Текущее время: 28 апр 2024, 19:58



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
День рождения Ульяны Лопаткиной 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение День рождения Ульяны Лопаткиной
Балерина Ульяна Лопаткина: "Участь бывших танцовщиков - психологическая смерть"

Светлана Наборщикова, "Известия", 23.10.08
http://www.izvestia.ru/culture/article3121837/

У примы-балерины Мариинского театра Ульяны Лопаткиной юбилей. Гордости русского балета исполнилось 35 лет, но торжеств по этому поводу не предвидится. Артистка, чья требовательность к себе уже вошла в легенду, встречает день рождения в работе. Полным ходом идет подготовка к грандиозным гала-концертам в Москве. Обозреватель "Известий" встретилась с Ульяной Лопаткиной в перерыве между репетициями.

"Все мы носим в себе святость"

вопрос: Представьте, пожалуйста, московские гала-концерты.

ответ: Их будет два. 11 ноября состоится вечер, посвященный предстоящему 85-летию всемирно известного французского хореографа Ролана Пети. В Европе уже состоялись подобные празднества, и сейчас маэстро с радостью согласился приехать в Россию, активно участвовал в создании концепции вечера и подборе танцовщиков. На следующий день будет показана программа под названием "Великие классические па-де-де". Ее цель - представить танцовщиков лучших на сегодняшний день театров мира. Приглашены солисты Большого театра, балетов Гранд-опера, Берлинской и Римской оперы, театра "Ла Скала", Американского театра балета, Английского национального балета и Королевского балета Великобритании.

в: Что вы будете танцевать?

о: Не хотелось бы говорить об этом сейчас. Должен быть элемент неожиданности...

в: Но есть надежда, что мы увидим какой-то совершенно новый номер?

о: Я исполню композиции Ролана Пети, которые российский зритель еще не видел. Все они входят в золотой фонд его хореографии.

в: Вы собираетесь встречаться с маэстро?

о: В моем графике запланировано несколько репетиций с его участием. Мы уже встречались и расстались близкими друзьями. С нетерпением жду новой встречи. Она состоится уже в ближайшие дни.

в: У вас юбилей. Небольшой, но юбилей. То, что вы сделали за это время, хорошо известно. Поэтому спрошу вас о несделанном.

о: Давайте не будем называть эту дату юбилеем. Просто день рождения. А по поводу несделанного... Очень хочется спектаклей, связанных с современной пластикой балета. Она позволяет мощнее выразить переживания человека. Сейчас много синтетических зрелищ, включающих в себя различные искусства. А хотелось бы открыть для экспериментов и балет. Классический балетный спектакль - жесткие рамки красоты. Внутри них томится масса нереализованной энергии.

в: Вас называют иконой русского балета, и не всегда это журналистский штамп. Вы себя таковой ощущаете?

о: Я думаю, то, о чем идет речь, - образ. Это предположение, надежда, желание, предпосылка, тоска по высокому... Вообще, если углубляться в тему, каждый из нас иконообразен. Мы носим в себе святость. Она проявляется в разной степени, но потенциально заложена во всех нас. Может быть, поэтому люди, особо чувствительные к искусству, говорят об иконе. Так они формулируют ощущение, которое, возможно, пережили во время спектакля.

в: Вы практически всю свою артистическую жизнь живете в этом образе. Вам легко?

о: Соответствовать высокой планке всегда сложно. Для этого нужно работать и душой, и телом. И когда перед тобой есть ориентир, когда тебя награждают доверием, естественно, легче собрать воедино усилия и волю. Выбрать путь. Не разбрасываться. Всегда важна внутренняя цель. А в данной ситуации именно эта планка, этот идеальный образ совпадает с моими внутренними стремлениями. Но у меня нет цели соответствовать чужому идеалу, а есть простая человеческая задача жить и двигаться вперед.

в: Сами вы склонны творить себе кумиров?

о: Сотворение кумира - необъективное мироощущение. Как болезнь. Когда человек слепо обожает кого-то или что-то, его действия направлены только на этот предмет. Все остальное отсекается. Мне бы не хотелось впасть в такое состояние. Я стараюсь уважать талант каждого человека. Хотя тоже могу перед кем-то с восхищением преклоняться.

в: Вспомните, пожалуйста, свои последние "восхищения".

о: Дайте подумать, их много... Музыка Родиона Щедрина. Альт Юрия Башмета. Михаил Николаевич Барышников - уже не как гений танца, а как человек, который продолжает свою творческую жизнь, открывая таланты других. Я была в его нью-йоркском Центре искусств. Молодые режиссеры и хореографы имеют там возможность бесплатно ставить спектакли, репетировать. Впечатления остались неизгладимые.

"В Питере я чувствую себя гостьей"

в: У многих зрителей ваш танец ассоциируется с Петербургом. Меня тоже удивляет, насколько точно вы воплощаете его ауру. А каковы ваши личные взаимоотношения с этим городом?

о: Я ведь на самом деле не петербурженка. Я родилась в Крыму. И мои отношения с Питером складывались сложно. Когда я приехала сюда в начале 80-х, город выглядел неприветливо. Нарастающая нищета, ветшающие здания, наводящие ужас дворы - вот мои первые нерадостные впечатления. Плюс усугубившее их детское одиночество. Все восемь лет обучения в хореографическом училище я жила в отрыве от родителей. Более светлый этап наших отношений начался с возрождения города. Им стали заниматься с любовью, и в его облике появились новые оттенки и необычные полутона. Но и сейчас красота Петербурга поражает меня неизживаемой грустью. Я не перестаю ощущать его отстраненность.

в: Он так и не стал для вас домом?

о: Мой дом там, где люди, которых я люблю. А Питер живет своей жизнью. В нем я чувствую себя гостьей. Иногда - после поездок и гастролей - мне бывает тяжело возвращаться. Я разговаривала об этих ощущениях с людьми, которые боготворят Петербург и умеют найти с ним контакт. Они считают, что такое восприятие Питера вполне естественно. Он ведь не просто так возник, не от спонтанного радостного решения и ощущения света. Скорее наоборот. Судьбы его обитателей часто сложны и трагичны, и эта история витает в воздухе.

в: А какое впечатление производит на вас Москва?

о: Москву просто люблю, но устаю от ритма и озабоченности ее жителей. Московские расстояния наваливаются дополнительным количеством минут. Туда добежать, там перейти, здесь обогнуть - и время потеряно.

в: Я видела вас в Малом зале Московской консерватории, когда Майя Плисецкая и Родион Щедрин праздновали золотую свадьбу. Какое влияние - творческое и личное - оказала на вас эта пара?

о: Для меня этот союз уникален. Две легенды в одной судьбе. История полна примеров, когда одна яркая личность разрушала другую. А в данном случае два уникальных человека смогли сосуществовать, взаимодействовать, вдохновлять друг друга. То, что я живу с ними в одно время, могу с ними общаться, слышать, как композитор исполняет свои произведения, - уже счастье. Так получилось, что мое место находилось рядом с тем, где в первом отделении сидела Майя Михайловна, а во втором - Родион Константинович. Интересен был опыт прикосновения к их человеческой энергии. Интересно было почувствовать, какие они вблизи. Вот так - на уровне плеча к плечу... Я убеждена, что Щедрин - абсолютно современный гениальный русский композитор. Сложный для восприятия, но очень глубоко отражающий суть сегодняшнего российского человека. Мы не можем дать определения - какие мы, а в сочинениях Щедрина оно есть, и ему не требуется словесных объяснений.

в: Майя Плисецкая танцует в 82 года. Вы представляете себя на сцене в таком возрасте?

о: Пока не думала над этим. Я стараюсь жить сегодняшним днем.

в: Но все-таки - что дальше? Сейчас вы в расцвете, но настанет день, когда балет для вас закончится.

о: Это непростая тема и для меня, и для многих моих коллег. Начиная с 10-летнего возраста, наша жизнь - балет. Все поставлено ему на службу. И когда срок действия инструмента, которым является твое тренированное тело, заканчивается, встает вопрос: как свои профессиональные качества применять дальше? Кем быть? Педагоги в таком количестве не требуются. Профессия хореографа - особый талант. И что в итоге? Психологическая смерть. Я всю жизнь мечтала заниматься живописью, дизайном, иностранными языками, но времени не хватало. А сейчас я уже не в том возрасте, чтобы эти стремления сделать профессией. Получается, что ты - израсходованный материал, который переработке почти не подлежит. На Западе ситуация обстоит благополучнее. Например, Гранд-опера просит своих этуалей ставить какие-то несложные номера и оформлять сценические костюмы, как в школе, так и в театре. В Голландии из зарплаты танцовщика ежемесячно удерживается некоторая сумма, а после выхода на пенсию человек получает эти деньги на обучение другой специальности. У нас же трагедии оттанцевавших артистов остаются незамеченными. Как трагедии пенсионеров. Как невостребованность специалистов с уникальным высшим образованием, вынужденных работать не по специальности. В этой ситуации остается надеяться на частную инициативу. Вот Жене Миронову в союзе с другими актерами удалось создать Фонд помощи престарелым артистам. И я с удовольствием буду участвовать в его акциях. Пусть один фонд не решит всех проблем, но хотя бы поддержит тех, кому неоткуда ждать помощи сегодня и сейчас.

"Любовь внутри тебя и любовь к тебе"

в: Долгое время ходили слухи, что вы возглавите балетную труппу Мариинского театра. Они имеют под собой почву?

о: Слухи есть слухи. Что касается конкретных фактов, то на сегодняшний день я прима-балерина Мариинского театра. У нас есть художественный руководитель театра Валерий Гергиев и есть исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Юрий Фатеев. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы у балета был еще художественный руководитель. Предполагается, что им должен стать хореограф.

в: Вам лично не хватает художественного руководителя?

о: Конечно, не хватает. Отсутствие худрука сказывается на уровне художественного процесса. Вопросов много - как идут спектакли, какова режиссура на сегодняшний день, каков уровень танцовщиков как актеров. Именно как актеров. Иначе балет разрушается при видимом его благолепии. Из него уходит смысл. Он становится похож на спортивное мероприятие, но без присущего спорту азарта и стремления к победе. Так зачем тратить время на это зрелище? Мне, например, танцевальная сторона балетов известна. Меня больше интересует их эмоциональная наполненность, актерская отдача всех без исключения участников спектакля. Следить за тем, чтобы балет оставался искусством, волнующим человека, входит в рутинные, повседневные обязанности худрука. И это помимо его главной цели - создания новых спектаклей, поиска интересных хореографов... Словом, того, что составляет объемное понятие "художественное руководство".

в: Странная ситуация. Худрук остро необходим, а его нет. Может быть, Валерию Гергиеву не хочется делить полномочия?

о: У меня не создалось такого впечатления. Он в поиске. Найти художественного руководителя, соответствующего масштабу Мариинского театра, - тяжелая задача.

в: На прощание позвольте короткий блиц-опрос из анкеты Марселя Пруста. Какие слабости вы готовы себе простить?

о: Нетерпеливость.

в: Качество, которое вы больше всего цените в женщинах?

о: Доброта, мудрость, терпение.

в: Качество, которое вы наиболее цените в мужчинах?

о: Ум, великодушие, ответственность.

в: Ваше представление о счастье?

о: Любовь внутри тебя и любовь к тебе.


23 окт 2008, 11:38
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение В преддверии московских гала
Первая леди балета

Ведущая балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, отметившая в октябре 35-летие, гость в Москве редкий. Билеты на ее концерты по карману далеко не каждому, но Театр оперетты все равно готовится к аншлагу.

Сотворение кумира
Как это обычно бывает с будущими кумирами, первым гастролям Лопаткиной в столице предшествовали противоречивые слухи. Театралы говорили, что в Питере появилась балерина, хоть и не блещущая какой-то особой техникой или неземной красотой, но уникальная по всем статьям. «Звезда нового поколения», - шептали те, кому уже довелось увидеть девушку на сцене ее родной Мариинки. Неудивительно, что московский дебют Ульяны сопровождался жутким ажиотажем. Однако реакция публики на ее выступление была неоднозначной: так, кто-то просто рыдал от счастья (например, чувствительный актер Федор Чеханков), а кто-то обзывал пуанты Лопаткиной «копытцами» (циничные обозреватели деловых изданий). Главное, равнодушных не наблюдалось — очень уж выделялась Лопаткина своими протяженными кистями и стопами, отточенной техникой и тщанием даже в самых мелких деталях актерских мизансцен. Но и это не главное. Кажется, слово «харизма» тогда еще не вошло в моду, но именно харизмой отличалась Лопаткина от коллег: едва она появлялась на сцене, смотреть на кого-нибудь еще становилось невозможно. Москва поразилась и признала: да, кумир.

Вундеркинд из провинции
Маленькую Ульяну Лопаткину в Ленинград из украинской Керчи привезла мама. Решение поступать в одну из самых престижных на свете балетных школ - школу Вагановой — было смелым, но оправданным. Экзамены в балетном классе отличаются от обычных тем, что здесь нельзя списать или вытянуть счастливый билет. Во время занятий то же самое: все как на ладони, всех регулярно терзают за 300 грамм лишнего веса и ставят «двойки» за торчащий мизинец. Таланты в таком классе видны сразу. В шестнадцать лет Ульяну выставили на дико престижный ученический конкурс Vaganova-Prix. Ленинградская балетная школа уже тогда назвалась Академией и продешевить не могла: Лопаткина танцевала вариацию Царицы вод из старинного «Конька-Горбунка» и воздушное па-де-де из второго акта «Жизели», где очень пригодились ее нестандартно выразительные линии тела. Лопаткина получила первую премию. Триумфально закончила школу в ранге юной звезды. И была принята в святая святых - Мариинский театр, где покорно встала в кордебалет.

Труды и дни
Не верьте тем, кто рассказывает, будто Лопаткина взлетела стремительно. Мариинскому театру всегда удавалось оставаться заповедником традиций, нарушить которые не могли никакие внешние катаклизмы. Бывшая ученица знаменитой Натальи Дудинской и нынешняя ученица знаменитой Нинели Кургапкиной смиренно начинала с уличной танцовщицы в «Дон Кихоте» и Мирты в «Жизели». Роли заметные, но не главные. В середине девяностых, когда Мариинский восстановил программу сказочных балетов Михаила Фокина, Лопаткина станцевала гаремную красавицу Зобейду и подтвердила свою исключительность. А уже через два месяца новое руководство Мариинского балета доверило дебютантке заветную роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». После нее ты либо пан, либо пропал. Лопаткина проснулась знаменитой.
Вскоре подоспели важные гастроли в Лондоне, где Ульяна, кроме непременной царицы-лебедя, танцевала и свою лучшую партию - Никию в «Баядерке». Посыпались премии: от домашней «Души танца» до громкого «Золотого софита». В январе 1996-го она станцевала сложную Медору в «Корсаре» и тут же получила признанный балетным «Оскаром» приз Benois de la Danse. Чуть позже стала хозяйкой титула «Божественная». А еще через месяц прорыв Лопаткиной слился с прорывом Мариинского театра.

Звезда нашего периода
Тогда впервые российская труппа станцевала шедевр Джорджа Баланчина «Симфония до мажор». Прежде имя петербургского хореографа было под запретом: покинув после революции голодную родину, он стал отцом-основателем американского балета, что автоматически вычеркнуло его списка «наших». Мариинский театр с помощью молодой гвардии, возглавляемой Ульяной Лопаткиной, решил вернуть творения беглеца на сцену. Так, русский балет перестал быть балетом за железным занавесом, а Ульяна Лопаткина стала лидером поколения. Но вот, в чем парадокс: с этого момента она как будто отделилась от альма-матер. Нет, главная петербургская балерина по-прежнему предпочитает роли на этой сцене любым лестным приглашениям со стороны. Для нее не существует личных гастролей в ущерб текущему репертуару театра, и она не позволяет себе «рядовых» спектаклей. Изводя себя стремлением к совершенству, она с рвением репетирует школьную еще миниатюру «Павлова и Чекетти» и свежий дуэт Ханса Ван Манена, но при этом как будто находится в одиночном плавании. Ее теперь принято сравнивать с Галиной Улановой, другой суперзвездой другой эпохи. Как и Уланову, Лопаткину словно не интересуют интриги внутри труппы, не заботят новые роли в новых спектаклях Мариинки, да и само их наличие. Ее не волнует ни общий прогресс, ни даже общий процесс, но, в отличие от предшественницы, у нее есть возможность идти своей дорогой. Став государством в государстве, Лопаткина самостоятельно спасает себя от двух «балеринских» ужасов – возраста и отсутствия новых ролей.

Доказательство любви
В Москву первая леди балета приезжает с концертами, громко названными «Гранд Балет Гала 2008». На первый вечер запланирована монопрограмма творений чудесного француза Ролана Пети, который видит в Ульяне Лопаткиной и балерину, и диву. А во второй все вернется на круги своя, и она с командой звездных коллег станцует «the best» классической хореографии. В списке — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Корсар», «Жизель». Самые захудалые места на второй ярус балкона стоят четыре с половиной тысячи рублей. Хорошее испытание для тех, кто десять лет назад полюбил Ульяну Лопаткину нестандартной девочкой с титулом «Божественная».

Лейла Гучмазова, “Ваш Досуг”, N45 (5-16 ноября 2008 года)


07 ноя 2008, 12:56
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение 
Роза с мистикой

Ульяна Лопаткина представляет балетный проект из цикла «Великие имена»

Майя Крылова , «РБК daily» 11.11.2008

Самая загадочная балерина страны появится в Москве, чтобы отметить две даты — 85-летие знаменитого французского хореографа Ролана Пети и собственный день рождения. В связи с этим 11 и 12 ноября на сцене Театра оперетты состоятся концерты с участием звезд мирового балета.
Первый вечер посвящен Ролану Пети, который в этом году проводит гастрольный европейский тур, так что московский проект — часть юбилейного замысла. В связи с этим хореограф приедет в столицу, чтобы лично представить авторский гала-концерт. Пети — один из тех западных постановщиков, которые хорошо известны в России. Его спектакли «Пиковая дама» и «Пассакалья» одно время были в афише Большого театра. Мариинский театр тоже отдал дань французскому мастеру, заполучив его «Кармен» и «Юношу и Смерть».
Именно в последнем балете когда-то станцевала Ульяна Лопаткина. Она была женским персонажем жутковатой притчи, сыграв безжалостную возлюбленную героя, приобретающую лик Смерти. Для Лопаткиной роль стала этапной: балерина, которую поклонники почитают символом всего возвышенного, в последние годы тяготится жесткими рамками амплуа. Так что в программе нынешнего вечера не исключены сюрпризы. Но очевидно, что концерт не обойдется без любимого номера Лопаткиной — миниатюры Пети «Гибель Розы». Это меланхолическая метафора бренности с привкусом мистики в виде дуэта для балерины и ее партнера. По ходу танца прима медленно и красиво «увядает» под музыку «Адажиетто» Малера. Поддержит балерину в прямом и переносном смысле ее постоянный партнер Иван Козлов.
Еще пару номеров в постановке Пети Лопаткина специально учит к московскому концерту. Что именно — ее особая тайна, которую организаторы не разглашают. Известно лишь, что в России эта хореография ранее не ставилась. Но удалось выяснить, что в программе запланирован номер Пети «Леда и лебедь», в котором балерина изобразит героиню античной мифологии — к ней на свидание в виде лебедя приходит Зевс-громовержец. Кроме питерской примы в концерте станцуют артисты Большого театра Мария Александрова и Дмитрий Белоголовцев. Они покажут отрывок из балета Пети «Собор Парижской Богоматери», несколько лет назад поставленного в ГАБТе. А Ролан Пети привезет с собой солистов миланского театра «Ла Скала» и Бостонского балета.
Второй вечер проекта Лопаткиной в Москве называется «Великие па-де-де». Зрителей ожидает микст из самых известных балетных шлягеров, собранных в наиболее популярных балетах. Это фрагменты из «Лебединого озера», «Жизели», «Дон Кихота», «Спящей красавицы», «Корсара» и др. Задействованы исполнители из Парижской и Берлинской опер, Американ¬ского театра балета, Королевского балета Великобритании. Ульяна Лопаткина собирается исполнить Trois Gnossiennes — опус современного голландского хореографа Ханса ван Манена. Это с виду медленное, а по сути напряженное действо демонстрирует вечное сражение женщины с мужчиной.



11 ноя 2008, 13:27
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение 

Оторваться по-дискотечному

Ульяна Лопаткина хочет измениться
версия для печати
Анна Гордеева,"Время новостей"

http://vremya.ru/2008/210/10/216867.html

Ульяне Лопаткиной недостаточно ролей классического репертуара -- Одетты и Одиллии, что сплавлены в ее исполнении в единое грозное существо, испытывающее незадачливого принца, Никии, отстаивающей свою любовь в подлунном мире и наказывающей изменщика в мире теней, да даже царственной Раймонды. Лопаткиной 35, и она резко выворачивает руль своей карьеры -- теперь ей интересен не Мариус Петипа и не Джордж Баланчин, строгие академики, составившие ее славу, а сладкоголосый старец Ролан Пети, творец балетиков знойных и вульгарных. Тормоза отказывают, машинка теряет управление. Ульяна Лопаткина привозит в Москву совместный с Пети творческий вечер.

То есть сам 85-летний Пети до Москвы все же не добрался -- его заместителем на вечере стал его ассистент Луиджи Бонино. Танцовщик, недавно отметивший 59-й день рождения, произнес маленькое приветствие от лица своего патрона и несколько раз вышел на сцену в сочиненных им номерах. Он был Коппелиусом -- кукольным мастером, сотворившим волшебную куклу, -- и с вполне неволшебной, тупо тряпочной куклой долго вальсировал по сцене. Он был Чарли Чаплином -- номер также был выстроен на единственной режиссерской придумке, а тянулся неимоверно долго. И на Чаплине, и на Коппелиусе был налет какой-то фрачной пыли -- будто персонажей вынули из сундука, облили волосы ведром геля и выпустили на сцену. Манеры этих героев пришли из эпохи, когда артист был равен официанту и так же угодливо склонялся перед публикой -- уважающая себя публика при виде таких артистов ныне чувствует себя неловко.

Но Лопаткина будто этой атмосферы самопродажи, этой вечной улыбочки Пети («Что-с угодно?») не чувствует. Или -- строгой женщине -- ей вдруг хочется поиграть в женщину раскованную и готовую на авантюры. В результате зрелище получается странноватое.

В «Леде и Лебеде» на музыку Баха она обозначает томление и разгорающуюся страсть - но лишь обозначает, и номер превращается в комплект гимнастических упражнений. (Ее Леда даже к бедру превратившегося в лебедя Зевса прислоняется так, будто программу выполняет -- так, здесь я его поцеловала, пошли дальше.) Надо сказать, что в тоскливую гимнастику дуэт превращается и не без помощи Лебедя -- для премьера "Ла Скала" Массимо Мурру единственным приемлемым партнером было бы зеркало, так танцовщик влюблен в себя, так старается превратить всю партию в каталог скульптурных поз. В Gymnopedio Эрика Сати балерина становится пародией на саму себя -- этакая величественная балерина в пышной юбке застает партнера (Иван Козлов) стоящим на голове, слегка его отвлекает танцем и затем заставляет вернуться в ту же позу -- без нее он обречен путать голову и ноги. (А балетоманы вспомнят, что Лопаткина, нуждавшаяся в мощном партнере, увела Козлова из театра балета Эйфмана, и ныне танцовщик существует в театре на птичьих правах -- он даже не в штате и в случае, не дай бог, болезни примы остается вовсе без работы.) Притча Пети о взаимоотношениях мужчины и женщины превращается в театральную производственную хронику; потому как -- ноль соблазна. И, наконец, финальная «Лихорадка субботнего вечера», станцованная с тем же Козловым, выглядит запальчивым утверждением права оторваться по-дискотечному. Да никто у Лопаткиной этого права и не отнимает, вот только балерина, видимо, отдыхать вовсе не умеет, и потому дискотека у нее выходит с тем напором, с каким ремонтницы железнодорожных путей машут своими кувалдами.

Для презентации сомнительной программы Лопаткина и компанию выбрала сомнительную (о вечерах «Гранд балет гала» уже ходят легенды). В этот раз продюсеры тоже не подвели -- заломили цены (партер стоил до 13 тыс., ярус шел по 4 тыс., и понятно, что билеты не распродали, места заполняли приглашенные гости и пробравшиеся сквозь укромные ходы балетоманы), а программу и список приглашенных гостей не сообщали до последнего. На афише числилось просто «Ульяна Лопаткина и звезды мирового балета», при том, что в вечер спектакля выяснилось, что звезда (хотя бы по статусу) там была еще только одна. Массимо Мурру -- да, этуаль "Ла Скала". А пересказывавшие несколько сцен «Арлезианки» Марта Романья и Мик Зени -- principals, то есть на ступеньку ниже. Про Козлова я уже говорила -- его даже нет в списке мариинской труппы. Выходивший же с сольными номерами монгольский танцовщик Алтанхуяг Дюгарей и вовсе в кордебалете Бостонского театра. Продюсеры же всех объявили этуалями, а Дюгарея солистом (смущенно сократив при этом его звучное имя). Видимо, так убеждали зрителей, что привезли настоящих звезд, -- и пусть публика верит не своим глазам, а прозвучавшим титулам. Поразительно все-таки, как в 2008 году, когда в Москве периодически проходит Чеховский фестиваль, привозящий первоклассных хореографов, когда каждую весну настоящих звезд приглашает в столицу «Бенуа де ла данс», когда свои проекты представляет в России Сергей Данилян и, в конце концов, регулярно происходил в Петербурге Мариинский фестиваль -- как в то же самое время может существовать наглая антреприза «Гранд балета». Но, будем надеяться, что счастье этих предпринимателей будет недолгим и во времена финансового кризиса зрители начнут разбираться, за что стоит и за что не стоит платить деньги.
Анна ГОРДЕЕВА


13 ноя 2008, 12:32
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 09 фев 2008, 12:56
Сообщения: 333
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Как завещала Ульяна-Ленина
// Балерина Лопаткина станцевала Ролана Пети

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... print=true

Гала балет

В московском Театре оперетты прошел вечер в честь Ролана Пети, в котором приняли участие ведущие солисты трех мировых театров во главе с Ульяной Лопаткиной. По мнению ТАТЬЯНЫ Ъ-КУЗНЕЦОВОЙ, международный оммаж главному французскому хореографу ХХ века не прибавил славы ни ему, ни его танцующим почитателям.

Ульяна Лопаткина известна своим перфекционизмом. В прошлом году ее первый московский бенефис вышел комом — ни в классике, ни в полюбившемся балерине репертуаре Ролана Пети госпожа Лопаткина не вызвала того энтузиазма, которым обычно сопровождались ее выступления. Претензий было много — особенно к исполнению "Гибели розы" Пети, выученной петербурженкой по видеопленке. В ответ на упреки балерина отправилась прямиком к французскому мэтру, отработала с ним уже готовый материал, выучила три новых номера и в этом году выступила в Москве уже с двумя бенефисами.

Первый был посвящен грядущему в январе 85-летию Ролана Пети. Сам мэтр не приехал по нездоровью, но прислал приветствие и своего любимого ассистента Луиджи Бонино — так что концерт был, можно сказать, лицензионный. Кроме ассистента и Ульяны Лопаткиной с партнером Иваном Козловым, в нем участвовали премьеры и прима "Ла Скала", ведущая пара из Большого театра и солист Бостонского балета. Танцевали со всей возможной тщательностью, душевным волнением и пиететом к Ролану Пети. Тем более обескураживает результат: французский классик вышел самым заурядным хореографом.

В общем-то и до этого вечера на балетной бирже господин Пети котировался ниже другого француза — Мориса Бежара, марсельца, сделавшего мировую карьеру в Бельгии. Хореографическая фантазия Ролана Пети скудновата, а дар несколько легковесен — недаром мэтр много лет украшал своими сочинениями Casino de Paris и голливудские ревю. Однако великие балетные люди всегда обожали танцевать его балеты, и мощь их актерского дара (а первыми в ряду лучших исполнителей хореографии Пети стоят сам Ролан и его жена Зизи Жанмер) превращала хореографические банальности в откровения, а плосковатые шутки — в фонтан искрящегося остроумия.

На московском гала король французской хореографии оказался голым. Джазовые юморески на музыку Дюка Эллингтона в исполнении легконогого Алтана Дюгарая из Бостонского балета выглядели сляпанными наспех: незатейливые подтанцовки были перемешаны с классическими трюками и склеены нехитрым заигрыванием с публикой. Номер с пуантами, надетыми на руки и изображающими ноги балерины, исполнил Луиджи Бонино — возможно, эту шутку лет 50 назад и придумал Ролан Пети, но с тех пор ее повторяли слишком часто и в куда более эффектном антураже. Тот же ассистент в бурлескном танце Коппелиуса с куклой неправильно прикрепил ноги манекена к своим, отчего конечности "партнерши" сходу завязались кренделем — весь эффект был испорчен.

Итальянцы Марта Романья и Мик Зени исполнили дайджест из балета "Арлезианка" — культового для французов. Суммированные дуэты героя, одержимого страстью к мистической арлезианке, и его нелюбимой молодой жены выглядели схематично: знаки-позы, задрапированные патетической пантомимой. Нарастить плоть на этих хореографических костях под силу только звездам Opera de Paris. Дмитрий Белоголовцев и Мария Александрова из Большого театра станцевали знаменитую "Колыбельную" из "Собора Парижской богоматери": влюбленный урод Квазимодо был трогателен, Эсмеральда же казалась патронажной сестрой, опекающей слабоумного по долгу службы.

Главная героиня вечера выступила в четырех разноплановых номерах и везде выглядела одинаково: безупречной классической балериной, исполненной русской духовности. Пластические шалости Пети, "жаргонизмы" его хореографии, тайный эротизм и явную страсть она невозмутимо перерабатывала в чистую материю академизма. Никакие репетиции с мэтром не смогли заставить балерину "икнуть" коленями при перемене пятой позиции, согнуться угловатым зигзагом или описать обморочный круг в поддержке из "Гибели розы". Ничто не могло понудить ее Леду приникнуть к чреслам Лебедя (Массимо Мурру) более темпераментно, чем подобает античной статуе и народной артистке России. В эпизоде из балета "Моя Павлова" наглые объятия ног нарочито прозаичного партнера ничуть не пошатнули ее чувства собственного достоинства. И даже волну корпусом a la Майкл Джексон в номере на музыку Bee Gees балерина Лопаткина проделывала так, будто плыла умирающим лебедем по волнам большого искусства. Словно Ирина Архипова пыталась изобразить Эдит Пиаф.


13 ноя 2008, 13:00
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение 
Запой для трезвенника

Ульяна Лопаткина станцевала в честь Ролана Пети

МАЙЯ КРЫЛОВА , «Новые Известия», 13 ноября 2008 г.

Прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина во вторник представила балетный вечер из цикла «Великие имена». Проект посвящен знаменитому хореографу Ролану Пети – живому классику мирового балета. В концерте приняли участие иностранные звезды классического танца, которые вместе с Лопаткиной показали фрагменты спектаклей французского мастера, постановки которого идут на многих сценах мира.

Зал Театра оперетты был заполнен под завязку. Зрители, привлеченные громким именем питерской танцовщицы, не только отдали немалые деньги, но безропотно согласились на трудноватые (для массового восприятия) не совсем классические танцы. Ведь Лопаткина приехала в столицу не для того, чтобы в энный раз исполнить «Умирающего лебедя». Она танцевала фрагменты из балетов Ролана Пети – знаменитого французского хореографа, которому исполнилось 85 лет. По случаю юбилея маэстро прокатывает по континенту гала-концерты, собранные из фрагментов собственного творчества. Пети и в Москву хотел приехать, да в последний момент простудился. Вместо него иностранную делегацию возглавил ассистент хореографа Луиджи Бонино. Когда-то он танцевал в Марсельском балете, теперь воспроизводит опусы Пети по всему миру, а заодно исполняет технически посильные балетному пенсионеру фрагменты постановок руководителя.

Бонино, в отличие от многих пожилых танцовщиков, выходя на сцену, не пытается делать вид, что еще может прыгать и вертеться. Его номера подчеркивали: балет – не только танцы, но и вид театра. В отрывке из «Коппелии» ассистент упоенно кружился в вальсе с куклой, прижимая муляж к сердцу и демонстрируя распространенную схему «настоящему мужчине мозги в бабе не нужны». А под музыку из фильма «Огни рампы» наклеил чаплинские усики, нацепил пуанты на руки и изобразил верхними конечностями «трюки» балетной примадонны.

Остальные гости, присланные Роланом Пети, танцевали всерьез: хореограф хотел подать себя как разностороннего творца. Впрочем, Алтан Дюгарай из Бостонского балета тоже старался насмешить, мешая пируэты с кувырками и прыжки с гримасами в двух номерах под Дюка Эллингтона. Но солисты театра «Ла Скала» Марта Романья и Мик Дзини задали иной камертон. В воздухе возникло нечто томительно-печальное, когда эти крепкие профессионалы изображали Весну из балета «Времена года» или несчастную любовь во фрагменте из «Арлезианки».

Когда на сцену вышел итальянец Массимо Мурру, зал и вовсе замер в восхищении: в номере, посвященном святому Лупу (католики поклоняются ему за то, что епископ молитвами укротил предводителя гуннов Аттилу и тем спас родной город Труа), танцовщик показал, что в миланском театре «Ла Скала» премьером абы кого не назначают.

Но, аплодируя гостям, зрители нетерпеливо ждали родную Лопаткину: пока гастролеры ублажали публику, прима за кулисами, входя в очередной образ, меняла прически и костюмы. Ульяна выходила на сцену четыре раза, выстроив появления так, чтобы предстать не в одном лишь привычном амплуа загадочной королевы «сфер». Она начала с откровенно эротического номера «Леда и Лебедь». Это фрагмент балета «Моя Павлова», в котором Пети выразил восхищение многосторонним талантом легендарной русской балерины Анны Павловой. Лопаткина старалась изображать физическую страсть к посетившему ее героиню античному Богу в образе птицы, но получалось платонически. Зато в «Гибели розы» под тягучего Малера прима была самой собой. Этот номер она в свое время подготовила для юбилея Майи Плисецкой, но, если у темпераментной Майи увядающий цветок в руках партнера напоминал разъяренного тигра, то у закрытой Ульяны роза смахивала на томную кошечку. Наиболее адекватными замыслу композитора и хореографа получились «Монотонности» на музыку Сати: балерина, в пышном белом платье и в черных перчатках, со сверкающими бриллиантами в ушах, медленно обволакивала телом партнера, раскидывая в стороны длинные выразительные руки и демонстрируя несравненные протяженные линии поз. Под конец концерта Лопаткина выскочила на сцену в задорной рыжей стрижке и черных брючках, прогибаясь в рок-н-ролле и твисте под музыку группы Bee Gees. Танцевальное воспоминание о Джоне Траволте в фильме «Лихорадка в субботу вечером» заставило уважать усилия Лопаткиной. Другая балерина на ее месте удовольствовалась бы званием иконы русского балета, присужденным поклонниками – и всегда танцевала бы, как икона. Но прима хочет иных эмоций. Хотя зажигать ей от природы так же трудно, как трезвеннику впасть в запой.


13 ноя 2008, 13:20
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение 
Схватить за хвост, да поздно

Ульяна Лопаткина, ощутив узость своего репертуара, попыталась расширить его с помощью хореографии Ролана Пети

Анна Галайда, Для Ведомостей 13.11.2008, №215 (2237)


В юности перетанцевав множество небольших партий в современных спектаклях, позже Лопаткина сосредоточилась на классике, ограничившись несколькими спектаклями Петипа и Баланчина. Но для роли самой популярной балерины своего времени, которую сейчас осваивает Лопаткина, этого репертуара недостаточно. К тому же Баланчина невозможно использовать в концертах — партия балерины там не вычленяется из конструкции спектакля, в «Баядерке» и «Раймонде» нет ходовых па-де-де, с Жизелью у балерины отношения сложные — она то возникает, то пропадает среди ее ролей. Так что положиться можно лишь на «Лебединое озеро» и «Лебедя». Но на этом наборе в концертном формате далеко не продвинешься. Лопаткина нашла себе эффектный мини-балет Trois Gnossienes Ханса ван Манена, освоила «Легенду о любви» Григоровича, примерилась к «Гибели розы» Ролана Пети.
Этого последнего французского классика балерины и премьеры любят особо: он предпочитает литературные сюжеты, изобилие эмоций, красивую музыку, роскошные костюмы. Вероятно, сотрудничество с ним показалось Лопаткиной самым многообещающим. И она подошла к этому со своей обычной скрупулезностью — не только нашла кассеты с популярными адажио, но и поехала в Париж, где вместе с мэтром отобрала незатертый репертуар и получила его из рук в руки.
85-летие Пети, которое он уже отметил в Европе, стало поводом представить новый репертуар Лопаткиной в Москве. Правда, в России, где хореограф ставил регулярно, от его постановок давно отказались — идет только «Пиковая дама» в Большом театре. Поэтому на подмогу Лопаткиной были привлечены преимущественно импортные кадры. Если верить анонсам, всех их лично отбирал хореограф, однако эталонными исполнителями спектаклей юбиляра они себя не проявили. Напротив, его хореография в их интерпретации теряла последние ноты своего аромата, превращаясь в бесконечные растяжки-оттяжки-перетяжки. Лучше выглядел этуаль Ла Скала Массимо Мурру: в его танце прослеживались личные отношения с хореографией, умение наполнить эмоциями безликие движения. Настоящее оживление вызвало выступление солистов Большого театра Марии Александровой и Дмитрия Белоголовцева. Порой создавалось ощущение, что диалог Эсмеральды и Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери» они вспоминают прямо на наших глазах — спектакль уже давно исчез со сцены. Но Александровой настолько подходит образ огненной цыганки, а Белоголовцеву — трогательного мужественного горбуна, что однообразная хореография с набором наивных условных жестов, когда-то выглядевших революционными, не подавляла настоящих, живых эмоций.
Ульяна Лопаткина отработала свои номера так, как умеет одна она: балерина заставила зал с замиранием следить за переливом бессмысленных поз. Плотный узор идеальной вязки ткали пуанты, мягко взлетали и опадали руки, скользил мимо партнеров, видя нечто невидимое остальным, взгляд. Но и в «Гибели розы», и в «Леде и Лебеде», и в «Гимнопедии» она повторяла Лопаткину, хорошо знакомую и любимую по «Баядерке», «Жизели», «Симфонии до мажор». Только номера Пети в отличие от Петипа, Перро и Баланчина не оставляют больших возможностей для углубления и расширения образов. Один только пикантный и страстный джазовый танец «Жар субботнего вечера», поставленный Пети специально для балерины и завершавший программу, продемонстрировал, что возможности Лопаткиной больше, чем предполагают образы, созданные выбранным ею хореографом, будь то монастырская послушница, духовный медиум или небесное видение.


13 ноя 2008, 13:28
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 06 фев 2007, 11:52
Сообщения: 439
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Вот нечего сказать, последний опус специалистка писала :) . Причём высокой квалификации.
Оказывается, в "Баядерке" и "Раймонде" нет ходовых па-де-де :lol: . Не знаешь, плакать или смеяться такой наглой самоуверенности и воинствующему незнанию предмета. Вероятно, всё же надо смеяться над ними, и жалеть их, бедных журналюг, ибо не ведают убогости своей. Если бы ведали, то, вероятно, работали бы над своими скудными познаниями :) .
Зато эпитеты раздают, определения определяют, ранжируют и оценивают. Смех на палке, да и только :) .


13 ноя 2008, 13:37
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 06 дек 2006, 16:18
Сообщения: 164
Сообщение 
Какая безобразная статья Гордеевой! У нее Пети - творец балетиков знойных и вульгарных! "атмосферы самопродажи, этой вечной улыбочки Пети («Что-с угодно?»)" Эти фразы выдают убогое сознание пишущей. Этот автор - давний творец статеек знойных и вульгарных, по себе все судит и меряет.
Не может пережить московская камарилья таких критиков наличие у нас такой балерины как Лопаткина. Локти просто кусает, не знает, как изощриться в пинках. Надеюсь, Ульяна пройдет мимо таких статей с высоко поднятой головой, как по сцене.


13 ноя 2008, 13:50
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 06 дек 2006, 16:18
Сообщения: 164
Сообщение 
Светлана Наборщикова
Лопаткина покусилась на эротику Пети
Газета «Известия»
2008 11 13

По инициативе Ульяны Лопаткиной в Москве отметили грядущее 85-летие Ролана Пети. В честь мэтра французского балета прима-балерина Мариинского театра собрала компанию друзей. 9 танцовщиков исполнили 14 композиций. Маэстро лично составил программу из фрагментов своих балетов (до начала представления она держалась в секрете) и одобрил кандидатуры участников. Сам он, простудившись, в Москву не приехал. Однако российские балетоманы хорошо помнят неизменно подтянутого и деятельного француза.

Впервые маэстро покорил Москву в начале 1970-х. Правда, не балетом, а экстравагантным обличьем. Жителей пуританской столицы он шокировал бритым черепом (входил в роль Маяковского) и енотовой шубой до пят. В 2003 году Москва вновь убедилась в креативности гостя. Ставя "Собор Парижской богоматери" в Большом театре, он безошибочно вычислил будущих премьеров - Светлану Лунькину и Александра Волчкова и определил их на главные роли. Последний раз москвичи наслаждались общением с мэтром в преддверии его 80-летия. Хореограф привез программу "Ролан Пети рассказывает... Секреты балета", где не только вдохновенно поведал о себе, но и зажигательно отплясал рок-н-ролл.

На этот раз словесная часть ограничилась кратким приветствием ассистента Пети Луиджи Бонино ("Мсье Пети душой с вами"), после чего были представлены фрагменты из балетов маэстро. Надо сказать, что в миниатюрах достоинства Пети-хореографа - ирония, шарм, умение в нескольких жестах рассказать историю и безошибочно выбрать музыку, мелодичную, но не "ширпотребную", - видны отчетливее, чем в чрезмерно затянутых полновечерних спектаклях. А если в этих танцевальных афоризмах участвуют высококлассные артисты, эффект усиливается многократно. Московский вечер - к удовольствию переполненного зала Театра Оперетты - стал именно таким случаем.

Традиционно хорош был упомянутый Бонино, растрогавший публику превращением в Чарли Чаплина. Отлично смотрелся солист Бостонского балета Алтан Дюгарей, с драйвом завсегдатая танцпола оттанцевавший под музыку Дюка Эллингтона. Недюжинное проникновение в образы немилой невесты и кончающего самоубийством жениха продемонстрировали солисты "Ла Скала" Марта Романьо и Мик Дзени (сцена из балета "Арлезианка"). Тот же Дзени в паре с другим "ласкаловцем" Массимо Мурру не станцевали - пропели мужской дуэт из балета "Пруст, или Перебои сердца". Поддержали честь Большого театра Мария Александрова и Дмитрий Белоголовцев, тонко и точно представившие сцену из "Собора Парижской богоматери". А главным событием концерта, естественно, стала его вдохновительница Ульяна Лопаткина.

Мариинская прима начала танцевать Пети несколько лет назад, исполнив роль Смерти в балете "Юноша и смерть". Затем последовала "Гибель розы", в свое время подаренная хореографом Майе Плисецкой. Кроме того, Лопаткина давно мечтала иметь эксклюзив от Пети, и, готовя московский гала, он таки исполнил ее желание. Однако танец под названием "Лихорадка субботнего вечера" ничем особенным не поразил. Маэстро, вспомнив одноименный фильм Джона Бэдхема с Джоном Траволтой в главной роли, поставил разудалый дискотечный номер, где Лопаткиной и ее отличному партнеру Ивану Козлову в общем-то делать нечего. Настоящим же эксклюзивом выглядели "Леда и Лебедь" на музыку Баха и "Гимнопедия" на музыку Сати - заслуженные композиции хореографа, впервые освоенные нашей примой.

Впрочем, все вещи Пети, исполняемые Лопаткиной, можно считать новыми. Ибо танцует она совсем не то, что он задумал. В "Гибели розы", например, речь идет о сексуальном насилии: юноша, влюбленный в розу, иссушает ее своей страстью. А Лопаткина с Козловым исполняют гимн любви, над которой смерть не властна. В "Леде..." рассказывается мифологическая история с привкусом зоофилии. В то время как балерина, обнимающая чресла Зевса-лебедя (Массимо Мурру), выглядит целомудреннее весталки. В "Гимнопедии" кокотка полусвета флиртует с неопытным юношей (Иван Козлов). Но Лопаткина, облаченная в пышную тюнику и черные перчатки, и в самых эротичных поддержках смотрится небожительницей. Самое удивительное, что все эти метаморфозы совершаются с полного одобрения хореографа. Кажется, Ульяна, совсем не похожая на его соблазнительных балерин, служит ему последней музой. А может быть, дело во французском вкусе маэстро. В той самой начатой Купереном и Ватто "двойной игре", когда самые пикантные фривольности совершаются с благонравнейшим видом.


13 ноя 2008, 13:53
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB