Текущее время: 20 апр 2024, 05:58



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
фестиваль Чайковского 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение фестиваль Чайковского
http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID ... ueId=24315

КоммерсантЪ
"Weekend" №24(3108) от 11.02.05

Приписанный к Петербургу
Фестиваль Чайковского в Мариинском театре

Изображение
Стильный "Евгений Онегин" 2002 года выпуска - одна из приманок фестиваля в Мариинке

Представляет Елена Герусова

В Мариинском театре Петра Ильича объявили "самым петербургским композитором" и проводят фестиваль Чайковского. Конечно, премьеры первых шести из девяти опер и двух из трех балетов Чайковского состоялись именно на мариинской сцене. Но сослаться на то, что Чайковский был апологетом имперского стиля, как-то не получается. Сын инженера из Воткинска окончил в Петербурге училище правоведения и консерваторию. Но в двадцать шесть лет все-таки уехал в Москву, где состоялся как композитор и обрел славу. В Петербурге бывал наездами. Во время последнего посещения заразился холерой, потому и похоронен в Александро-Невской лавре. В этом году исполняется 165 лет со дня рождения Петра Ильича. Дата, конечно, не совсем круглая, но в Мариинке сочли ее прекрасным поводом.
Идея композиторских фестов в Мариинке не нова, здесь уже чествовали Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича. Концепция проще простого: театр берет из собственного репертуара все произведения избранного композитора и выстраивает из них афишу. В Мариинке ставили две "Спящих красавицы". Знаменитую реконструкцию Сергея Вихарева балета Мариуса Петипа, увы, на фестивале не покажут. В "Спящей" в советской версии Константина Сергеева (13 февраля) предъявят молодую балерину Олесю Новикову, из этой барышни в театре планируют вырастить новую звезду.

Из двух версий "Евгения Онегина" выбрали элегантную, стильную и психологически точную и подробную постановку, осуществленную в Мариинке в 2002 году французским режиссерским дуэтом Моше Ляйзера и Патриса Корье (17 февраля). В партии Ленского дебютирует Дмитрий Воропаев, дирижирует Туган Сохиев. В запасниках остался "Евгений Онегин", поставленный Юрием Темиркановым. А вот темиркановская "Пиковая дама" (1984 год) закрывает фест (20 февраля). В спектакле, как и на премьере 1984 года, поют Юрий Марусин и Лариса Дядькова.

В обязательном "Лебедином озере" (18 февраля) партию Одетты-Одилии отдали Алине Сомовой. Мариинка, конечно, не упускает случая напомнить, что премьера "Лебединого", заказанного композитору Большим театром, в Москве в 1877 году в общем-то провалилась. Спасли балет почти два десятилетия спустя – капельмейстер Мариинки Риккардо Дриго, перекроивший партитуру, и хореографы Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов. Петипа сочинил черную Одилию, а Иванов белую Одетту и знаменитые лебединые силуэты. И так уж получается, что "Лебединое озеро" – только на треть балет Чайковского, остальные две трети принадлежат Мариинскому театру. "Щелкунчиков" в Мариинке два, и тоже есть "черный" и "белый". В черном – Михаила Шемякина и Валерия Гергиева (19 февраля) выйдут Ирина Голуб и Антон Корсаков (14.00) и Наталья Сологуб и Андрей Меркурьев (20.00). В белом варианте Вайнонена-Вирсоладзе 1934 года, как обычно, выходят ученики Вагановки (15 и 16 февраля). А открывают фестиваль завтра (12 февраля) "Чародейкой", поставленной Дэвидом Паунтни. Режиссер перенес действие "нижегородского предания" с берегов Оки в салон девятнадцатого века, будет и канкан, и страстные темно-красные декорации. За дирижерский пульт встанет маэстро Гергиев. Публику просят не забывать, что в 1887 году премьерой "Чародейки" в Мариинке дирижировал Петр Ильич.

Государственный академический Мариинский театр, с 12 по 20 февраля, (812) 326 4141

http://www.peterout.ru/news/2005/02/10/chaikovs/

П.И Чайковский. В зеркале трех столетий

[10.02.2005, 15:08]

С 12 по 20 февраля Мариинский театр представляет новую творческую инициативу - Фестиваль Чайковского, который пополнит уже сложившуюся коллекцию фестивалей (Фестиваль балета "Мариинский", "Звезды белых ночей") и продолжит традицию фестивалей театра, посвященных творчеству российских композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича.

Чайковский как никакой другой композитор исторически связан с Мариинским театром: из девяти его опер премьера шести прошла на сцене театра, из трех балетов - два впервые были исполнены здесь. Именно Мариинский театр стал единственной сценой, на которой композитор сам встал за дирижерский пульт на своей оперной премьере - Чайковский провел четыре спектакля "Чародейки".

Каждое следующее поколение по-своему воспринимает художественное послание Чайковского. Каждая эпоха, каждый век накладывают свой отпечаток на интерпретацию его шедевров. Нынешний фестиваль лишь пунктирно наметит одну из значительнейших исполнительских традиций на сцене Мариинского театра: от принадлежащей XIX столетию хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова - к популярным в ХХ веке сценическим редакциям и постановкам Василия Вайнонена, Константина Сергеева, Юрия Темирканова - и, наконец, к самым недавним премьерам опер и балетов Чайковского, с которыми Мариинский театр шагнул в XXI век.

Фестиваль 12 февраля откроет "Чародейка" в постановке Дэвида Паунтни с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом.

Фестиваль преследует просветительские и благотворительные цели и представляет программу, включающую не только оперные и балетные произведения композитора, но также общедоступные камерные концерты в фойе бельэтажа, благотворительные спектакли, специальную программу для детей. На спектакли "Иоланта" (13 февраля, 11.30) и "Мазепа" (14 февраля) для студентов, пенсионеров, ветеранов В.О.В. и труда, жителей блокадного Ленинграда, инвалидов, цены на билеты будут значительно снижены. 13 февраля театр проводит акцию "День с Чайковским в Мариинском театре", в рамках которой зрители купившие билет на утреннее концертное исполнение "Иоланты" смогут по окончании спектакля посетить видеопросмотр в фойе 3-го яруса, а затем концерт в фойе бельэтажа.

В течение всего фестиваля 13, 15, 17 и 20 февраля в 15.30 пройдут общедоступные бесплатные концерты, включающие арии из опер композитора, романсы, инструментальные сочинения Чайковского.

В последний день фестиваля театр представит программу для юных зрителей "Сказки Чайковского" по мотивам оперных и балетных произведений композитора.

Фестиваль закроется 20 февраля оперой "Пиковая дама" в постановке Ю. Темирканова с замечательным составом исполнителей: Л. Дядьковой, О. Сергеевой, Ю. Марусиным, А. Гергаловым, Е. Никитиным и другими.


Последний раз редактировалось Карина 16 фев 2005, 17:57, всего редактировалось 1 раз.



15 фев 2005, 11:58
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/region/spb/pag ... section=34

КоммерсантЪ
Санкт-Петербург
№26 от 15.02.2005, ВТ

Переигрывая заново
Фестиваль Чайковского в Мариинском театре


В субботу Мариинка представила публике свой новый проект: Фестиваль Чайковского. Перед его открытием художественный руководитель театра ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ собрался было рассказать журналистам о замысле мероприятия, но львиную долю пресс-конференции сетовал на скудные поступления в театр талантливых кадров из петербургских музыкальных и художественных вузов. На пресс-конференции присутствовал ВЛАДИМИР РАННЕВ.

Худрук Мариинки так и сказал: "Консерватория давно перестала быть кузницей талантов". Да и Вагановка, по его мнению, грешит "отсутствием крупных хореографических дарований". То же относится и к театральным художникам -- притока свежих сил не наблюдается. Гергиев просто сокрушался: "Мы ждем, ждем... но этого не происходит". Отчаявшись уповать на Петербургскую консерваторию и Вагановку, Мариинка пытается сама залатать кадровые дыры: вокалистов готовит Академия молодых певцов, инструменталистов -- Молодежный оркестр. На очереди балетная школа. Такое "натуральное хозяйствование" вовсе не стратегия театра, а форсмажорная тактика, позволяющая поддерживать производство опер и балетов в стахановском темпе. Очередную партию молодых питомцев Мариинки задействовали в Фестивале Чайковского.
В мировой практике музыкальные фестивали -- наиболее эффективный способ продажи "серьезной музыки". Будучи не столько музыкальными, сколько общественно-светскими мероприятиями, они легче собирают спонсорские деньги, привлекают внимание прессы, концентрируют публику, даже не слишком заинтересованную в собственно музыкальном содержании мероприятия. Основное требование к таким акциям -- оригинальная идея, способная потянуть за собой какую-то особенную, исключительную программу. Но идеи бывают и, напротив, -- не оригинальными. Одна из них, к примеру, -- "неделя Моцарта" в Зальцбурге, где куда заметней была бы "неделя без Моцарта". Что-то аналогичное предстоит пережить и Петербургу в предстоящие дни: в городе, где вот уже более ста лет редко встретишь день без Чайковского в афише. Все спектакли этого нового мариинского фестиваля -- из текущего репертуара театра, никаких премьер, никаких соблазнительных гастролеров не ожидается. Открывали фестиваль "Чародейкой", идущей в театре даже не первый сезон. Впрочем, сам факт сильной концентрации пения и танцевания под музыку Чайковского позволяет организаторам события именовать его "просветительской и благотворительной акцией". Понимая некоторую нарочитость затеи, Мариинка дополнила череду спектаклей концертами в фойе, видеопоказами опер и балетов, экскурсиями по театру, льготным допуском в зал льготных категорий граждан. В принципе, ничего дурного в этом нет, и даже напротив. Но перестановка слагаемых репертуара не меняет общей суммы мариинских достижений, и вряд ли такой безыскусный фестиваль станет событием сезона. Впрочем, Фестиваль Чайковского продлится до 20 февраля, не исключено, что, вопреки замыслу организаторов, на нем произойдет что-нибудь неожиданное.


15 фев 2005, 11:59
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.5-tv.ru/?cat=news&key=4754

5-й канал
Санкт-Петербург
14 Февраля

Чайковский в зеркале трех столетий.

В Мариинском театре в эти дни проходит фестиваль, посвященный творчеству Чайковского. Впервые, в течение восьми дней подряд будет звучать музыка знаменитого композитора. Репортаж Анастасии Зайцевой:

Мариинский театр невозможно представить без произведений Петра Чайковского. Здесь прошли премьеры 6 опер и 2 балетов композитора. Именно на сцене этого театра Чайковский впервые встал за дирижерский пульт на оперной премьере.

Оперы композитора принесли известность многим солистам Мариинского театра. Однако каждый из них с особым трепетом относится к камерной музыке Чайковского. Молодые исполнители говорят, такие концерты – это особая школа.

На фестивале Чайковского в театре звучат как популярные романсы, так и незнакомые произведения. Такой подарок ценителям музыки сделали Академия молодых певцов и оркестр театра.

Виктория Ястребова, солистка Мариинского театра: Она очень доступная, но в исполнении требует большого мастерства. Чтобы исполнить ее, пронести слово – это сложно. Это музыка, требующая полноты красок голоса.

На дневные концерты в Мариинский вход свободный. Для многих это единственная возможность в живую услышать произведения любимого композитора.

Зритель: Очень люблю и концерты, и маленькие произведения. И первый концерт. Ну, люблю я Чайковского. А тут такая возможность. Очень дорого – не попасть, а так очень хорошо.

Такие концерты – обычная практика для зарубежных театров. У нас еще только привыкают к такой традиции. Цель одна – привлечь в театр новую публику.

Лариса Гергиева, художественный руководитель Академии молодых певцов: Пусть на эти концерты ходят те, кто любит и понимает музыку. Важно, чтобы приходили молодые люди и приобщались к ней.

«В зеркале трех столетий». Так назвали фестиваль Чайковского в Мариинском. Фестиваль объединил «Лебединое озеро» в хореографии Петипа-Иванова и «Мазепу» в постановке Александрове, «Щелкунчика» прошлого века и настоящего. Завершит программу «Пиковая дама» в постановке Темирканова.


15 фев 2005, 14:08
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.ng.ru/culture/2005-02-25/12_festival.html

Независимая газета
# 37 (3433) 25 февраля 2005 г.

ФЕСТИВАЛЬ ЧАЙКОВСКОГО ДЛЯ РАЗНООБРАЗИЯ
Гергиев отдал Петра Ильича другим дирижерам
Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - музыкальный и театральный критик.


В Петербурге завершились два музыкальных фестиваля: Чайковского в Мариинском театре и «Музыкальный Эрмитаж» в Государственном Эрмитаже.

Мариинский театр, не мудрствуя лукаво, предложил публике очередной «именной» фестиваль, на этот раз собрав вместе во времени произведения Петра Ильича Чайковского – от «Чародейки» до «Пиковой дамы». На что театр имел полное право: премьеры шести из девяти опер и двух из трех балетов состоялись на его сцене. Кроме того, лишь в этом театре Чайковский решился встать за дирижерский пульт: он четыре раза дирижировал «Чародейкой». Дирижер Валерий Гергиев по странному стечению обстоятельств тоже последовал его примеру: на фестивале он присутствовал всего один раз, на этой же опере. А на пресс-конференции перед его началом довольно устало произнес, что уступит место за пультом на этом фестивале дирижерам других поколений. Так и случилось: Туган Сохиев и Борис Грузин вынесли на своих плечах музыку Чайковского: один – энергией молодости, другой – жизненной силой опыта.

Фестиваль не блистал шедеврами, однако и рядовой «сборной солянкой» его не назовешь. Тем более что на каждом спектакле было на кого посмотреть и что послушать – девять дней сплошного Петра Ильича, где еще такое придумают? Да еще можно было сравнить разные постановки: «Щелкунчика» давали в двух вариантах – одного, вагановского, в хореографии Василия Вайонена, другого, мариинского, в постановке Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова. К сожалению, на «Щелкунчике» линия сопоставлений заглохла.

Темиркановская «Пиковая дама» казалась удивительно красивой и гармоничной, даже в знаменитой сцене у эрмитажной Зимней канавки – со световыми эффектами, вроде бы еще технически недоступными в 84-м, в момент ее постановки; а в антракты, длившиеся по полчаса, выставляли восстановленные декорации, погоревшие во время пожара с 4 на 5 сентября 2003 года. Классика музыкального театра двадцатилетней давности выглядела на редкость адекватно музыке Чайковского, по-имперски роскошно и по-темиркановски старомодно романтично.

Жаль, что на этом фестивале нельзя было сравнить постановку Юрия Темирканова с режиссерским вариантом Александра Галибина или со знаменитой европейской постановкой Льва Додина, но, вероятно, нельзя объять необъятное, да и финансы скорее всего не позволяли даже мечтать об этом. Зато было много просветительского и благотворительного: общедоступные камерные концерты в фойе бельэтажа, программа для детей «Сказки Чайковского» и целый «День Чайковского» с концертами и просмотром фрагментов видеофильмов.

С другой стороны, на фестивале было много молодых исполнителей, которые обычно скрыты под сенью более пропиаренных звезд Мариинской сцены. В «Евгении Онегине» (Ляйзера-Корье) удачно выступила в партии Татьяны Елена Ласовская, по-актерски еще зажатая и с трудом владеющая пространством сцены, но с голосом сильным, перекрывающим любые актерские недостатки, глубоким и выразительным. А в «Лебедином озере» партию Одетты-Одиллии танцевала Алина Сомова, которая выглядела, прямо скажем, очень странно рядом с Данилой Корсунцевым и на фоне блестяще вымуштрованного мариинского кордебалета: это был тот редкий случай, когда вместо примы лидировал кавалер, а кордебалет затмевал солистку. У г-жи Сомовой осмысленная духовность одного из лучших питерских лебедей Ульяны Лопаткиной оборачивалась техничным копированием с сильным налетом жизненного цинизма. Может быть, таково вообще движение современного искусства: от духовности к цинизму?

В то же время, но в другом месте – в ночных пространствах Эрмитажа проходил фестиваль местной Академии музыки: в разных залах музея у дирижерского пульта стоял Саулюс Сондецкис. Гость редкий, но желанный в Петербурге. Уникальному умению этого человека превращать партитуры в лишенные цинизма, спокойные и благородные мысли может позавидовать любой дирижер мира.

Санкт-Петербург


25 фев 2005, 12:07
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB