Текущее время: 28 мар 2024, 19:10



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Башметом по бездорожью 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение Башметом по бездорожью
http://www.mk.ru/numbers/1623/article53438.htm

Ударим Башметом по бездорожью! ...Венецианскому
Италия стала ближе. На длину смычка. И широту души

Ян СМИРНИЦКИЙ, Венеция—Москва. Московский Комсомолец
от 10.05.2005

Изображение Башмет с сыном на площади Ля Фениче. Фото автора


Семь почти, а к причалу толком не прибьешься: на Гран-канале пробка. Не из авто, из лодок: лодка—пожарка—мусорка—катафалк... И синий полицейский катер сиреной будит придремавших на корме вапоретто туристов.

Второй день форума-диалога “Россия—Италия: встреча в Венеции”. Помимо острой политической начинки, согласно идее Путина—Берлускони, “сближающей две явно симпатизирующие друг другу страны”, форум энергично разбавлен культ-коктейлем из альта Башмета, фотографий Свибловой, басов мужского хора “Пересвет”...

Юрия Абрамовича и в Москве-то не поймать, а тут он, едва отыграв минорный квартет Паганини, махнет по Европе. Спешу. Ему — Башмету — скоро предстоит основать русский музфестиваль в Венеции.


...Непросто по узким улочкам пробраться к театру Ла Фениче, знаменитому своими голосами и... пожарами. Истлевал в песок не однажды, оправдывая имя свое: Феникс. Башмет только-только выходит с репетиции. Ей-ей, итальянец.

— Эх, Юрий Абрамович. Вы — черный и в черном, лицо смуглое...

Много раз на дню туристы пытаются выспросить у меня дорогу: полагают — местный.

— Пойдемте вниз, в кафе? Пока не все столики заняты...

Башмет крутит в руках пачку сигарет, озирается. Хочется. А нельзя. И по закону (запрет на курение в общественных местах), и по совести: театр едва восстановили в прошлом году.

— Что ж, надо мириться, — улыбается он, пряча пачку.

— Не раздражает?

— Ну... Я же — коммуникабельный оптимист (в конечном счете). Раздражаюсь? Да. Но потом всегда жалею. Тем более здесь: Венеция для меня — город максималистичный...

— То есть?

— Ну... если есть какая-то проблема или просто тяжело на душе, то эта тяжесть сначала усугубляется мысленно, потом же... постепенно переходит в нечто мелкое по сравнению с космосом. И делается радостнее. Но долго находиться не могу. Ибо город этот все же депрессивный...

— Неужели? Миллион детей-туристов, все носятся, гомонят...

Тут мимо нас, качаясь, прошла черным лакированным гробом гондола с шестью восторженными японцами на борту. Почему-то на это удовольствие в 100 евро за полчаса клюют только они.

— И все-таки депрессивный. Медленно умирающий. Нет, приехать-поглазеть — счастье! Одновременно ощутить себя в нашем веке и лет на 300 вглубь!.. Ведь уму непостижимо, как они всё это строили. Я уж более десятка раз здесь был, успел добраться до всех островков, за исключением...

— ...острова мертвых?

— Туда не доплыл.

— Пару дней назад, еще в Москве, посол Италии в РФ в приватной беседе предложил вам организовать в Венеции музыкальный фестиваль. А то — как так? Карнавал есть, биеннале есть, а музыка...

— Идея прелюбопытная. Я первым делом выбрал бы время, как сейчас, — чтобы народу не так много было... А то по головам ведь ходят. И тем-то и хорош нынешний форум “Россия—Италия”, что никому не придется объяснять, почему я буду приглашать на фестиваль Третьякова, Гутман, Плетнева, то есть — русских. А потом уж площадки можно подобрать...

— На острове-кладбище не хотите сыграть? Дягилев, Стравинский, Бродский…

— Странная мысль. Никогда не пробовал. Полюбопытствую, какой там антураж.

...Тут на площади перед Gran Teatro La Fenice появился г-н Ястржембский, сопредседатель форума (и он же — если кратко — советник Путина по отношениям с Евросоюзом). Спрашиваю, пока он обнимается с Башметом:

— Что же: идея с фестивалем — пока шутка или?..

— Идея есть. Уже хорошо. Если на это будет спрос, появится и фестиваль.

Теперь — к Башмету:

— Спрос есть: вон в каждом ресторанчике, на каждой площади — свои миленькие оркестры...

— Так было не всегда. Я, например, их впервые вижу в такой массе. Неплохо играют. Для ресторана. Интересно, откуда они? Вряд ли наши...

— Ха... Выпускники Московской консерватории?

— Почему нет? А вы думаете: откуда они берутся? Однажды встретил своего ученика знаете где? В Ницце. Иду себе, иду, а он стоит вместе с женой, играет. Я, чтобы их не смущать, остался незамеченным. Что вам сказать? Нормально это. У каждого по-своему развивается жизнь. Жить здесь — все равно как выходить без скафандра в открытый космос. Надо бороться, чтобы получить какое-нибудь место.

...А между тем — ни одного свободного столика. Ибо в театр — откровенный лом. А все почему? Из-за одной афишки: Solisti di Mosca. И совсем мелко: Bashmet, viola.

— Ладно, постоим: прекрасное место. Ведь я еще в старом Фениче играл — том, до пожара. А сегодня вышел — боже! Все сверкает! Даже лучше, чем было.

— Кстати, жену с собой взяли?

— Только сына. Взять жену... Это не так легко. На охоту охотники не ходят с женами. Каждый день — переезды, чемоданы... Ответственность за каждое сказанное слово, нерв ненужный.

— Было время, когда жен вообще не выпускали.

— Помню, как же. В Минкульте существовал список где-то из 50 фамилий — тех Великих, которые имели право на выезд “целиком”. Потом негласно разрешили и остальным, но надо было писать заявление. Коган пошел и написал: “В связи с тем, что у меня плохое состояние здоровья и нужно придерживаться режима, прошу в виде исключения выехать с женой”. Ему разрешили. Коган рассказал Ойстраху. Ойстрах пишет: “В связи с тем, что у меня больная печень и сердце и нужна диета, прошу разрешить...” И ему разрешили. Дошла очередь до Ростроповича. Он: “В связи с тем, что я совершенно здоров, прошу разрешить выезд с женой!” Смеялись. И разрешили.

— Вы делали попытку?

— Познакомился в Италии с господином-товарищем Иваньковым, главным по “внешним сношениям”. Он спросил: “А что ж вы ко мне не заходите? Неужели проблем нет?” Тогда я, уже будучи в Москве, к нему отправился. Попросить за жену, чтобы пустили. Он пообещал, но... “протянул”. Было так. Я ехал на гастроли в Финляндию. Но из Франции. На Францию жена не успевала, поэтому стали оформлять документы на Финляндию. Я говорю: “В пять часов встречаемся: выйдешь из вагона и стой на месте”. Узнаю, куда прибудет поезд... Договорились. Вдруг меня будят ночью. Она вся в слезах: “У меня нет разрешения на выезд из СССР”. Отвечаю: “Ладно. Тогда встречаемся в Москве. В этот же день!” Позвонил менеджеру в Финляндию, извинился. Он обиделся, конечно. Но я сказал: “Это вопрос принципиальный, ты меня прости...” Он был антисоветчиком.

— А вы?

— Ну не был. Ни советчиком, ни антисоветчиком. И улетел в Москву, на дачу, на Николину Гору. Через несколько дней в Госконцерте начался небывалый шум: все подумали, что я, сорвав Финляндию, остался во Франции! Зато после жену вызвали в министерство и автоматически вставили в список выездных.

— Уехать совсем не хотелось?

— Нет. Никогда не собирался. А ведь было время, когда музыканты вовсю уезжали из России, кстати, повывозив с собою инструменты, которых тогда — ни достать, ни купить...

...Каждую минуту Башмета друг-другой соблазняет вкусить, но у музыканта голова болит нестерпимо: черта Венеции — все эти перепады давления...

— Недавно у Спивакова спрашивал: не сочиняют в России “крупной формы” в музыке... А это движитель.

— Точно. Композитор — первая движущая сила. И даже прогресс в развитии музыкальных инструментов зависит от нового произведения... Взять, скажем, Виолончельный концерт Шостаковича. Тот же Ростропович неоднократно мне говорил: надо найти новую модель смычка для этого концерта. А существующий смычок лишь мешает исполнителю... Но для того, чтобы композиторы писали крупные произведения, требуется некая мощная организация, которая в какой-то степени заменила бы закупочную комиссию Министерства культуры времен Тихона Хренникова-председателя...

— Сколько тогда стоила симфония?

— 3—4 тысячи рублей. Комиссия закажет, прослушает, оплатит. Я бы — как худрук крупного симфонического оркестра “Новая Россия” — только мечтал сделать заказ на симфонию.

— Кстати, оркестранты из “Новой России” и из “Солистов Москвы” друг друга не ревнуют?

— Наверное, есть такое. Но я стараюсь...

— А кто главнее? “Солисты”? Они — любимые?

— Не могу так сказать. Знаете, как для мамы: первый сын — всегда первый, но ведь часто любимым становится второй... Ведь и там, и там — Я. И они — и там, и там — Мои. Вот это важно.

— Хорошо. Возьмем “Виртуозов Москвы”. Они — “Виртуозы”, как сказал Бэлза, “стали брендом”. Стали ли брендом “Солисты”? Возможны ли они без Башмета на афише?

— Очень непростой вопрос... Могу так сказать: вот этот последний, молодой состав “Солистов” был дважды номинирован на “Грэмми”. Знаете, что такое номинация на “Грэмми”? Это абсолютная победа в своем жанре. Другое дело — вручается премия или нет. Потому что дальше происходит конкурс между жанрами. Нет, “Солисты” — это бренд. Словами Бэлзы. Я очень горжусь тем, в кого они сумели вырасти. Другое дело, очень жаль, когда ради создания новых разрушаются старые оркестры. Традиции держатся на людях. Ведь там-то они сыграны, у них свое, особое отношение к звуку. Когда РНО создавался — из филармонии в него побежали люди... Шикарный оркестр получился у Плетнева. Но в тот момент судьбы в щепки летели. И потом эта история имела продолжение...

...Все, кто только может, уже машут руками: пора Башмета отпускать, хотя он не прочь поговорить о серьезном, а не только принимать приглашения за столики. Концерт в Ла Фениче и так задерживают на полчаса...


10 май 2005, 16:03
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=210093694

РОССИЯ - АМЕРИКА

Леся ПЕТРОВА, Невское время, 18.05.2005

В Концертном зале им. А.К. Глазунова Консерватории с огромным успехом выступил объединенный симфонический оркестр под управлением Рикардо Авербаха. Концерт был результатом уникального совместного проекта Санкт-Петербургской консерватории и Университета Майами штата Огайо (США). Студенты этих учебных заведений получили необходимую им практику совместного исполнения музыкальных произведений с зарубежными коллегами, что очень важно в современном музыкальном мире.

К тому же дирижером сводного коллектива, состоявшего из камерного оркестра нашей Консерватории и симфонического оркестра американского университета, стал такой замечательный музыкант, как профессор Рикардо Авербах. Этот именитый дирижер уже запомнился нашим соотечественникам своими выступлениями в Московской консерватории им. П.И. Чайковского и участием в Международном музыкальном фестивале "Дворцы Санкт-Петербурга". Теперь в Консерватории, а за день до того и в зале Филармонии Великого Новгорода, под его управлением сводный оркестр исполнил программу, которая состояла как из произведений привычных для петербургских концертов - Россини, Чайковского и Бетховена, так и из тех, что любимы и популярны за рубежом, - Барбера, Ларссона и Приора.
Стало жаль, что некоторые из этих интереснейших произведений редко исполняются у нас. От красоты и проникновенности первых же звуков "Адажио для струнных" Самюэля Барбера захватывало дух. Его божественное крещендо в интерпретации Рикардо Авербаха заставляло забыть обо всем и думать только об искусстве и о великом подвиге героев Великой Отечественной войны, которым музыканты посвятили свое исполнение. Американский оркестр специально пригласил на концерт 50 участников Великой Отечественной войны.
Далее слушателей порадовало виртуозное исполнение солистом Хайме Моралесом-Матосом Концерта для тромбона и струнного оркестра Ларса-Эрика Ларссона и "Голубых колокольчиков Шотландии" Артура Приора. У нас вообще довольно редко исполняются произведения, в которых солируют духовые инструменты. Тем интереснее было услышать фантастические по скорости и сложности пассажи тромбониста. В таком произведении дирижеру очень важно сохранить движение и общую направленность музыки, при этом, однако, следуя за солистом. Но Рикардо Авербах смог представить это яркое сочинение во всей его красе.
Так что концерт стал не только необходимым опытом для студентов нашей Консерватории, но и настоящим подарком для всех слушателей.


29 май 2005, 23:12
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB