Текущее время: 28 апр 2024, 20:54



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Вечер Игоря Зеленского 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Вечер Игоря Зеленского
Независимая Газета
И.Губская
http://www.ng.ru/culture/2008-11-13/100_zelenskiy.html

Нынешний творческий отчет солиста балета Игоря Зеленского отличался от несколько лет назад показанного бенефиса представлением знаменитого премьера в новом качестве – руководителя Новосибирского балета. Это тема в биографии танцовщика звучит особо, тем более в стенах Мариинки. Его кандидатура не раз возникала при обсуждении претендентов на пост руководителя здешнего балета. Но – в самые острые моменты Зеленский все же не воспользовался этой возможностью. Ни когда из театра убрали Олега Виноградова, ни во время бунта звезд или финансовых скандалов, ни нынешней весной, когда руководитель балетной труппы Махар Вазиев решил освободить занимаемую должность.


Нынешний концерт – аргумент в подкрепление сделанного выбора. Новосибирские артисты танцуют современную постановку «Шепот в темноте» Эдварда Льянга, где Зеленский представлен в роли балетмейстера-репетитора. Не случайно выбрано не классическое танцевальное направление. Академического плана новосибирская труппа справляется с текучим потоком танца, происходящего из модерна и прочего contemporary, не хуже, чем мариинская адаптировала Баланчина и Форсайта. Пожалуй, не безупречно с точки зрения самих «современщиков». Но для танцовщиков академической традиции именно эта хореография – возможность уйти от привычки концертно-конкурсного дробления ткани танца, не фиксировать трюки: вот здесь я поднял(а) ногу в небеса, а здесь – накручиваю туры. Кстати, вращения в этой постановке возникают, как водоворотики на поверхности озера – неожиданно появляясь и так же неожиданно исчезая в потоке движения.


В качестве танцовщика Игорь Зеленский предстал в своем коронном «Аполлоне» Баланчина и столь же фирменной «Шехеразаде». И в этом весь Зеленский для Мариинки: отечественный «иностранец», первым «заговоривший» хореографией Баланчина «без акцента». И звезда шлягерного репертуара, где можно позволить себе трюковые вольности. А отсутствие «больших спектаклей», которые на концерте неизбежно были бы лишь в формате фрагментов, выглядело как требовательность к цельности замысла. Или требовательность к качеству собственного танца. Аполлон, для которого в окружающем мире давно нет новизны, был почти в состоянии медитации. Да и золотой раб явно размышлял об утраченной свободе.


Партнершами в «Аполлоне» Мариинка выставила свою команду. Причем очень разноуровневую: приму, корифейку и дебютантку, только в этом году выпущенную из Вагановской академии. И если зажатость неофитки еще по-человечески понятна, то необъяснимо, почему признанная баланчинистка и заслуженная артистка Виктория Терешкина теряется рядом с Яной Селиной – просто грамотно и легко танцующей корифейкой. На «Шехеразаду» партнершей пригласили заграничную звезду отечественного происхождения Полину Семионову. Сюжет получился непривычный. Зобеида не развлекалась игрушкой, а завоевывала. А раб не то чтобы сопротивлялся, но не сдавался так уж сразу. Декадансную тему балетика облагородили до высот истинного чувства, и финальная гибель героини – от невозможности возвратиться в состояние игрушечного благополучия. По части трюков публика получила сполна – вращений, полетных прыжков – Зеленского, жгучих и опасных взглядов, гибкой орнаментальной пластики – Семионовой.

Но самое показательное – этот вечер не имел никакого видимого повода. Во всяком случае, перспектива того, что Игорь Зеленский расстанется с Новосибирским театром, не просматривается, поскольку границы своей свободы он всю жизнь определяет сам.


13 ноя 2008, 20:24
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение 
"Вечерний Петербург"
Е.Елагина

http://www.vppress.ru/news/2008/11/21/2737/



Плечистая коллекция Елены Петровой
Костюмер Мариинского показала свои сокровища «Вечёрке»

Под ее началом работают 30 костюмеров, которых она ласково называет «девочки», а в ее ведении - сотни тысяч (!) сценических костюмов. И надо помнить все до последней мелочи и не ошибиться. Елена Владиленовна по профессии - художник-технолог, окончила постановочный факультет ГИТИСа. А увлечение у нее под стать профессии - из каждых зарубежных гастролей привозит она вешалки, которые в быту еще называются «плечики». Подсчитать их количество Елена Владиленовна не берется, а показать и рассказать о них - с удовольствием.

Не простая палка с веревочкой

- Елена Владиленовна, 25 лет в театре - это серьезная дата...

- Да. На гастролях был смешной случай. В Мариинке 222-й сезон, и это крупными буквами на всех афишах. И только-только пришли работать молодые кордебалетные актеры. Один меня спрашивает: «Елена Владиленовна, а сколько лет вы в театре?» А у меня перед глазами эти афиши, и я отвечаю: «222-й сезон». Тяжелая пауза в комнате - и голос мальчика из кордебалета, который уже 10 - 15 лет танцует: «Ну, знаешь, Лена, это было еще до Фокина».

- А когда началось коллекционирование вешалок? Оно, видимо, связано с работой в театре?

- В первую очередь это связано с гастролями. Оказалось, что в разных уголках мира разные дизайнеры видят вешалку по-разному. Сначала я просто удивлялась - простой предмет, палка с веревочкой - но какое разнообразие!

- А театр свои вешалки возит на гастроли?

- Возим. Но получается то, что я называю «круговорот вешалок в природе». Костюм висит на вешалке: штаны, жилет, кафтан. Манишки постиранные лежат отдельно в коробочках. А после спектакля актеры костюмы снимают и развешивают по трем вешалкам. И все начинают кричать: «У меня нет вешалки!» Я брала запасные, мы просили у местных - в Бразилии бразильские, в Англии английские. Потом мы честно им возвращаем. Помню, в Японии даже пересчитывали. Сначала я удивлялась, какие разные вешалки. Потом разделила их на группы. Потом стала меняться или просить помощников мне подарить, даже покупала за границей.

- А как вы их для себя отклассифицировали, на какие группы?

- За границей я впервые увидела вешалки из проволоки для рубашек - чтобы не занимать место в шкафу. У меня есть группа стандартных деревянных с крючком, они бывают всех цветов радуги, жесткие, мягкие. Есть группа чисто пластмассовых, бывают с подвижным крючком.

- Чем это удобно?

- Удобно повесить на дверцу шкафа для сушки или для просмотра.

Вообще мне нравятся простые вещи. Посмотрите - это шедевр! Германия. Из Бадена. Но это просто крючок с перекладиной. Ничего больше. А есть еще многофункциональные. Здесь можно повесить юбку на петельках, галстук, пиджак, рубашку, брюки. Но я такое не люблю: пока ищешь под пиджаком галстук, можно сойти с ума. Впервые за границей я увидела, что бывают вешалки исключительно брючные или для юбок - с крокодильчиками-прищепочками, и все.

Через вешалки я увидела, насколько интенсивно работает человеческая мысль. Меня это потрясло. И я стала их собирать.

Костюм может и отомстить

- В каком-то очередном сериале про наш несуществующий средний класс героиня говорит: «Наконец-то у меня такой шкаф, что каждая вещь может висеть на своей вешалке»...

- Да, желательно, чтобы каждая вещь висела на своей вешалке. После сцены, когда актер приходит потный, мы стараемся так и делать. С гордостью могу сказать - это мое достижение. Я силой воли заставила после каждого спектакля стирать рубашки, чулки, трико, носки и манишки. А когда я пришла, было так: «А, еще не грязные!» Заворачивали за крючок вешалки трико и вешали вместе с костюмом. У нас уже два десятилетия актеру на спектакль подается свежее, наглаженное, хорошо пахнущее белье.

- А в одном спектакле примерно сколько костюмов занято?

- Конечно, зависит от спектакля. Например, в балете Форсайта примерно 20 костюмов. Обычные трикотажные майки и лосины.

Вот «Война и мир»: у меня - тысячи костюмов. Когда выезжали с «Войной и миром» в Англию на гастроли, получилось 110 ящиков (60 х 60 х 120) костюмов и 10 больших картонных коробок с головными уборами - двууголки, кивера и т. д. В «Войне и мире» занято 90 разовых артистов. Весь хор - 55 человек, 24 солиста, которые исполняют 31 партию, 30 человек разового миманса, которые приходят постоянно в театр.

На «Войну и мир» набирали еще 90 человек курсантов Артиллерийского училища, которые изображали полки - казаки, измайловцы, гренадеры и егеря. Полков у нас было 100 человек. К ним давали знаменосцев и офицеров, штатных актеров, которые знают, куда идти, как приказать остановиться, как ряд равнять прямо на сцене. Курсанты обожали приходить в театр и маршировать на сцене в костюмах. После казармы, конечно, праздник. Мальчики чудно относились к костюмам, были очень дисциплинированные.

- А как актеры относятся к костюмам?

- Для меня эта тема сейчас очень болезненная. Поколение пятнадцатилетней давности не надо было учить, что костюм - это часть профессии. А сейчас надо. Я устала говорить: костюм - это живое существо. Когда мы отсматриваем костюмы для списания, я могу сказать, какой костюм умер, а какой нет. Может быть, внешне он и не полинял и не рваный. Но он умер. Я не знаю, как это объяснить.

- На уровне энергетических ощущений?

- Да. Я сейчас на гастролях пыталась это объяснить. Я там и швец, и жнец, и на дуде игрец: и перешить, и перекроить, и поменять отделку, и посадить на актера, и работать простым костюмером, потому что нас берут минимально.

Захожу в грим-уборную. «Хованщина». Костюмы - шубы, кафтаны, штаны, манишки, пояса - все на полу. Молодые певцы разделись и ушли. Старшее поколение, народные артисты вешали на вешалочку - они уважали свой костюм. Я им говорю: «Мальчики, это живой организм, живое существо, оно обидится!» - «Ой, ну прямо!» - «Ребята, поверьте мне, в какой-то момент на сцене с вами что-то произойдет, и вы сделаете ошибку. Вам отомстит костюм! Ты будешь думать, что это связки, - нет. А балетные будут думать, что киксанула нога, - нет! Отомстил костюм».

- А какие-то мистические случаи бывали?

- Да. Ввод нового солиста, приглашенного в театр. Крупный, два метра, одеть не можем, все мало. Сшили костюм. «Жизель»: черный бархатный колет, вставка - имитация рубашки и рюшки сиреневые на рукавах. Надел, станцевал - бешеный успех! Мы за него радуемся. Приходит старшая в отделе балета и говорит: «Елена Владиленовна, это невозможно!» И выворачивает мне рукава колета. На одном рукаве рюшка пришита - они на каждый выход пришиваются, потом отпарываются, - а на другом наколота булавками, штук шесть. Танцевал в булавках, ни разу не укололся и даже не заметил. Это увидели, когда актер уже ушел. Обычно все проверяется, аппликация - сто булавок, мы прощупываем костюм. Я отвечаю: «Это возможно! Это костюм поджал булавочки, потому что нужно было, чтобы он станцевал. Значит, он хорошо вел себя на примерке». Сейчас приходит молодежь, которая не знает, что нельзя ругаться матом, что надо здороваться, что в грим-уборной нельзя на пианино класть трусы в ромашку, на раковину - свои носки, не очень свежие, а на чужой стол - футболку. Я торопею от полного погрома в грим-уборной.

«Тоска» - и все в полоску

- А чем мужской гардероб сложнее женского?

- У меня безумное количество аксессуаров, которых нет в женском гардеробе. Гастроли в Японии. Мы везем «Хованщину», «Князя Игоря», «Путешествие в Реймс», «Пиковую даму». Соотношение примерно такое. У нас 141 ящик, а у женщин 54 на все 4 спектакля. И так всегда.

Что такое мужской костюм? Нижние штаны. Например, народные штаны в «Князе Игоре» сделаны из суровья, они жутко «кусаются». Нижние штаны - это не кальсоны, это штаны, крашенные в тельный цвет. Нижние рубахи. Типа солдатских без воротника с планкой на пуговичках, крашеные в тельный цвет под костюм. Костюм с разрезами, а актер зимой замерзший, зеленого или голубого цвета. Не мазать же его под костюм морилкой, тогда костюм не спасти. Или футболка из микрофибры - это хлопок с эластином, который тянется и дышит. Или брамины в «Баядерке». Зима - они все как цыплята по рубль семьдесят пять. А выходить надо в одноплечнике и в юбках, с голыми ногами и руками. Стык кожи с футболкой, ладони с рукой закрываются манжетками, подкрашиваются. Получаются загорелые, красивые египтяне. С бицепсами. Дальше. Трико всех цветов радуги: белые, черные, голубые, зеленые, в полоску - в продольную, в поперечную, в горошек, желтые, оранжевые, загарные, серые, подкольчужные...

Рубашки любые: апаш, исторические, средневековые, с жабо - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», черные, белые, кремовые. Галстуки, манишки. Концертные рубашки, бытовые рубашки...

- Сейчас и исторические постановки часто проводят в современных костюмах.

- К сожалению, в последние годы наш театр не имеет своей сценографической политики, он очень подвержен моде. Свое лицо он имеет только в постановках, которые были 50 лет назад, - «Раймонде», «Хованщине», «Князе Игоре». Если в моде пластик, то все из пластика. Если «Фальстаф» перенесен в современность, то все в костюмах в полоску. Если «Царская невеста», перенесенная в 1926 год, - модно все решать в относительной современности - парк культуры и отдыха с колесом обозрения, все в серых костюмах. И только в видениях главного героя они надевают боярские охабни. Охабень - это шуба с длинными рукавами.

Современные костюмы серого цвета, коричневого, черного, черного в полоску - с бытовыми рубашками и галстуками. «Тоска» - все в костюмах в полоску. Моя память отказалась это запоминать.

Костюмером надо родиться

- Елена Владиленовна, что такое костюмер?

- Костюмером надо родиться. Я за 20 лет пропустила через свои руки много девочек.

Приходили инженеры, попавшие под сокращение или просто искавшие работу. Те, которые были способны быть костюмерами, оставались. А бывали такие, что и швейное образование, и работали в театре, но - не продержались и года.

Во-первых, это умение работать с людьми. Надо знать особенности всех актеров: этот не любит зашивать левую руку, а всегда начинает с правой - у него такая примета. Этот вообще на себе зашивать не будет - боится забыть слова. У этого плоскостопие, и он этого стесняется, и у тебя хранятся его стельки в мешочке, и надо ему тихонечко принести. Нужно уметь создать атмосферу, уметь уйти от скандала, погасить его. Во-вторых, надо помнить и знать массу важных мелочей: как что погладить, что утюгом, что паровой машиной. Знать свойства тканей, свойства отделок. Сдаешь в чистку - отпори пластмассовые камни, а стеклянные можно оставить. В прежних постановках я знаю все трико и все до последнего перышка в «Спящей красавице». У меня девочки поделены на участки. Начальник участка костюмов хора плюс 4 костюмера. Начальник участка костюмов кордебалета плюс 4 костюмера. Солисты балета - 2 костюмера. Солисты оперы - 2 костюмера. Белье - 2 костюмера. Отдельная история - манишки. С таким жабо в «Щелкунчике» - гости, с таким жабо - слуги, с таким жабо - Элегантный (название персонажа), с таким - Дроссельмейер. И это они все знают. Все умеют. Срочно подобрать костюм. На гастролях бывает: вдруг приезжает тот, который даже на запасе не был. И мы должны моментально расставить, ушить, подогнать, подобрать. Только что был такой вариант с Николаем Путилиным. Неожиданно приезжает в Берлин петь Томского. У него очень сложная фигура, красивый, мощный мужчина. И он говорит: «Девочки, а что вы будете делать?» - «А у нас ваш костюм есть». В последнее время мы берем все. Но у нас не было его штиблет. И он без капризов, беспрекословно надел чужие и пошел петь. На гастроли в Америку Василию Герелло сшили четыре новых костюма для новой редакции «Евгения Онегина». Он не пришел на примерку, и мы буквально на ходу дошивали эти костюмы.

- А есть ли какое-либо учебное заведение, выпускающее костюмеров, - или это средневековый цеховой путь: прийти учеником и научиться у мастера?

- Да. Надо учиться у старожилов. Всем кажется, что подали костюм, вдели руки-ноги - и пошли на сцену. Нет! Спектакль «Корсар» в Берлине. Надеваются балетное трико, юбка, имитация подола рубашки - греческий костюм, с длинными концами пояса. Манишка отдельно с колетом. Многое в костюме пришивается на живую нитку на человеке. Кто-то классические балетные мягкие туфли хочет пришить к трико, чтобы не потерять на сцене, и мы молча это делаем. Сотни километров ниток. Колет застегивается на спине и зашивается крупными стежками, чтобы не расстегнулся, потому что крючки не держат. Они все скачут, прыгают, носят женщин, а это огромные усилия. Может и расстегнуться, и порваться.

- Я знаю, что с вашей легкой руки «Розовый вальс» в «Щелкунчике» стал действительно розовым.

- Да, так получилось. 15 лет назад в «Розовом вальсе» - по-моему, я одна это помню - колеты были белого цвета. Англичане снимали «Щелкунчика» своей новой видеотехникой, и белый цвет очень бликовал. Тогда я Олегу Михайловичу Виноградову - это была суббота, мастерские были закрыты - в тазике розовой «Фантазией» покрасила 16 колетов. Ровненько и аккуратненько. И вот с тех пор «Розовый вальс» стал розовым. Это закрепилось в театре, и сейчас мы возобновляли спектакль и «Розовый вальс» уже идет в розовом цвете.

Беседовала Елена ЕЛАГИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ и Наташи РАЗИНОЙ


21 ноя 2008, 19:00
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
Шепот Аполлона
В Мариинском театре прошел творческий вечер Игоря Зеленского

Изображение
И.Зеленский - Золотой раб и П.Семионова - Зобеида
в сцене из балета "Шехеразада"


Программу составили в излюбленном в последнее время в Мариинке одноактном формате. Каждая из трех частей представляла Зеленского в разных ипостасях. Баланчинский "Аполлон" отвечал за стиль. "Шехеразада" Фокина отводилась под технические трюки. "Шепот в темноте" Эдварда Льянга на музыку Филиппа Гласса в исполнении артистов Новосибирского балета презентовал Зеленского как руководителя труппы и репетитора.

"Аполлон" у Зеленского - наименее русифицированный из всех мариинских. Сюжета никакого не придумывает, его бог так погружен в хореографию, что получается отстраненным от мирских дел, словно примеряется сам этот мир вылепить. Какой там светоносный бог - абстракция, полумрак размышления. Финальная поза с музами "веером" - не павлиний хвост, а "луч осеннего заката". В "Аполлоне" Зеленский представлял тот мужской танец, который не сводится только к пиротехнике и переноске балерины. "Нездешность" Аполлона подчеркнули его музы. У Виктории Терешкиной проглядывал жесткий каркас роли и хореографии. Яна Селина с академичным, "русского наклонения" танцем, со всеми пластическими "вздохами" и праздничностью, очень "телесным" рядом с отстраненностью Аполлона. Анастасия Никитина - случай, когда Баланчин или Петипа равно не выходят за пределы недоученного экзерсиса.

Если Аполлон изначально козырная карта в репертуаре Игоря Зеленского, то "Шехеразада" скорее дань условностям, положению премьера. Этот слепленный Андрисом Лиепой клюквенный балет обожаем всеми: зрителями за то, что есть на что и на кого посмотреть. Артистами - за непритязательность хореографии и, как следствие, узаконенную отсебятину. Зеленский здесь не в своем формате (как, впрочем, и Али в "Корсаре" - за спиной раба, как за скалой, прячется возлюбленная, причем не его). В этом Золотом рабе не заподозришь сексуальную игрушку скучающей гламурно-гаремной красотки. Но с Полиной Семионовой сюжет получился. Зеленский не отличается открытым темпераментом, да и Семионова не склонна рвать страсти в клочья. Но - продумывать роль и дуэт с партнером.

В первой картине Зобеида - комфортно существующая вещь. Решившая развлечься оставленная женщина обнаруживает, что есть мир больший, чем ее мирок, и прежде незнакомая ей ценность - свобода. И тогда любовь может быть больше, чем страсть. Оправданием финального самоубийства становилась невозможность, завоевав такого мужчину, сумев вызвать ответный эмоциональный взрыв (не сразу - только в финале оргии), вернуться на те же уютные подушки. Не обладая бесконечной линией ног, Семионова вполне орнаментальна в пластике, с позами изысканного рисунка. В придачу яростный взгляд, хищная повадка опасной кошки. Зеленский достойно поддержал трактовку. Его герой не воспринимает состояния рабства, для него свобода не требует завоевания, она присутствует как данность.

Репертуар вечера выглядел не "домашним", более подходящим для гастролера. Премьер Мариинки практически всю карьеру оставался не вполне "своим" - редкой кометой, иногда попадавшей на мариинскую орбиту, что на деле было нормальным режимом работы звезды международного класса. Сегодняшний Игорь Зеленский не столь независим, что логично, когда человек отвечает не только за себя и даже не только за ближайшее окружение - за целый социум, коллектив, структуру. Свою подшефную труппу, Новосибирский балет, он представил центральным событием программы. В "Шепоте в темноте" заявленного подсознательного, пограничного состояния не прозвучало, если не считать способность тел танцовщиков, тренированных в системе академического балета, освоить на вполне достойном уровне "пограничную" пластику на сплаве модерна и элементов contemporary. По танцевальному диапазону здесь, похоже, не отстают от Большого и Мариинки. Так что в качестве руководителя Игорь Зеленский выступил не хуже, чем в роли премьера.

Ирина ГУБСКАЯ
Фото Людмилы ВОЛКОВОЙ
Санкт-Петербург


http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=804&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=994957

_________________
Изображение Мариинский


28 ноя 2008, 22:14
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB