".Да,не в восторге,маэстро не смог "собрать" оркестр.Ну и что?Значит,на Темирканова всех собак сейчас повесим.Про "известный недуг"-стыдитесь,Альберих,Вы как деревенская баба-сплетница с рынка :cry: Если в развале культуры повинен Темирканов,то давайте падем ниц и омоем слезами ноги новых "Мессий"-Чернякова,Бархатова,Курентзиса.Вот они-новоявленные гуру от культуры.Если уж кого и винить,так это Гергиева Валерия Абисаловича за страстное влечение к первым двум и внедрение ненавистной режоперы.Вот за это ему и воздастся.А Темирканов-это один из последних великих "могикан" культуры.У здравомыслящих людей его позиция ничего кроме восхищения вызывать не может.Кстати,Альберих,посмотрите программу августовских гастролей ЗКР:немножко подалее Пармы и Палермо.Вас послушаешь,так уровень ЗКР уже ниже оркестра Эрмитажа :P


27 авг 2011, 19:16
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 07 фев 2007, 01:10
Сообщения: 2715
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Эли68 писал(а):
Как вам не стыдно,люди! :( У всех бывают взлеты и падения:я тоже была несколько лет назад на закрытии сезона в БЗФ,в жуткую жару,слушала "Весну священную".Да,не в восторге,маэстро не смог "собрать" оркестр.Ну и что?Значит,на Темирканова всех собак сейчас повесим.Про "известную болезнь"-стыдитесь,Альберих,Вы как деревенская баба-сплетница с рынка :cry: Если в развале культуры повинен темирканов,то давайте падем ниц и омоем слезами ноги новых "Мессий"-Чернякова,Бархатова,Курентзиса.Вот они-новоявленные гуру от культуры.Если уж кого и винить,так это Гергиева валерия Абисаловича за страстное влечение к первым двум и внедрение ненавистной режоперы.Вот за это ему и воздастся.А Темирканов-это один из последних великих "могикан" культуры.У здравомыслящих людей его позиция ничего кроме восхищения вызывать не может.Кстати,Альберих,посмотрите программу августовских гастролей ЗКР:немножко подалее пармы и Палермо.Вас послушаешь,так уровень ЗКР уже ниже оркестра Эрмитажа :P

А чего смотреть то? Приложение к Мацуеву? Каков успех! Приличные оркестры звездят дома, а не вспахивают степи Аризоны.
Ваше ханжество утомляет, честное слово. Понимаете ли, если Тилеманн - гомосексуалист, это на игре оркестра не сказывается и , соответственно, пусть спит, с кем хочет, а вот если Башмет чуть не на четвереньках выползает дирижировать оперой - это черт знает что. Так что пускай ЮХТ борется со своими проблемами, как голливудская звезда в клинике, а не в кабинете худрука.
Я молчу о том, что благочестивая русская традиция выносить кумиров из кабинетов вперед ногами и чрезвычайной снисходительности к их милым слабостям как раз и привела к появлению Бархатова и Чернякова, этих цахесов, выпестованных их старшими феями известных наклонностей. Другой дороги, в общем,нет. Есть целая плеяда русских дирижеров, которые как раз таки благодаря тому, что ЮХТ и тому подобные плотно контролируют обстановку здесь появляются раз в пятилетку, и вполне способны научить ЗКР собираться не раз в сезон. Еще раз повторю, стоило смотреть конкурс - весь тур, чтобы видеть и слышать как люди работают из большого одолжения к работе, солисту, дирижеру и публике. И если бы такой был только Стравинский, так и Брамс - коллекция фальшивых аккордов духовых.
Петренко, Бычков, Янсонс, Нельсонс, Борейко,Юровские,Ярви - если уж вам так хочется русскоязычных - абсолютно адекватные кандидаты на пост шефа ЗКР. Но кто ж их туда пустит?

_________________
Пятая колонна


27 авг 2011, 19:33
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 16:07
Сообщения: 118
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Кто знает,может Юровский когда-нибудь и возглавит ЗКР.Я бы это очень хотела.
Альберих,Вы на ПИТЕРСКОМ форуме.Здесь вряд ли большинство согласится с Вами в никчемности Темирканова и ЗКР.Называйте это ханжеством,но слишкои велик вклад Темирканова,чтобы вот так походя его распинать.Во всяком случае,если в иных спорах я Вас поддерживала,то здесь буду непримиримым оппонентом.
А о каком конкурсе Вы пишите?Если им.Чайковского,то там Дмитриев аккомпонировал не с ЗКР,а с академическим оркестром филармонии(вторым).


27 авг 2011, 20:13
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 16:07
Сообщения: 118
Сообщение Re: Ю. Темирканов: " Оперу убивают режиссеры "
Кстати,на тему "гений и злодейство".Предложила подруге сходить в сентябре на Плетнева.В ответ услышала,что он для нее не существует.D то же время, она - ярая поклонница Башмета.
На "русский недуг" традиционно в России закрывают глаза,а вот педофилия, даже в виде косвенного обвинения,для некоторых зачеркивает и человека,и гениального музыканта.Ну это так, a pro po.


27 авг 2011, 20:19
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB