Текущее время: 26 апр 2024, 11:47



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Российские фестивали и праздники 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение Российские фестивали и праздники
http://www.agidel.ru:8080/2005/04/02.php

Египетские вечера Нуреевских дней

Лилия Латыпова, Рампа, апрель 2005


Международный фестиваль им. Рудольфа Нуреева, ежегодный форум на родине «бога танца», одиннадцатый раз прошел в Уфе. Согласно общей модели балетных фестивалей в действующую афишу театра было введено блестящее созвездие артистических имен, представляющих искусство лучших театров мира. Уфимцы имели счастье наслаждаться танцем Майи Думченко (Мариинский театр, Санкт-Петербург) в «Сильфиде» и Марка Перетокина (Большой театр, Москва) в «Баядерке», Жанны Богородицкой («Кремлевский балет», Москва) в «Спящей красавице» и Алессио Карбонэ (Гранд-опера, Париж) в «Дон-Кихоте»... Однако наряду с традиционно-классическим репертуаром нуреевский фестиваль уже не первый раз предлагает своему зрителю серию гастрольных спектаклей от «Cairo opera house», составляющих разительный стилевой контраст с привычной нам балетной эстетикой. Двухлетняя история отношений между театрами Уфы и Каира, беспрецедентная по интенсивности творческого взаимодействия, обоюдного интереса и плодотворности заслуживает отдельного пристального внимания критики. Мы же остановим взгляд на пяти названиях «каирской серии», обозначивших особый, локальный фестиваль внутри большого балетного праздника.

Изображение Сцена из балета "Кармина Бурана"

* * *

Всякий раз, оказываясь на уфимской сцене, каирский балет стремится поразить воображение неким синтетическим продуктом совместного творчества, где живое звучание оркестра, хора и солирующих голосов соединяется с хореографическим действием. В прошлом году таким центром каирской программы был «Зорба» с музыкой М. Теодоракиса и зажигательно-бисовым финалом, мастерски раскручивающим энергию зала на популярной мелодии греческого танца сиртаки. Ныне место «Зорбы» заняла кантата Карла Орфа «Кармина Бурана», незадолго до фестиваля впервые поставленная в Уфе главным дирижером театра В. Рыловым и главным хормейстером Э. Гайфуллиной. Фестивальная «Кармина», значительно усеченная в угоду сценической версии, тем не менее произвела великолепный музыкальный эффект. Давно и безоговорочно признанный, наш оперный хор, кажется, со времени «Реквиема» Д. Верди не имел возможности развернуться во всю мощь выразительного диапазона. Каирский дирижер Надер Аббаси, полюбившийся уфимцам уже после первого выступления в 2003-м году, вновь подтвердил всю репутацию темпераментного, остро чувствующего и глубоко понимающего музыканта. Знаменитая тема Фортуны в Прологе и Эпилоге скрепляла монументальное и стройное полотно как два основания отлично спроектированного архитектурного сооружения.

Имеющая богатую историю многообразных сценических воплощений, ярко образная музыка Карла Орфа, вызванная к жизни средневековой поэзией вагантов, с ее почти колдовской магической силой, грубовато-хлестким реализмом в духе Франсуа Вийона, а priopi создает представление о народном аллегорическом театре. Но каирская труппа предложила собственное хореографическое прочтение кантаты. Эрминия Гамбарелли, главный балетмейстер «Cairo opera house», пошла по пути движения к обобщенно-нейтральному характеру сцены. Бледная пастель девичьих платьев, лирические ансамбли, зеленые ленты в волосах, отсутствие индивидуальных лиц-персонажей и какой бы то ни было сюжетно-пластической интриги, соотносимой с содержанием «крамольных» текстов, давали балету лишь право абстрактного украшения, но никак не визуальной трактовки могучей и мятежной стихии «Кармины Бураны»...

* * *

Два испанских спектакля — «Лоркиана», на собранных в единую партитуру национальных мелодиях и ритмах под редакцией Э. Маркса и Б. Маркина, и легендарное «Болеро» М. Бежара на музыку М. Равеля — отличились друг от друга как миф от репортажа, как графическое изображение от пестрого натюрморта. Чем-то напомнив прошлогоднего «Зорбу» (тот же тип фабулы, те же «страсти в клочья», та же ориентальная экзотика), «Лоркиана» явилась попыткой музыкально-хореографического выражения поэзии великого испанца Федерико Гарсиа Лорки. Ключом к созданию спектакля для постановщика М. Мнацаканяна, очевидно, стала «Поэма канте хондо» Лорки, где воспета поэтика народной андалузской песни с ее извечным противостоянием любви и смерти. «Канте хондо» звучит как одинокий женский голос за сценой, Смерть выведена в качестве персонажа — умершего возлюбленного героини, оспаривающего право на ее любовь у юного Тореадора. Мучительный разлад в сознании героини между прошлым и настоящим, воспоминанием и мечтой — тот самый мир Лорки, пронизанный гибельным чувством тоски и обреченности, который пожелали воссоздать авторы спектакля, пользуясь вполне тривиальными знаками «кровавой Испании». Это и плащ Тореадора, и багровые платья женского кордебалета, и голова быка на заднике, и притоптывания — хлопки — щелканье кастаньет, и полный ассортимент характерно-испанских движений, столь любезных сердцу каждого россиянина, хоть раз на заре жизни посетившего студию народного танца при ближайшем дворце культуры.

Напротив, «Болеро» — сознательный отказ от всего хрестоматийно-испанского. Собственно танец здесь превращен в безостановочное ритуальное движение. Изначальная жанровая природа болеро — трехдольного парного танца — начисто забыта, как забыто и бытовое значение его, предполагающее наличие нарядных костюмов и стучащих каблуков. Женская босоногая фигурка в майке и трико, круг стола-подиума, высвеченного лучом прожектора, и мужская массовка вокруг стола — вот и вся мизансцена. Но до какого неистовства раскручивается пружина этой драматургии, как много можно выразить единственным повторяющимся телесным движением! Целый пласт французской культуры вплоть до «Свободы на баррикадах» Делакруа вырастает из едва намеченной символики балета, а испанский танец поднимается до высоты вневременной и вненациональной идеи танца. Это знаменитое соло танцевали Майя Плисецкая и Хорхе Донн, а в Уфе с ним убедительно справилась балерина каирской труппы Вера Крапивко.

* * *

Наиболее спорным из каирских одноактных балетов оказался «Клуб знакомств» на музыку «Венгерских танцев» И. Брамса. Сторонники строгого академизма дружно осудили «легкомысленное» обращение с шедевром немецкого романтика. В самом деле, четыре «сладких парочки» на скамейке, жанровые картинки про ухаживания и вздохи, карикатурно заостренные характеры, пародирование классических поз и движений — весь этот фривольный текст очень рискованно взаимодействует с гениальной музыкой Брамса. Французский хореограф Тьерри Маланден, поставивший «Клуб...» в 1987 году для нантской оперы, предлагает совсем новый взгляд на устоявшееся. Народная, бытовая, развлекательная сущность «Венгерских танцев», их простота и юмор вдруг улыбнулись зрителю, слегка посмеявшись над суровыми блюстителями «чистоты жанра»... А вот «Женитьба Корсара», фрагмент из балета на музыку А. Адана, оказалась гораздо большим «фактором риска», поскольку египтяне дерзнули привезти свой единственный опыт классической постановки туда, где именно академический балет имеет давние и прочные традиции.

* * *

Подводя итоги второго «пришествия» каирского балета в башкирскую столицу, скажем коротко: это было интересно, свежо, но... вторично. Прошлый, десятый фестиваль им. Рудольфа Нуреева в своем «египетском акте» выглядел несравнимо более впечатляющим. Лучший спектакль нынешнего цикла — «Болеро» — уже дважды побывал в Уфе. Значит ли это, что искусство под началом Эрминии Гамбарелли для Уфы себя исчерпало, и теперь устроители фестиваля будут пребывать в поисках новых форм и контактов? Вот вам интрига, способная возбудить массовое любопытство к нуреевским дням-2006! Остается добавить, что наши египетские гости не успевали раздавать автографы всем желающим: образ каирского балетного мачо надолго останется в благодарной памяти уфимских театралов.

Изображение Сцена из балета "Клуб знакомств"

Изображение "Кармина Бурана"

Изображение "Лоркиана"

Изображение "Корсар"

Изображение "Болеро", солистка Вера Крапивко.

Снимки С. Гутника


11 май 2005, 04:21
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
http://theatre.perm.ru/fest/pr_fest05.shtml

Международный фестиваль
Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж
15-23 мая 2005 г.

Программа фестиваля

15 мая, воскресенье

10.00 Открытие Международного симпозиума VI Дягилевские чтения. (Дом-музей С.П.Дягилева)
14.00 Впервые в России. Совместный российско-германский проект. Опера Бестиарий А.Щетинский. (Дом-музей С.П. Дягилева)
16.30 Открытие выставки театральных эскизов А. Бенуа и Л. Бакста из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. (Выставочный зал)
19.00 Церемония открытия фестиваля. (Пермский театр оперы и балета). Гала-программа В честь Дягилева. С участием солистов балета Мариинского и Пермского театров.

16 мая, понедельник

10.00 Международный симпозиум VI Дягилевские чтения. (Дом-музей С.П. Дягилева)
10.00 Открытие международного семинара "Музыкальный театр сегодня" (Конференц-зал)
14.00 Открытие недели нидерландского кино. Фильм Антония (Кинотеатр "Триумф").
18.00 Концертная программа Джаз встречается с оперой. (Нидерланды) (Органный зал)
20.00 Совместный российско-американский проект. Лебединое озеро в постановке Натальи Макаровой. (Театр оперы и балета)

17 мая, вторник

10.00 Международный семинар "Музыкальный театр сегодня" (Конференц-зал)
11.00 Международный симпозиум VI Дягилевские чтения. (Дом-музей С.П. Дягилева)
16.00 Открытие выставки "Русский авангард". (Пермская художественная галерея)
19.00 Впервые в России. Опера Альцина. Г. Гендель. Дирижер - Дэвид Хейзель (США-Германия). (Театр оперы и балета)
22.00 Неделя нидерландского кино. Фильм Северяне (Кинотеатр "Триумф").

18 мая, среда

10.00 Международный семинар "Музыкальный театр сегодня" (Конференц-зал)
11.00 Международный симпозиум VI Дягилевские чтения. (Конференц-зал)
14.00 Фотовыставка, посвященная Марлен Дитрих. (Органный зал)
15.00 Фильм Голубой ангел (кинотеатр "Триумф").
19.00 Танцевальная опера "Более совершенный союз" (США) (Муниципальный ДК)
22.00 Неделя нидерландского кино. Фильм Платье (Кинотеатр "Триумф").

19 мая, четверг

18.00 Концерт органиста Собора Св. Петра в Ватикане Джанкарло Пароди. (Органный зал)
20.00 Симфонический концерт. (Театр оперы и балета).
22.00 Неделя нидерландского кино. Фильм Иллюзионист (Кинотеатр "Триумф").

20 мая, пятница

19.00 Совместный российско-германский проект. Балет с пением К. Вайля Семь смертных грехов. Опера-балет И. Стравинского Соловей. (Театр оперы и балета)
19.00 Неделя нидерландского кино. Фильм Характер (Киноцентр "Премьер").
20.00-24.00 Ночь музеев. (Пермская художественная галерея)

21 мая, суббота

16.00 Театр Наций представляет программу современной хореографии (Россия). (Театр драмы).
18.00 Шоку, спектакль театра современного танца Батик (Япония). (Театр оперы и балета).
19.00 Неделя нидерландского кино. Фильм Ни поездов, ни самолетов (Киноцентр "Премьер").

22 мая, воскресенье

11.00, 16.30, 21.00 ТРИУМФ РУССКОЙ ОПЕРЫ. Оперная Пушкиниана. Пять русских опер на сюжеты А. Пушкина с участием отечественных и зарубежных дирижеров и певцов. (Театр оперы и балета)

23 мая, понедельник

16.00 Концерт современной музыки. (Финляндия, Россия) (Органный зал)
19.00 Церемония закрытия фестиваля. (Театр оперы и балета)
Впервые в России. Конкурс продюсерских проектов (подведение итогов, награждение победителей).
"Душа танца" в Перми. Гала-концерт с участием отечественных и зарубежных звезд балета.

В программе возможны изменения. Следите за афишами

Дополнительная информация по т. (3422) 12-42-53, ф. (3422) 12-92-44,
E-mail:opera@perm.ru


15 май 2005, 05:00
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.ng.ru/culture/2005-05-16/8_duagilev.html

Независимая газета
# 94 (3490) 16 мая 2005 г.

ПЕРМЬ–ПЕТЕРБУРГ–ПАРИЖ
В честь Сергея Дягилева его земляки проводят фестиваль искусств


По-хорошему столетний юбилей со дня первого зарубежного проекта Сергея Дягилева надо бы отметить всероссийскими торжествами. Ведь Дягилев всемирно знаменит как выдающийся импресарио всех времен и народов, творец «Русских сезонов», в начале XX века познакомивших Европу с российским балетом, причем балетом, для тех времен наисовременнейшим. За границей фестивали в честь Сержа проходят сплошь и рядом. А у нас только земляки мецената в Перми всерьез собрались отмечать прорыв в Париж, который неистовый пермяк начал в 1905 году, привезя во Францию живописную выставку, затем продолженную выступлениями Федора Шаляпина. Как горделиво констатируют уральцы, все кругом красиво говорят «Дягилев, Дягилев», но только на Урале перешли от слов к делу. Так и карты им в руки: должен же город публично выразить гордость знаменитым земляком. А заодно заграницу в очередной раз попытаемся догнать: в то время как в Париже именем Дягилева давно названа площадь, у нас его имя знают главным образом знатоки искусств. Может, поэтому Валерий Гергиев назвал учреждение пермского фестиваля «знаком вхождения Большой России в общеевропейский культурный дом».

В эти дни в Перми во второй раз проходит международный м фестиваль «Пермь–Петербург–Париж». (Окончив пермскую гимназию, провинциал Сережа Дягилев перебрался в Петербург, познакомился со всеми талантливыми творцами, вместе с ними учредил объединение и журнал «Мир искусства», а уж потом задумал и осуществил покорение Европы.) Фестиваль призван отразить три главных мотива дягилевской деятельности – блестящий менеджмент, открытие имен в искусстве и создание новаторских произведений. По первому пункту подводятся итоги конкурса продюсерских проектов в сфере культуры, объявленного полгода назад на всю страну. Мотив номер два отразится… пожалуй, никак не отразится: программа фестиваля предусматривает знакомство россиян с уже известными коллективами. Что касается новых произведений, то Дягилев сам разыскивал творцов для своей труппы, правдами и неправдами добывал для них деньги у титулованных богачей и всемерно подталкивал художников к созданию шедевров. Да и креативность дягилевских масштабов – товар исключительно штучный. Но пермяки, как Сергей Павлович когда-то, не чураются здорового эклектизма, не желая ограничивать себя ни в чем, если проект кажется обещающим. Объединившись с городским театром оперы и балета, фестиваль всерьез намерен удивить. Хотя бы тем, что в город удалось заманить бывшую соотечественницу - Наталью Макарову. Знаменитая «невозвращенка» Кировского балета и экс-премьерша мирового уровня согласилась поставить в Перми свою редакцию «Лебединого озера», причем от гонорара отказалась. Недавние премьеры театра, включенные в фестиваль, тоже по-дягилевски выпадают из рамок традиций, особенно консервативных российских – в «Альцине» пермские певцы впервые в России пробовали спеть барочную музыку Генделя, Татьяна Баганова, столп российского современного танца, поставила оперу Стравинского «Соловей», а радикальный хореограф Раду Поклитару сочинил балет с пением «Семь смертных грехов» по Брехту и Курту Вайлю. Кстати, и сам пермский театр когда-то был создан при участии местного музыкального кружка, в который входило известное в городе семейство Дягилевых.

В афише фестиваля пять русских опер на сюжеты Пушкина с участием зарубежных музыкантов и певцов соседствуют с оперным «Бестиарием» – российско-германским проектом, мирно уживаясь с театром современного танца из Японии, голландским джазом, исполнением современной духовной музыки и мастер-классом балетов Баланчина при участии американских педагогов. А дань науке и одновременно обожаемому Дягилевым пассеизму отдают Дягилевские чтения, уже шестые по счету. Они пройдут в доме-музее Дягилева на Сибирской улице – старинном особняке, в котором историкам балета и искусствоведам приятно рассуждать о роли Дягилева в культуре Австралии и о парижском финале русского Серебряного века.

Майя Крылова


16 май 2005, 08:52
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
http://www.museum.ru/N22292

"Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж". Дневник фестиваля

c 15 по 23 мая Пермская область

15 мая 2005 года в Перми состоялось торжественное открытие Международного фестиваля "Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж", который продлится до 23 мая 2005 года.
Первый день фестиваля открылся в Доме Дягилева.

В Перми на углу улиц Сибирской и Большой Ямской сохранился единственный в мире родовой дом Сергея Дягилева, где и состоялось открытие международного симпозиума VI Дягилевские чтения, в которых приняли участие именитые гости:

- Джон Болт - профессор Университета Южной Калифорнии, г. Лос-Анджелес (США)

- Стефани Джордан - профессор Университета Рохэмптон Суррей, г. Лондон (Англия)

- Александр Азаркевич - магистр искусств, докторант, Института искусств Польской академии наук в Варшаве (Польша),

- Стейн Алстейн - представитель Института нидерландской культуры в Париже (Франции)

- Алексей Васильевич Парин - театровед, критик, главный редактор издательства "Аграф", музыкальный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы", руководитель международного семинара "Музыкальный театр сегодня" (Москва)

- Наталья Лазаревна Дунаева - театровед (Санкт-Петербург)

- Виталий Петрович Третьяков - доктор психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, вице-президент Санкт-Петербургского Фонда культуры (Санкт-Петербург)

- Нина Станиславовна Бочкарева - доктор филологических наук Пермского государственного университета (Пермь)

- Олег Петрович Брезгин - искусствовед Пермской государственной галереи (Пермь) и многие другие.

На симпозиуме обсуждали проблемы:

- Личность С.П.Дягилева глазами меняющихся поколений

- Культурные проекты С.П.Дягилева: из прошлого в будущее

- Неизвестные страницы эпистолярного наследия С.П.Дягилева

- Искусство авангарда ХХ века

- От модерна к постмодерну

- Судьба искусства в современном мире

- Экспериментальное искусство: традиции и новаторство

- Модель синтетического театра сегодня

- Психологические проблемы мультимедиакультуры

- Зрелищная культура и современный театр

- Менеджмент в культуре и искусстве

В конце дня участники симпозиума и гости фестиваля увидели оперу А.Щетинского "Бестиарий". В либретто оперы соединены мотивы трех произведений: "Дочь болотного царя" Х.К.Андерсена, "Король-олень" К.Гоцци, "Превращение" Ф.Кафки. Общая для трех историй это тема превращения человека, однако, внутреннее содержание разрешение ситуации сильно разнятся. Автор либретто Алексей Парин организовал сюжетный материал параллельно, в виде десяти эпизодов.

Музыка в спектакле находится в состоянии постоянного превращения, потому что Щетинский играет с различными музыкальными языками - от ранней итальянской оперы в гоцциевской истории через средневековые звучания в сказке Андерсена до Шёнберга и минимализма в "Превращении" Кафки. Наиболее сильные в музыкальном отношении андерсеновские размышления о природе человека и финальный вокальный терцет эпилога.

Исполнители главных партий артисты Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского Татьяна Куинджи, Надежда Бабинцева, Сергей Власов и Владимир Тайсаев которые без труда входят в "кожу" трех ролей, требующих мгновенного "кабаретного" перевоплощения.

Удивительно маленький оркестр (струнный квартет, духовые и ударные) под руководством главного дирижера Екатеринбургской оперы Евгения Бражника органично встраивается в пространство локкумской церкви. Манеру Бражника отличает великолепная точность, радость от нахождения необычных тембров и умение отчетливо выделить лирические моменты.

В центральном выставочном зале состоялось открытие выставки театральных эскизов:

Впервые в Перми в рамках Международного фестиваля "Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж" представлены уникальные костюмы антрепризы Сергея Дягилева: костюм балерины для балета И.Стравинского "Петрушка" (по эскизу А.Н.Бенуа, 1910 г.), костюм придворного кавалера к балету "Павильон Армиды" (по эскизу Н.Чернина, 1907 г.), костюм М.Фокина (ожерелье, фуфайка, набедренная повязка) для партии Амуна в балете "Египетские ночи" (по эскизу Л.С.Бакста, 7908 г.), мужской костюм к балету "Жар-птица (по эскизу А.Я.Головина, 1910 г.) и другие.

Много фотодокументов, среди которых "Артисты труппы С.Дягилева на репетиции" (конец 1909 начало 1910 гг.), "Артисты труппы С.Дягилева перед отъездом из Чикаго" (1916 г.), "Балерина Т.П.Красавина в балете "Петрушка". Посетители выставки увидят эскизы костюмов и декораций известных художников: Л.Бакста (эскизы костюмов к балету "Карнавал"), А.Бенуа (эскизы костюмов к балету "Петрушка"), П.Гончарова (сцены из балета "Шахерезада"), Б.Анисфельда (эскиз костюмов к балету "Подводное царство"), Л.Головина (эскизы к балету "Жар птица").

На выставке также представлена серия авторской фотографии известного Пермского фотографа Юрия Чернышова.

Сопровождает необычную выставку заместитель директора по науке Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Наталья Ивановна Метелица.


17 май 2005, 21:18
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
http://versiasovsek.ru/material.php?3947

ПОБЕДНЫЙ ТУР Дмитрий Хворостовский даёт концерты в городах-героях
Татьяна Ростова, газета "Версия", 6 июня 2005

25 мая в Туле стартовал гастрольный тур Дмитрия Хворостовского. Смоленск, Волгоград, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург и Санкт-Петербург... Таких гастролей знаменитого баритона Россия не видела никогда! Посвящены они 60-летнему юбилею Победы, поэтому главные гости на концертах те, кто победил в Великой Отечественной войне — ветераны. Для них вход на все мероприятия бесплатный. Сопровождает Хворостовского Государственный академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна.

«Проект программы «Песни военных лет» вынашивался целый год, — рассказал на предшествующей туру пресс-конференции Константин Орбелян. — Среди семи городов, включённых в программу гастролей, четыре города-героя. 5 июня состоится концерт на родине Дмитрия Хворостовского — в Красноярске. А заключительное гала-представление пройдёт 12 июня на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Как оказалось, публика очень ждала этих гастролей. В одном только Петербурге на наш концерт должны прийти более 50 тыс. человек».

Все концерты тура — благотворительные, лучшие места предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны. Так, когда30 мая Дмитрий Хворостовский давал концерт в Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова, пригласительные билеты на концерт распространялись через ветеранские организации. И зал, рассчитанный на тысячу мест, был полон. А на площади Ленина собралось более 3 тыс. человек: посмотреть трансляцию концерта из театра на огромном плазменном экране.

2 июня Хворостовский впервые за свою долгую карьеру выступил в Волгограде, на площади Павших бойцов. Ради этого на центральных улицах города более чем на сутки было перекрыто движение автотранспорта. На площади, вмещающей около 10 тыс. человек, смонтировали сцену, партер на 1100 мест для ветеранов. Концерт звезды мировой оперы смотрели и горожане на улицах. Для этого в разных местах города было установлено три экрана. Так что теперь у волгоградцев 2 июня ещё долго будет ассоциироваться с именем мировой знаменитости. Ведь в России (исключение составляют лишь Москва и Санкт-Петербург) Хворостовский нечастый гость. Его гастрольный график расписан на много лет вперёд, и своим домом Дмитрий уже давно считает Нью-Йорк, Лондон и Женеву.

И это неудивительно. После получения первой премии на Всесоюзном конкурсе певцов имени М.И. Глинки (1987 год), Гран-при на Международном конкурсе певцов в Тулузе (Франция, 1989), покорения Лондона и Нью-Йорка (1990) Дмитрий стал одним из самых востребованных баритонов во всём мире. Royal Opera House Covent Garden (Лондон), La Fenice (Венеция), La Scala (Милан), Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Chatelet (Париж) — ведущие оперные площадки мира — соперничают, чтобы ангажировать русского певца. Каждый его выход на сцену, будь то в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, в Вене или Мадриде, сопровождается громом оваций и восторженными аплодисментами. Кстати, такой безумной популярности российский баритон обязан не только своему удивительному голосу. Согласно рейтингу журнала People, Дмитрий Хворостовский является ещё и одним из 50 самых красивых мужчин планеты! Поэтому нынешний гастрольный тур действительно крупное событие для России.

«Существует огромный пласт военных песен, ставших классикой. И не обращаться к нему — преступно, — говорит Хворостовский. — Так начиналась работа над этой программой. Я был поставлен перед дилеммой, какой выбрать репертуар. Каждая из песен для меня была вызовом. Но когда я стал записывать эти песни, в горле стоял комок: невозможно было побороть чувства... Я счастлив, что смог спеть весь этот репертуар: и «Тёмную ночь», и «На сопках Маньчжурии» — эта песня стала для меня настоящим открытием, и «На безымянной высоте», и «Последний бой»... Когда я дал послушать первую запись компакт-диска дирижёру Юрию Темирканову, он даже не захотел мне его возвращать. Сказал, что слушал альбом два дня подряд».

Кстати, компакт-диск с военными песнями в исполнении Дмитрия Хворостовского вышел в России ещё пару лет назад. Запись была сделана на «Мосфильме» с оркестром Константина Орбеляна. Пластинка вышла и на Западе. И, несмотря на то что запись была рассчитана преимущественно на русских эмигрантов, у неё нашлись поклонники по всему миру. «Родители моей жены Флоранс, например (её отец — француз, мать — итальянка), не зная слов, плакали, слушая эти песни», — говорил в одном из своих многочисленных интервью Хворостовский. А нашей газете Дмитрий рассказал следующее: «Я рос с бабушкой. Её второй муж, мой неродной дедушка, был фронтовиком, дошёл до Кёнигсберга, был трижды контужен. Так что ночью он часто метался и матерился, ему снилось, что он горит в танке. Он действительно горел в танке несколько раз. А мой родной дедушка был убит в первом же бою под Москвой».

Ну а после российского тура Хворостовского ожидают участие в спектакле «Дон Карлос» и два концерта в Вене. Затем участие в «Риголетто» на сцене театра Ковент-Гарден и гастрольные поездки в Китай и Италию. Однако уже в августе в городе Кемерово Дмитрий Хворостовский и оркестр Константина Орбеляна представят ещё одну премьеру: песни советских композиторов.


07 июн 2005, 02:50
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
http://www.expert.ru/ural/current/22ukylt2.shtml

Матрица Дягилева

Марина Романова, Эксперт-Урал #22 (194) от 13 июня 2005 года
Фото Юрия Чернова

Суть феномена Дягилева - открытость миру и открытие нового - взяли на вооружение организаторы пермских Дягилевских сезонов. Не удалось лишь пока открыть искусство для всех

Второй раз в Перми тихо прошумел фестиваль "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж". Всего второй раз, а есть полное ощущение традиции. Он уже прочно укоренился: в сознании властей, в расписании деятелей культуры. Он воспринимается столь же естественно, как весеннее солнце и летний дождь. Видимо, очень вовремя возник этот фестиваль. Связь Дягилева и Перми существует больше века, но именно сейчас она стала востребована. Правда, не всеми, а только культурной и властной элитами.

Почему именно сейчас? Известный искусствовед Виталий Вульф, бывший гостем фестиваля, видит причину в определенной зрелости общества и власти. Наверное, сказывается и некое совпадение времен. Начало XX века многим, конечно, отличается от начала XXI, но есть и общее. Дягилев жил в эпоху перелома, мы живем в эпоху перехода. Дело даже не в нашем внутреннем постреволюционном синдроме, а в том, что мир, пока мы разбирались сами с собой, перешел в иное состояние. И этому состоянию оказалось чрезвычайно важно единство мирового пространства, устранение границ между культурами и жанрами, мультимедийность искусства. "Матрица Дягилева" вновь актуальна.

Открытость

Если Петр прорубил окно из России в Европу и показал России весь мир, то Дягилев открыл окно из Европы в Россию и показал культуру России всему миру. Благодаря ему узнали о русском балете, а благодаря его имени - пермяки увидели несколько культурных проектов, объединивших деятелей разных городов и стран.

Москвичи музыковед Алексей Парин и композитор Александр Щетинский придумали необычную оперу "Бестиарий" по мотивам произведений Кафки, Гоцци, Андерсена. Исполнили ее екатеринбуржцы и пермяки. Театр из Японии "Батик" представил спектакль в жанре современного танца. Германия презентовала фотовыставку, посвященную Марлен Дитрих. Танцевала известная балетная пара из Франции, играл органист из Ватикана, дирижировал Дэвид Хейзель (США - Германия), поиски новой оперы продемонстрировали американцы. Собственную программу показал Мариинский театр (Санкт-Петербург). Каждый вечер завершался демонстрацией фильма производства Нидерландов.

Инициатор фестиваля "Дягилевские сезоны" художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян простодушно радовался: "Семнадцать государственных флагов расположились перед зданием театра!". 17 стран работали в унисон, в едином культурном поле.

Новаторство

По словам директора фестиваля Олега Левенкова, новизна - категорический императив XX столетия, плавно перетекший в век нынешний. Зрители хотят не просто красивого, а нового, нового, нового. Следующее произведение должно быть принципиально иным в сравнении с предыдущим, и так до бесконечности. Поиск нового сложен, особенно если учесть, что все возможное в искусстве, как считают многие, уже создано. Однако он удавался, например, Евгению Панфилову, который очередной постановкой опровергал себя прежнего.

Это требование времени прекрасно понимал Дягилев, стараются его учитывать и на фестивале его имени. Даже просто читать программу фестиваля доставляет эстетическое удовольствие. Что ни пункт, то "впервые в России", "мировая, российская премьера". Пять опер на сюжеты Пушкина подряд - где вы встречали подобное? Не знаю я и других фестивалей (не считая столичные), которые бы собирали столь яркий парад звезд во главе с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным два года назад, Натальей Макаровой - нынче.

Полифония

Пермская художественная галерея с 20 на 21 мая устроила "музейную ночь", открыв двери для посетителей с того часа, когда они обычно закрываются. Акция включала презентацию сенсорного киоска, с помощью которого можно получить массу любопытной информации, концерты авторской песни и старинной музыки, а также медиаперформанс "Кино из мясорубки". Его автор - Сергей Тетерин, известный прикамский деятель актуального искусства и художественный "медиамагнат". Обычная советская мясорубка, приобретенная на металлорынке, в результате ряда преобразований превратилась в устройство для производства кинопотока. Фильмы братьев Люмьер, показанные ручным способом, воскрешали дух первых сеансов эры кино. Классическая галерея решилась на подобное смешение жанров и стилей под влиянием магии Дягилева, знаменитого полифонийщика.

Любимым артистическим "напитком" фестиваля стали всевозможные коктейли. В концертной программе голландцев джаз встретился с оперой. Американцы скрестили оперу с танцем. Балет с пением "Семь смертных грехов" продемонстрировал Пермский театр оперы и балета (совместный российско-германский проект). А в антураже бывшего дома семьи Дягилевых, теперь гуманитарной гимназии № 11, проходил научный симпозиум и презентовалась книга Александра Ласкина и фильм Владислава Виноградова, посвященные человеку, сто лет назад понявшему, что новое качество замешивается на сочетании разных видов искусств.


Цитата:
Сезоны Дягилева

Изображение

Сергей Дягилев родился в 1872 году. Прославился в Париже, но парижской истории не было бы без пермского периода. Десять лет становления, с 8 до 18, он провел в Пермской губернии в имении Бикбарда, где родители владели винокуренным заводом, и в самой Перми, в сохранившемся до наших дней доме на углу улиц Пушкина и Сибирской. Дягилев - победитель. Но многое в его жизни определено утратами: имение было продано с торгов, семья вынуждена переехать. Так он оказался в Петербурге, где участвовал в проекте "Мир искусства", издавал журнал под этим названием, организовал несколько выставок, в том числе Таврическую, в которой "хоронил" искусство прошлого: старинные портреты драпировались в черную ткань. Уже тогда он задумал новое - международный проект "Русские сезоны". Первая демонстрация российского искусства миру произошла в 1907 году. Позднее Сергей Павлович создал балетную труппу под названием "Русские балеты Дягилева". Она действовала с 1911 по 1929 годы, до самой смерти великого импресарио.


Продюсерство

Дягилев не знал, что он продюсер. Испанский король тоже не ведал этого в 1912 году, когда спросил, что же Сергей Павлович делает в труппе, если не танцует и не дирижирует. "Ваше величество, я не делаю ничего. Но я незаменим".

Искусство сегодня состоит не только из произведений единиц, но и из акций многих. Оно вызревает в тусовках, проявляется в действах. Фигура куратора не менее значима, чем фигура творца. На определенном этапе пути Дягилева его главным оружием стал выразительный жест. Фестивали - мощнейшие арт-жесты нашего времени.

Георгий Исаакян, конечно, тоже продюсер. Формулу этой профессии, которая у нас лишь нарождается, еще не осознала саму себя и не воспитала к себе должного уважения в обществе, худрук Пермского оперного определяет так: сначала придумать проект, затем придумать его воплощение. Продюсерство предполагает совмещение яркого творческого начала и крепкого практического. О Дягилеве говорили: он поклонник не только прекрасного, но и схем. Для сегодняшних организаторов в сфере культуры он остается эталоном того, как можно быстро и четко организовать процесс. Как, работая с труппой, не имеющей постоянного места обитания, приехать в очередной город, выбрать подходящую площадку, запустить рекламный механизм, подготовить подходящий репертуар и еще создать достойные условия жизни для артистов. По сути, он каждый раз на новом месте устраивал фестиваль искусств.

Лауреатами первого Всероссийского конкурса продюсерских проектов, который проходил на прошлых Дягилевских сезонах, стали люди, известные крупными реализованными проектами, завоевавшими широкую популярность. Эдуард Бояков - автор фестиваля "Золотая маска". Евгений Панфилов создал новое направление в искусстве. Давид Смелянский поставил "Бориса Годунова" в Святогорском монастыре. Даже для столь именитых и заслуженных личностей награда оказалась немалой честью. Например, Давид Смелянский, имеющий массу регалий, с гордостью вписал новый титул "лауреат премии имени Дягилева" в собственную визитную карточку.

Директор конкурса Арсений Немченко на вопрос, какие качества необходимы современному продюсеру, чтобы добиться успеха, ответил, ссылаясь опять же на опыт Дягилева: умный авантюризм. Сначала нужно иметь смелость поставить себя в безвыходную ситуацию, замыслив сумасшедший проект и объявив о нем миру. Затем - разум, способности, связи, чтобы найти выход и вывести свою идею на уровень незаурядного воплощения.

На второй конкурс было подано около десятка заявок, в том числе из Польши. Организаторов порадовало, что много молодых имен. Проекты оказались разнообразны и неординарны, от выпуска дисков, театральных справочников, открытия культурно-информационных центров до создания всевозможных фестивалей. Победителями стали Александр Кулябин из Новосибирска, автор реально действующего фестивального проекта "Сибирский транзит", Галина Сорокина из Нижнего Новгорода - за несколько фестивалей, один из которых еще лет десять назад патронировал мало кому тогда известный Сергей Кириенко, и екатеринбуржец Лев Шульман, устроивший "рассадник" современного танца в уральской столице.

Цитата:
Новации Шульмана

[img]http://mariinka.org/images/mad/0505shulmanPERM.jpg"[/img]

За серию проектов по современной хореографии награду Всероссийского конкурса продюсеров получил екатеринбуржец Лев Шульман. Сегодня он руководит Центром современного искусства, который привозит яркие имена из разных сфер, будь то contemporary dance, музыка или арт-проекты, и экспортирует уральское искусство. В анналы местной истории Шульман вписан как человек, стоявший в основании первой и самой известной хореографической труппы - театра "Провинциальные танцы". Он же - создатель учебной инфраструктуры молодого жанра, от школы современного танца до факультета при Гуманитарном университете. Лев Шульман достоин звания лауреата премии имени Дягилева объективно (по результатам деятельности) и субъективно (по личностным особенностям). Между уральским и первым российским продюсером - немало общего. Острое чувство нового, любовь к разным жанрам при сохранении приоритета движенческих искусств, высокая амбициозность и четкое осознание собственной роли и значимости в этом мире. Очевидно, и в прошлом веке, и в нынешнем именно такие качества приводят деятелей культуры к успеху.


Чутье

"В способности слышать подземный гул задолго до приближения самих событий и есть смысл дягилевской миссии", - пишет Александр Ласкин. Дягилев сберег от исторической стихии уникальный пласт русского искусства, танцовщиков, хореографов, художников. Предчувствие опасности почти на зверином уровне, мощный инстинкт самосохранения и сохранения культуры позволили ему и его труппе пройти берегом революционного моря, не утонув в нем. Острое художественное чутье всегда приводило в центр кипения зрительских интересов, а также помогало формировать их.

Миссия организаторов Дягилевских сезонов очевидна: устроить яркое имиджевое событие, способное привлечь внимание к региону, в том числе внимание инвестиционное. Хотя любые, самые раскрученные фестивали по определению убыточны (в том числе Каннский и Зальцбургский), они имеют маркетинговое значение для города и даже для страны. С точки зрения попадания в перекрестье интересов культурных, социальных, исторических фестиваль соответствует фигуре, ставшей его знаменем. Хотя задачи у современных культорганизаторов кое в чем посложнее: российская почва за столетие вытопталась, спрессовалась под тяжелым историческим катком, лишившись былой восприимчивости к семенам искусства.

Фестивальный шум не нарушил сонного покоя большинства горожан. Ложи блестели, но театр не был полон. Зайдя на следующий день после открытия на уникальную выставку театральных костюмов Александра Бенуа и Льва Бакста (в эскизах, фотографиях и натуральном виде), я не увидела в зале ни одного (!) посетителя. Опытная смотрительница, зорко следившая за сохранностью ценных экспонатов, не обнадежила: вряд ли сюда побежит народ, реклама хоть и была, но очень уж тема специфическая.

Фестиваль продолжался в режиме нон-стоп девять дней. Это оказалось тяжело для публики, не привыкшей совершать культурно-потребительские подвиги. Подобного темпа не выдерживали даже самые стойкие любители изящных искусств. Тем более что весна в эти дни значилась не только в календаре. "Повезло с погодой", заметил кто-то. Или как раз не повезло: солнце стало серьезным конкурентом опере и балету. И естественные радости часто побеждали "искусственные".

Не ощущалось и единого фестивального пространства. Культурный ландшафт Перми в эти дни представлял отдельные пышные оазисы, расцветшие в скупом степном просторе. Прения, развернувшиеся в ходе дягилевских чтений, слабо доносились до театров, а оперный триумф не был услышан зрителями кинозалов. Фестивальные составляющие распадались, не будучи соединены ни общим информационным полем, ни мощной выверенной рекламной кампанией.

Конечно, фестиваль молод, и его проблемы - во многом болезни роста. Но если ориентироваться на Дягилева, чутье современным организаторам должно подсказать: работа внутренняя не менее значима, чем действия, направленные во вне. Немало сил и средств уходит на приглашение гостей, а своим, землякам, предлагается наслаждаться тем, что дарят им организаторы. Подарки эти - действительно самой высокой пробы. Но не воспринимает их ценность еще большинство горожан. Одна из важнейших миссий Дягилевских сезонов касается создания благоприятной для восприятия высокого искусства внутренней среды.

Цитата:
Принципы Мортье

Изображение

Интерес к опыту организаторов культуры на Дягилевских сезонах закономерен. В рамках международного семинара "Музыкальный театр сегодня", на который собрались режиссеры, продюсеры из России, Германии, Франции, Нидерландов, был рассмотрен опыт Жерара Мортье, многолетнего директора Зальцбургского фестиваля, недавно возглавившего Парижскую оперу. Важнейшая сторона деятельности директора театра - ценовая политика. Билеты в Парижскую оперу стоят дорого: от 30 до 150 евро. Жерар Мортье установил льготные тарифы для старшего возраста, ввел удешевленные абонементы для молодежи, создал 60 стоячих мест по 6 евро: у зрителей должен быть выбор. Но главное для театрального суперинтенданта - репертуарная политика. Афиша Парижской оперы строится на трех китах: Моцарт, Верди, современные композиторы. Как маркетинговый ход Мортье использует скандал - но не ради скандала. Он провокатор потому, что идет радикальным путем. "Если создать два-три скандальных момента за сезон, возникает некий магнетический элемент, после этого можно делать и ясные классические вещи", - поясняет балетмейстер Парижской оперы Оливье Пате. В плане привлечения зрительского внимания принципы Мортье близки стратегии Дягилева


14 июн 2005, 13:10
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
http://www.expert.ru/ural/current/22ukylt1.shtml

Провинциальный оперный - это императорский театр местного масштаба

Идейный вдохновитель Дягилевских сезонов Георгий Исаакян убежден, что театр в России больше, чем театр, а фестиваль искусств должен служить не только искусству

Изображение

Интервью взяла Марина Романова

- Фестиваль "Дягилевские сезоны" становится пермской традицией. Но давайте вернемся к началу: для чего вы его придумали?

- Я уже 15 лет живу и работаю в Перми. Здесь всегда был роскошный оперный театр, потрясающие хореографы и танцоры. Мне казалось важным, чтобы и Россия, и мир узнали о том замечательном, что у нас происходит. Для этого нужна какая-то культурная институция, постоянно действующая история, чтобы не создавать каждый раз проект заново. В то же время было непонятно, почему до сих пор Пермь, имея в собственной истории столь значимую фигуру, как Дягилев, не использует ее как знамя. И вот в юбилейный год, в 130-летие со дня рождения Сергея Павловича, мы решили организовать крупное художественное событие, взяв за основу как матрицу жизнь и деятельность Дягилева.

- Какую его черту вы считаете наиболее важной?

- Дягилев был велик, потому что создавал новое. Мы сразу договорились: нет смысла реконструировать то, что он делал: лучше все равно не получится. Есть смысл, как и он, привлекать новое. Основа фестиваля - открытость современному искусству, неожиданному соединению разных жанров, на стыке которых и рождается новое.

- Власть поддержала фестиваль, потому что это зона пересечения интересов?

- Безусловно. Нам важно, чтобы Пермь звучала как город, где происходит что-то неординарное. В политике - объединение в Пермский край. В экономике - строительство федерального моста через Каму. В искусстве - Дягилевские сезоны. Это все понятия одного порядка.

Вообще я думаю, что воспринимаемый порой как постулат антагонизм между художественной элитой и властью - нелепость. В России с ее географическими просторами каждый оперный - императорский театр местного масштаба. Ближайший от нас - не за 40 километров, как в Европе, а за 300, в Екатеринбурге. Мы должны удовлетворять определенные запросы общества и получать на это средства от государства. В прошлом году по приглашению Госдепартамента США я проехал по крупным американским городам, знакомясь с их искусством. Катастрофа полная. Люди получают деньги из частных фондов, не неся никакой ответственности за то, что делают. Эти деньги освобождены от налогов, значит, это лишь перераспределение тех же государственных средств. Да я лучше буду работать с государством, оно куда более лояльный и грамотный, нацеленный на финальный резонанс, заказчик, нежели частный капитал с его непременной вкусовщиной.

- Сколько стоит фестиваль?

- Бюджет проведения - 10 млн рублей. С учетом всех проектов, которые готовились заранее, думаю, перевалили за 25 миллионов. Решающий "вкладчик" - администрация области, и это правильно. Поддержало Федеральное агентство по культуре и информации. Есть, конечно, и спонсоры: постоянный партнер театра оперы и балета нефтяная компания ЛУКойл. Очень помогли посольства, взяв на себя часть расходов.

- Вы говорите об ответственности искусства перед обществом. Но у меня создалось впечатление, что фестиваль, при всей его яркости и значимости, не касается большинства жителей города, остается междусобойчиком власти и профессионального культурного сообщества.

- Дягилевские сезоны - фестиваль самого нового, а значит, рафинированного. Многие к его восприятию не готовы. Но у провинциального театра задача не только выпускать спектакли, но и воспитывать. Впервые в России мы поставили оперу Генделя "Альцина". Да, музыка нам непривычная, она столь нежная и тонкая, что воспринимается сложно. В Мюнхене заходишь в грязное метро - там звучат Гендель и Моцарт. У нас в приличном кафе: бум-бум-бум... Сегодня говорят о противостоянии элитного искусства и массовой культуры. По-моему, правильнее говорить, что массовая культура объявила крестовый поход против нормального человеческого искусства. Если глубже, это противостояние управляемого электората и образованного электората. Человек, слушающий сложную музыку, читающий умные книги, не будет тупо нажимать на кнопки при голосовании. Цепочка изысканных событий, которые мы создаем на фестивале, убежден, имеет значение большее, чем просто получение удовольствия. Она приучает к искусству, она развивает голову и сердце. Не сразу, конечно.


14 июн 2005, 13:17
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB