Текущее время: 23 окт 2018, 20:10



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 176 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.
Мариинка-2 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Мариинка-2
Мариинская впадина

«Новая газета» № 93 от 15 Декабря 2008 г

Санкт-Петербург стал городом двух котлованов, куда закопаны гигантские деньги. После мегапроекта скоростной железной дороги — грандиозная яма на месте новой сцены Мариинского театра
Мариинский театр официально отказался от проекта строительства здания своей второй сцены, победившего на международном конкурсе в 2003 году. Однако это вовсе не значит, что здание спроектировано не будет. Уже года два как для него вырыли котлован, предварительно сокрушив несколько мешавших построек, в том числе ДК им. Первой пятилетки и два безвестных дома конца ХVIII века. Котлован обязывает: и поэтому велись активные поиски нового архитектурного проекта. По слухам, только недавно такой нашелся. Его авторы два канадца. Джек Даймонд и Дональд Шмит, построившие оперный театр в Торонто. Там побывал Валерий Гергиев и пленился акустическими возможностями. Этого, говорят, оказалось достаточно, чтобы поручить двум молодым архитекторам изменить облик исторического района Петербурга.
Сама по себе история строительства второй сцены Мариинского театра, может быть, и не особенно интересна так называемой широкой публике. Пристального внимания заслуживает один неожиданный аспект истории, который для удобства можно назвать политическим. И это не кликушество, здесь действительно замешана высокая, практически недосягаемой высоты политика.
На первый взгляд — ерунда, скандал вокруг одного отдельно взятого строительства. У нас везде скандалы, подумаешь! Выкопали котлован в центре Петербурга, а теперь не знают, что с ним делать. Что за проблема? В конце концов можно ведь и обратно закопать. Но если приглядеться, оказывается, что в этот котлован провалилась чуть ли не национальная идея. Кажется, все и так знают, что не получается из России европейской страны. Но почему не получается — объяснить трудно. Так вот рискнем дать совет: внимательно вглядитесь в этот котлован, он таит бездны смыслов.
В 2002 году был объявлен конкурс архитектурных проектов нового здания Мариинского театра. В отечественной практике ничего такого раньше не случалось. Относительно свободное состязание идей, объективное (во всяком случае, внешне неангажированное) жюри, сравнительно открытая дискуссия, выставка в залах Академии художеств. В конкурс были приглашены и наши архитекторы, и западные — всего одиннадцать душ. Противостояние возникло острое, но вполне цивилизованное. Петербургское начальство, кажется, хотело видеть триумфатором российского архитектора. Критики и прочие отщепенцы на первых порах горячо поддерживали во всех отношениях революционный проект американца Эрика Мосса. Это было нечто умопомрачительное. Мосс предлагал каким-то волшебным способом связать Мариинский театр с Новой Голландией, здание второй сцены в его исполнении представляло собой груду из бесформенных стеклянных мешков циклопических размеров. Даже в макете это производило грандиозное впечатление. И очень хотелось, чтобы это было как можно скорее построено, но где-нибудь очень далеко от исторического центра Петербурга. Страсти на публичных дебатах рвались в клочья. Кто слышал, тот не забудет пламенных речей Даниила Гранина и Александра Сокурова. Ни один, даже самый темпераментный архитектурный критик, никогда не проявлял такой изощренности в подборе аргументов и публицистической страсти. В конце концов жюри сказало свое слово. Победил французский архитектор Доминик Перро, в России к тому моменту совершенно неизвестный, но, несомненно, талантливый. В кругах наблюдателей даже возникло разочарование. Столько сломано стульев, а результат вполне академический. Действительно, проект Доминика Перро не отмечен никаким радикализмом. Единственное, что его отличало, — это золотой купол, в виде металлического покрывала как бы произвольно свисавший со здания театра на проезжую часть. Слегка экстравагантно, но ничего страшного. Так и стали это комментировать: да, дескать, интересный проект, немного необычный, но пройдет время, и мы привыкнем. Знали бы они, чем это все обернется.
Вскоре после публикации результатов конкурса выяснилось, что по отечественному законодательству проектными работами (то есть реальным воплощением архитектурной идеи) может заниматься только организация, зарегистрированная в России. Перро послушно открыл филиал своей фирмы в Петербурге. Начал готовить документацию и представлять ее муниципальным властям. И оказалось, что он, будучи французом, совершенно не понимает, с кем имеет дело. ГИБДД выступает против купола, потому что он может помешать движению транспорта, пожарную охрану решительно не устраивает ширина лестничных пролетов, дворники говорят, что им будет трудно подметать мостовую, на которую выходит такой парадный подъезд, сантехники утверждают, что невозможно подвести коммуникации под такой фундамент. Перро в полной растерянности. Знающие люди намекают: так происходит в России с каждым проектом, и есть надежные, проверенные способы все проблемы разрешить. Перро намеков не понимает. Почему ГИБДД диктует форму купола, а дворники определяют облик фасада? Как вы хотите объяснить это французу? Это никак нельзя объяснить. Это можно только почувствовать. Перро оказался к этому не способен.
Но эта его бесчувственность выяснялась, однако, пять лет. Менялись губернаторы, министры, президенты. Неизменным оставалось одно: с милиционерами, дворниками и сантехниками надо договариваться. Результаты конкурсов здесь ни при чем. И никто, даже сам всемогущий художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев, здесь помочь не может. Вот она культурно-историческая драма. Архитектор ехал работать в европейский город, по стандартам европейской деловой этики, а приехал известно куда. Но это бы еще ладно. Драма гораздо глубже. Петербург сам — мы в это верим — хотел стать европейским городом и внедрить эти самые стандарты. Очень хотел. У него все для этого было. Но вот беда. Вмешались дворники и сантехники. Оказывается, это с них начинается европейская культура, то есть без них она не осуществляется, не воплощается в жизнь. Дискутируйте о прекрасном, объявляйте самые прозрачные конкурсы, устанавливайте самые справедливые правила игры. Но если вы не сумели убедить дворника в своей правоте, в том, что ему каким-то образом выгодна эта прозрачность и справедливость, знайте, он придет и скажет привычное: «Которые здесь временные, слазь».

Юрий Арпишкин



16 дек 2008, 13:18
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Большой и Мариинка-2
Государственный театр

Григорий Ревзин, Газета «Коммерсантъ» № 42(4097) от 11.03.2009

Вчера в агентстве "Росбалт" состоялась пресс-конференция бывшего главного архитектора Большого театра Никиты Шангина. По ходу ее выяснилось, что Большой театр строится не по проекту, не по закону и неизвестно, когда будет закончен.

Пресс-конференцию провели в ответ на слова главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, который перед праздниками вдруг заявил, что проект не согласован Москомархитектурой, что Москва отстранена от проекта, что подземная сцена, расположенная перед главным портиком, незаконна, нарушает вид площади и театру не нужна. Фактически он слово в слово повторил свое заявление 2006 года, сделанное после заседания общественного совета при мэре Москвы. За это время перед театром была вырыта яма глубиной с шестиэтажный дом под малую сцену и зал на 500 человек зрителей. Следуя логике главного архитектора, ее теперь надо засыпать.
Почему Александр Кузьмин решил напомнить об этой истории, осталось неясным — возможно, Москва в условиях кризиса ищет заказы и это было приглашение федеральных властей к содержательному диалогу. Но на заявление откликнулись не они, а Никита Шангин. Собрав журналистов, он подробно рассказал, в чем заключался его проект реконструкции театра, какие там были сложности и как они решались. На отклик Шангина откликнулся Алексей Денисов, когда-то главный архитектор храма Христа Спасителя, а сейчас член совета Всероссийского общества охраны памятников. Как член совета, он заявил, что весь проект Никиты Шангина является незаконным и общество охраны памятников будет подавать судебные иски против разрушения национальной святыни. Алексей Денисов в 1998 году участвовал в конкурсе на реконструкцию Большого театра и проиграл. Так что он выступал не только как охранник памятников, но и как пострадавшая сторона.
В этом была некоторая острота, но не та, на которую рассчитывали, соединив двух противников. Острота была в том, что на ринг вышли именно они. На прямой вопрос "Ъ" Никита Шангин сообщил, что отстранен от проектирования театра в августе прошлого года. Таким образом, на пресс-конференции присутствовали архитектор, отстраненный от проектирования театра полгода назад, и второй, проигравший тендер на проектирование десять лет назад. Плюс два чиновника Росохранкультуры, не имеющие к строительству прямого отношения. То бишь никого, кто строит театр, там вообще не было.
Еще раз — главный архитектор Москвы заявляет, что он сейчас зароет подземную сцену театра, ответ держат два архитектора, не имеющие сегодня к театру отношения. Отчего так? Тут вскрывается самый поразительный факт всей этой истории. Больше некому. У Большого театра сегодня нет ни главного архитектора, ни проекта, притом что строительство идет полным ходом. Александру Кузьмину, возможно, имело бы смысл выступить на эту тему, равно как и пресс-конференцию собрать. Куда потерялись архитекторы — отдельная история.
В свое время тендер на проектирование выиграли два замечательных архитектора — Михаил Хазанов и Михаил Белов. Они тогда выставили свой проект от имени института "Курортпроект", и директор института Владимир Вайнштейн назначил главным архитектором театра Никиту Шангина. Назначил, заболел и умер. Вообще, это довольно экзотично, что вопрос о главном архитекторе главного национального театра решается распоряжением директора, но у нас — так. Никита Шангин, надо отдать ему должное, очень старался сделать этот проект более или менее осмысленным, но со своей скромной легитимностью в виде распоряжения покойного директора мало что мог. Каждый чиновник, занимавшийся стройкой, придумывал свой вариант проекта, и под каждого Шангин заново все проектировал. В итоге он совсем расстроился и, по его версии, ушел со стройки, а по версии театра — был отстранен. И все.
Просто чтобы понимать — Большой театр сегодня строится, как подмосковное отделение милиции: чего прораб придумает, то и делают, а время от времени забегает какой-нибудь майор, и тогда делают уже, как он придумает, с поправкой на то, как его понял прораб. Тот же подземный репетиционный зал устроен так, что туда можно будет попадать только на лифте. Представляете — зал на 500 человек, глубина залегания 40 метров, лифты на 10 человек, на загрузку зала требуется 120 минут, и это уже все построили! Почему так? Потому что там были запроектированы эскалаторы, но кто-то распорядился их убрать, а как попадать в зал, этот кто-то придумать забыл.
Древние флорентийцы в XIII веке начали строить собор Санта Мария дель Фьоре, но не знали, как они его будут перекрывать. Через сто лет родился архитектор Филиппо Брунеллески и построил купол, которым вся Италия гордится до сих пор. Но с тех пор так уже не строят, в мире приняты более сжатые сроки строительства.
Сначала, до проектирования, утверждается техзадание (что хотим спроектировать), потом — проект (как это будет выглядеть), потом он осмечивается и выдается строителям. Так везде. Везде, но не у нас. Можно подумать, что так строят только Большой театр, но это ошибка — Мариинский строят точно так же. Можно собрать еще одну пресс-конференцию и сообщить: господа, после того как Доминика Перро отстранили от строительства Мариинки, театр строится без архитектора, без проекта, и люди, которые это делают, не знают, каким он будет, хотя экскаваторы и бетономешалки так и шастают.
Возвращение в Средневековье на строительстве государственных объектов выглядит какой-то удивительной экзотикой. Но на самом деле все логично. Дело в том, что если все спроектировать и потом уже не менять, то чиновники лишаются инициативы. В 2004 году Герман Греф, например, исходя из своего понимания театрального искусства, изменил план строительства театра чуть не на 50%. Ему даже не нужно было ни с кем согласовывать эту свою идею, просто сам взял и изменил. То же и с проектом. Как только проект утвержден, строитель лишен инициативы. Строй, чего нарисовали и по утвержденной смете. Поэтому строители обожают строить по неутвержденным и несогласованным проектам — они тогда могут рыть такие ямы и класть столько бетона, сколько им позволит воображение и природная скромность, они сами определяют себе фронт работ.
И пока ничего не утверждено, можно каждый год заново просить деньги на проектирование, на технику, на строительство. Все удивляются, почему у нас государственные стройки оказываются на порядок дороже, чем было запланировано,— а тут нет секрета, есть специальный механизм, как это делать. Сначала нужно избавиться от архитектора, а потом строить по плавающему проекту, который можно бесконечно менять.
Но главная проблема даже не в том, сколько это стоит, а в том, что получается. И даже странно думать, что вот ведь был когда-то проект Михаила Белова и Михаила Хазанова, этот проект показывали на Венецианской биеннале, мы все им гордились, так интересно все начиналось, а вышла такая дрянь. Был когда-то проект Доминика Перро для Мариинки, с этого начался приход в Россию западных архитекторов, это был прорыв, мы все им гордились, а вышла еще большая дрянь. И почему так?


11 мар 2009, 12:58
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 27 мар 2008, 00:15
Сообщения: 602
Сообщение Re: Мариинка-2
http://karpovka.net/2009/05/22/5132/ Для второй сцены Мариинки разработали альтернативный проект.

_________________
Жду мультивизу от разбогатевшего Альбериха


23 май 2009, 00:45
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 16 мар 2008, 13:31
Сообщения: 241
Сообщение Re: Мариинка-2
Какая красота. Неужели такое может быть?


23 май 2009, 01:26
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 06 дек 2006, 16:18
Сообщения: 164
Сообщение Re: Мариинка-2
Красота? А пропорции двух зданий? Разве Вы не видите, что 2-я Мариинка совершенно раздавила 1-ю, и вторглась с угрожающей силой в квартал улицы Печатников и Минского переулка очень узкого кстати, а также вылезла на улицу Декабристов. Если бы это здание стояло отдельно в свободном пространстве, еще можно было бы обсуждать, а тут (((( Просто какой-то Манеж с Москвы!


23 май 2009, 11:30
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 31 авг 2007, 23:58
Сообщения: 1840
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Мариинка-2
Полностью разделяю мнение HH Zet :roll: На мой взгляд,снос Дворца Первой пятилетки-преступление.


24 май 2009, 00:42
Профиль
Заядлый театрал

Зарегистрирован: 02 янв 2008, 15:34
Сообщения: 134
Откуда: С.Петербург
Сообщение Re: Мариинка-2
Конечно,старое здание просто "задавлено",а фасады "новой сцены" стилизованы под непонятно что,какой-то "неоклассицизм" в духе некоторых унылых построек начала XX века.Впрочем, все это надо обсуждать,выносить на суд широкой общественности,а не торопиться построить что-то уродливое.Но такое впечатление,что кому-то просто очень хочется скорее "попилить" денежки,"освоить" оч-чень немалые средства...

_________________
Зритель Мариинского театра с 1961 года


24 май 2009, 11:41
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 20 июн 2006, 17:27
Сообщения: 1031
Сообщение Re: Мариинка-2
Трогать старое здание, конечно, недопустимо!
Кстати, никто не в курсе, что такое строится перед Мариинкой-3?


25 май 2009, 17:24
Профиль
Театрал

Зарегистрирован: 08 июл 2006, 23:06
Сообщения: 34
Сообщение Re: Мариинка-2
Анна,
Похоже там делают то, что проектировали в рамках вот этого аукциона:
http://zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurcha ... eId=153848
"реконструкция и приспособление здания по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов д.39, лит.3А под репетиционный комплекс Мариинского театра".


25 май 2009, 19:26
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 20 июн 2006, 17:27
Сообщения: 1031
Сообщение Re: Мариинка-2
Хм, странно, и удобно там будет при входе в концертный зал репетировать? Скорей, похоже, на какие-то торговые павильоны. :)


26 май 2009, 08:20
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 176 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB