Текущее время: 28 апр 2024, 03:26



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Антраша в Милан. М.Вазиев 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Антраша в Милан. М.Вазиев
Антраша в Милан.
М.Вазиев
Газета "Коммерсант от 6.11.08.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... &NodesID=8

Антраша в Милан
// Новым руководителем балета Ла Скала назначен экс-руководитель балета Мариинки

Газета «Коммерсантъ» № 201(4018) от 06.11.2008

Фото: 1 из 7
Махарбек Вазиев подыскал себе новое окружение




Кадры балет
Махарбек Вазиев, заведующий балетной труппой Мариинского театра, с января 2009 года займет пост руководителя балета знаменитого миланского театра Ла Скала. ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА полагает, что итальянцам повезло.

О том, что балет Ла Скала с нового года возглавит Махарбек Вазиев, сообщают пока только итальянские интернет-издания — официальная информация ожидается в конце ноября. Но в балетном мире это стало сенсацией месяца: о судьбе бывшего руководителя балетной труппы Мариинского театра не было известно с тех пор, как в марте он подал заявление об уходе (см. "Ъ" от 18 марта).

Этот резкий жест Махарбека Вазиева застал врасплох заинтересованных лиц, в первую очередь художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Впрочем, неожиданностью явился лишь момент, выбранный господином Вазиевым для демарша,— о его разногласиях со знаменитым дирижером было известно давно.

Корень разногласий крылся в несоответствии статуса Махарбека Вазиева и его реальной роли в жизни балета Мариинского театра. С 1995-го по март 2008 года он числился в должности заведующего труппой — должности узкоспециальной, можно сказать, технической. На деле завтруппой Вазиев фактически являлся художественным руководителем балета, определяя не только его тактические задачи, но и стратегию развития.

При Махарбеке Вазиеве сформировалась Мариинская труппа в ее нынешнем виде — с разнообразным репертуаром, звездами мирового уровня и кордебалетом экстра-класса. Первыми (и единственными) в России петербуржцы освоили хореографию Уильяма Форсайта — балетного реформатора конца ХХ века. Первыми же занялись реконструкцией старинной хореографии: можно спорить об аутентичности "Спящей красавицы" Мариинского театра, но нельзя отрицать, что этот спектакль стал эталоном современного отношения к наследию XIX века.

Между тем господин Гергиев 13 лет не спешил закрепить успехи Махарбека Вазиева соответствующим статусом: должности худрука и главного балетмейстера в Мариинском театре так и оставались вакантными. Роль же заведующего труппой весьма ограничивала полномочия балетного руководителя, вынужденного безропотно принимать к сведению распоряжения руководителя театра о постановке тех или иных спектаклей. Как назло, балетные инициативы господина Гергиева не отличались продуманностью: инспирированный им "Щелкунчик" с декорациями Михаила Шемякина в хореографическом отношении оказался ничтожен, грандиозным провалом увенчалась постановка балета Дмитрия Шостаковича "Золотой век".

Момент, выбранный Махарбеком Вазиевым для подачи заявления об уходе, был намеренно неподходящим — накануне выезда труппы на гастроли в США. Стороннему наблюдателю было очевидно: таким радикальным способом темпераментный завтруппой пытался заставить господина Гергиева пересмотреть унизительно-подчиненное положение как балетной труппы, так и ее руководителя. Не менее темпераментный худрук театра на шантаж подчиненного не поддался, но его заявление об уходе не подписал. Оставшемуся безнадзорным балету назначили исполняющего обязанности заведующего труппой. Им стал один из 13 репетиторов театра Юрий Фатеев. Профессионал с безупречной репутацией, господин Фатеев отнюдь не честолюбец — приставкой и. о. он довольствуется по сей день. Положение же Махарбека Вазиева до сих пор оставалось неясным: приказа о его увольнении никто так и не видел.

В тесном балетном мире известие об уходе лидера одной из ведущих трупп тотчас стало обсуждаться. Как рассказал "Ъ" господин Вазиев, предложение возглавить балет Ла Скала он получил еще в июне от генерального менеджера и арт-директора театра Стефана Лисснера — Елизабетта Терабюст, находящаяся на этой должности с 2007 года, досрочно попросилась в отставку. По информации "Ъ", кандидатуру Махарбека Вазиева французу Лисснеру, до 2005 года возглавлявшему парижский театр Шатле, предложила Брижит Лефевр, арт-директор балета Парижской оперы.

Господин Вазиев подписал контракт с миланским театром лишь в конце октября, по его словам, "после долгих и мучительных размышлений". Способ функционирования балета Ла Скала серьезно отличается от практики русских трупп. В Милане спектакли идут блоками — один полнометражный или программа одноактных балетов несколько дней подряд. Таких блоков в году бывает шесть-семь, а в запасниках театра имеется несколько десятков балетов. При таких обстоятельствах проблема выбора и обновления репертуара приобретает особое значение.

Кроме того, миланская труппа не числится в ряду ведущих балетных театров мира. Состоящая в основном из итальянцев, она черпает пополнение из собственной балетной школы и, следовательно, весьма ограничена в подборе кадров (здесь сказывается влияние сильных профсоюзов). Так что можно не опасаться массового переезда мариинского балета в Милан. Правда, национальный принцип позволяет приглашать на разовые выступления в конкретных спектаклях иностранных знаменитостей в качестве guest star.

В труппе есть и собственные звезды мирового уровня, для которых у французов был позаимствован титул "этуаль". Два этуаля — итальянцы Роберто Болле и Массимо Мурру и этуаль-женщина — прима-балерина Большого театра Светлана Захарова имеют с театром индивидуальные контракты. Примечательно, что у истоков карьеры этуали Захаровой стоял как раз Махарбек Вазиев: одаренную ученицу Киевского хореографического училища год точили в петербургской Академии Вагановой, после чего она стала ведущей балериной Мариинского театра. В 2004 году ее переманил московский Большой, посулив особый статус и особые условия. Теперь судьба вновь сводит балерину с ее бывшим руководителем. "На мою работу в Ла Скала это никак не должно повлиять, поскольку мои контракты уже оговорены с дирекцией театра,— объяснила "Ъ" Светлана Захарова.— В условиях, когда Махарбек Хасанович потерял труппу Мариинского театра, надеюсь, новое назначение позволит ему плодотворно продолжить профессиональную деятельность".

Плодотворно трудиться на благо балетной труппы Ла Скала господин Вазиев сможет до середины 2012 года — его контракт, начинающийся 1 января, рассчитан на три с половиной сезона. Вместе с ним в Милане в качестве репетитора будет работать его жена Ольга Ченчикова — экс-прима и экс-педагог Мариинского театра. Об остальных деталях своего назначения и творческих замыслах новый балетный худрук Ла Скала обещал рассказать на пресс-конференции в Милане, запланированной на конец ноября.


06 ноя 2008, 14:21
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение 
Этуаль "Ла Скала" Светлана Захарова: "Управлять методом кнута не удастся"

Светлана Наборщикова, "Известия"


Прокомментировать назначение Махара Вазиева обозреватель "Известий" попросила приму-балерину Большого театра и этуаль "Ла Скала" Светлану Захарову.

вопрос: Насколько продуктивным для "Ла Скала" может быть директорство Махара Вазиева?

ответ: Трудно сказать. При мне в "Ла Скала" дважды сменилось руководство балета. Система управления здесь совершенно иная, чем в Мариинском театре. Махар Хасанович практиковал жесткий, авторитарный стиль. А в "Ла Скала" очень сильны профсоюзы, следящие за тем, чтобы все права танцовщиков соблюдались и им было удобно и комфортно работать.

в: Диктаторское начало будет трудно проявить?

о: Я думаю, просто невозможно. Методы кнута там однозначно не пройдут.

в: В официальном сообщении "Ла Скала" сказано: руководство миланского театра надеется, что помимо дисциплины Вазиев "привнесет в "Ла Скала" традиции великой русской школы, но прежде всего - внимание к современным тенденциям". Это, на ваш взгляд, осуществимо?

о: В ближайшие несколько лет ему вряд ли удастся изменить репертуарную политику. Спектакли и график приглашения хореографов известны на годы вперед. Над этим уже поработали его предшественники. Что касается русских традиций, то они здесь и так присутствуют. "Лебединое озеро" идет в постановке Владимира Бурмейстера. "Баядерка" - в постановке Наталии Макаровой. В Италии ценят русскую школу и русских исполнителей. Я постоянно ощущаю это на себе. Но не думаю, что "русское" сюда нужно привносить насильственно. В "Ла Скала" слаженная труппа, и она будет сопротивляться. Здесь есть своя школа и свои очень давние традиции. Ведь итальянский балет значительно старше нашего. Представьте себе, что в Большой театр приехал бы американский директор и попытался внедрять американскую школу. Какова была бы реакция?

в: Я вижу, вы не в восторге от назначения Вазиева.

о: Дело не в моем отношении к Махару Хасановичу. Просто директор балетной труппы для меня как для этуали не играет большой роли. Согласно правилам "Ла Скала" танцовщики, занимающие это положение, оговаривают свои контракты непосредственно с арт-директором театра. Мой репертуар расписан на много лет вперед. Так что вряд ли наши интересы каким-то образом пересекутся.


16:39 06.11.08


07 ноя 2008, 13:05
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1081525

Махарбек Вазиев столкнулся с протестами труппы



Во время пресс-конференции в театре La Scala, на которой журналистам представляли нового руководителя балетной труппы — петербуржца Махарбека Вазиева, в зал зашла делегация артистов, потребовавшая пересмотреть результаты только что прошедшего творческого конкурса. Так новый руководитель миланского балета познакомился со своими подчиненными еще до официального вступления в должность. Рассказывает ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

Бывший заведующий балетной труппой Мариинского театра Махарбек Вазиев, подавший весной этого года в отставку со своего поста, в конце октября подписал трехгодичный контракт с миланским театром La Scala ("Ъ" писал об этом 6 ноября). В должность артистического директора балетной труппы La Scala господин Вазиев должен вступить 1 января 2009 года, а на 25 ноября была назначена его официальная пресс-конференция — своего рода инаугурация.

Балетная труппа La Scala не принадлежит к числу выдающихся европейских коллективов. Бывший руководитель Мариинского балета, привыкший к высочайшему профессионализму петербургской труппы, заранее выговорил себе право принимать решительные, возможно, непопулярные меры, дабы укрепить вверенный ему миланский балет. Пригласивший господина Вазиева в Милан Стефан Лисснер, генеральный менеджер и арт-директор La Scala, заверил будущего руководителя во всесторонней поддержке. Возможность для кадровых маневров предоставляло само устройство балетной труппы, из 90 человек которой большая часть работает по временным контрактам на срок от одного до пяти лет.

В августе, в преддверии нового сезона, еще до приглашения господина Вазиева театр La Scala объявил, что в ноябре пройдет национальный конкурс на замещение 15 штатных мест в труппе — последний подобный конкурс проводился 9 лет назад. Штатное место означает постоянный контракт, то есть обеспечение работой до глубокой пенсии. Немудрено, что на вакантные места было подано около сотни заявлений — как от временных контрактников, уже работающих в труппе, так и от итальянских артистов со стороны, стоящих в так называемом листе ожидания. Волею случая конкурс проходил как раз накануне "инаугурации" господина Вазиева.

Его, как будущего руководителя труппы, пригласили в жюри, в состав которого вошли действующий арт-директор труппы Элизабетта Терабуст, глава флорентийского балета Владимир Деревянко, два репетитора La Scala и два представителя труппы — от солистов и от кордебалета. Конкурс, состоящий из балетных классов и исполненных артистами вариаций, продолжался два дня. В результате в постоянный штат были зачислены семь временных контрактников — двое мужчин и пять женщин. Для замещения восьми оставшихся вакантных мест было решено объявить международный конкурс, в котором могли бы принять участие и артисты из других стран.

Контрактники La Scala, надеявшиеся занять место в постоянном составе, были крайне раздражены перспективой заполучить конкурентов-варягов. В труппе началось брожение, вылившееся в публичный протест. Во время пресс-конференции Махарбека Вазиева в зал вошли депутаты от труппы под предводительством артиста кордебалета Луиджи Сарудджи. Зачитав петицию, в которой выражалась обеспокоенность ситуацией и неприятие итогов конкурса, артисты покинули место действия. Вслед за протестантами вышел генеральный менеджер господин Лисснер, но вскоре вернулся вполне умиротворенным. Журналистам он сообщил, что ничего необычного в протесте нет — недавно подобная история произошла в оркестре La Scala, в котором на кону стояли штатные места для скрипок,— там тоже пришлось объявлять международный конкурс и тоже не обошлось без протестов.

"Хорошее начало,— прокомментировал ситуацию господин Вазиев и добавил: — Конечно, нелегко работать с большим коллективом. Мне понадобится по крайней мере месяц для того, чтобы узнать их всех по отдельности. Я абсолютно уверен, что работа будет интересной". С опытным балетным наставником нельзя не согласиться.


27 ноя 2008, 12:24
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB