Текущее время: 27 апр 2024, 12:13



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Benois de la Danse-2010 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Benois de la Danse-2010
Наталия Звенигородская
Наших засудили по гамбургскому счету
На Новой сцене Большого театра прошла XVIII церемония вручения премий Benois

На этот раз приз за выдающиеся работы в области хореографии предстояло вручить за два сезона. В 2009-м награды не нашли своих героев, хотя имена победителей были названы. На сцене нового театрального комплекса в Виченце год назад состоялся лишь традиционный «второй день» – благотворительный концерт лауреатов разных лет. Пригласившие Benois к себе итальянцы готовы были финансировать и торжественную церемонию награждения. Однако устроители остались верны Большому театру, а провести акцию в Москве тогда помешал кризис.

Художественный руководитель проекта и бессменный председатель жюри Юрий Григорович умеет собрать громкие имена. Правда, с каждым годом знаменитостей такого ранга найти все сложнее – подводит принятый с самого начала принцип всякий раз полностью обновлять состав судей. В 2010-м «жюрили» худруки Финского национального, Английского национального и Цюрихского балетов Кеннет Грев, Уэйн Иглинг и Хайнц Шпёрли, директор Мангеймской академии танца, худрук Балета Карлсруэ Биргит Кайль, исполнительный директор театров Джойс и Джойс СоХо (Нью-Йорк) Линда Шелтон, ведущий педагог Балета Парижской оперы, прославленный танцовщик Микаэль Денар и прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Под аккомпанемент Московского молодежного камерного оркестра ведущие вечера Мария Максакова и Святослав Бэлза представили зрителям членов жюри. Выдав, очевидно, домашнюю заготовку, ведущий порадовался: судя по заполненности зала, перерыв в один год не снизил интереса публики к балетному Бенуа. На фоне зияющих в партере и амфитеатре пустот это прозвучало двусмысленно. Не было и многих номинантов. Серьезную травму получил англичанин Дэвид Доусон. Недавно родила хореограф из Финляндии Сусанна Лейнонен. Их коллеги Кристофер Уилдон (Германия), Алексей Ратманский (США) и Бенжамен Мильпье (Франция) не смогли оторваться от репетиций. Так что из шестерых претендующих называться «Лучшим хореографом» по версии Benois de la Danse-2010 на сцене появился лишь Теренс Кохлер из Королевского балета Фландрии. Однако ни ему, ни остальным соискателям удача не улыбнулась: жюри приняло решение приз в этой номинации не присуждать. Сюрприз. Ведь по установленным правилам члены жюри сами выдвигают номинантов – каждый своего, после чего все вместе выбирают лучшего из лучших. Не договорились.

Мнение жюри относительно лучшей танцовщицы было единым. Бенуа получила ведущая солистка Гамбургского балета Элен Буше. Она родилась в Каннах, танцевала в Марселе у Ролана Пети, в Английском национальном балете, с 1998 года – у Джона Ноймайера в Гамбурге. Знаменитый хореограф создал для нее несколько ролей, в том числе партию Эвридики в «Орфее», которая и принесла Элен Буше приз. Среди танцовщиков победителей оказалось двое – солист все того же Гамбургского балета Тьяго Бордин, отмеченный за роль Армана Дюваля в спектакле все того же Джона Ноймайера «Дама с камелиями», и уже полюбившийся московской публике премьер Американского театра балета Дэвид Холберг, награжденный за партию Альберта в «Жизели». Среди обладателей Бенуа-2010 в результате не обнаружилось ни одного соотечественника, хотя в числе номинантов были представители Большого и Мариинского театров – Мария Александрова, Евгения Образцова, Михаил Лобухин. Бывало, наших за уши тянули, засудив или в лучшем случае потеснив звезд с мировым именем. А тут… Слегка подсластило пилюлю награждение прошлогодних лауреатов. Лучшими стали москвичи Наталья Осипова и Иван Васильев... Когда же все статуэтки были розданы, танцевали едва ли не до полуночи.

Опубликовано в Независимой Газете от 20.05.2010
Оригинал: http://www.ng.ru/culture/2010-05-20/8_benois.html


20 май 2010, 10:49
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Benois de la Danse-2010
До будущей весны
Событие
http://www.screenstage.ru/index.php?opt ... 0-09-07-21
10.06.2010 16:58

“Бенуа де ла данс” часто называют балетным “Оскаром”. Что общего между этой премией, интересующей узкий круг любителей и профессионалов балета, и премией Американской академии киноискусства, вручение которой завладевает вниманием миллионов и транслируется на весь мир, сказать трудно, но звучит сравнение – эффектно. Для России же “Бенуа де ла данс” – одно из важнейших балетных событий сезона, его долгожданный и заключительный аккорд. Вне зависимости от того, кто выдвигается в данном году, церемонию вручения, а главное – сопутствующие ей два традиционных гала номинантов и лауреатов, в том числе и предыдущих лет, ждут с нетерпением.
Впрочем, кто-кто, а номинанты, как правило, люди более чем достойные, и среди обладателей приза – цвет мирового балета, демонстрирующий неизбалованному российскому зрителю свои достижения, правда, как правило, не самые новые. Для своих выступлений звезды обычно выбирают классику XX века. Нынешние гала не стали исключением. Неоклассические дуэты сменяли один другой. Танцевали Джорджа Баланчина, Ханса ван Манена, Кеннета Макмиллана (без его “Манон” не обходится не один концерт такого уровня), Ролана Пети, Джона Ноймайера, чья хореография заняла лидирующие позиции в гала и не раз приносила танцовщикам-номинантам удачу. Что и понятно. Ноймайер – один из самых эмоциональных балетмейстеров современности и создает для исполнителей блистательные партии-роли. В нынешнем году премии удостоилась солистка Гамбургского балета Элен Буше за партию Эвридики в балете Ноймайера “Орфей” на музыку Игоря Стравинского, в котором она и вышла в гала с Отто Бубеничеком – Орфеем в нежном, тонком, страстном и выразительном дуэте, завершающемся уходом словно растворяющейся в воздухе Эвридики. Из танцовщиков-мужчин премию получил коллега Буше по театру Тьяго Бордин за партию Армана Дюваля в знаменитом балете Ноймайера “Дама с камелиями”, лирически-страстный дуэт из которого он исполнил с поистине несравненной Элен Буше, в коей есть все – и класс мастерства, и женская привлекательность, и загадочность. Недаром же последние пять лет она – ведущая солистка Гамбургского балета. Бордин с Буше составляют одну из самых ярких и выразительных танцевальных пар своего времени. Удостоенная премии 2008 года за партию Русалочки в одноименном балете, прелестная легкая, бесплотная Сильвия Аццони – солистка гамбургского балета (со своим коллегой по театру Александром Рябко) дважды выходила на сцену в произведениях Ноймайера – Адажиетто из балета “Пятая симфония Малера”, импрессионистки “размытом” танце ускользаний и расставаний, и дуэте из “Истории Золушки” на музыку С.Прокофьева.
Сложная простота, точность, графичность, изысканная красота хореографии неоклассических дуэтов стала доминантой нынешнего, достигшего совершеннолетия “Бенуа де ла данс”. Их отличает чистота, эмоциональность, артистизм и слаженность исполнения. Солисты Баварского балета Люсия Лакарра (тоже лауреат “Бенуа де ла данс”) и Марлон Дино словно “выдохнули” белое адажио из “Лебединого озера” и превратили каскад поддержек в дуэте “Таис” Ролана Пети на музыку Массне в исполненный внутреннего смысла и грации танец.
Российские номинанты и лауреаты прошлых лет выглядели в концерте совершенно по-другому. Из отечественных балерин в этом году были выдвинуты на премию примы Большого театра и Мариинки – Мария Александрова (за партию Никии в “Баядерке” и заглавную роль в балете “Эсмеральда”) и Евгения Образцова за партию в балете “Шурале” Леонида Якобсона. Партнер последней – Михаил Лобухин был номинирован за партию Али-Батыра в том же балете Якобсона. По какой-то странной причине в России (и это касается не только “Бенуа де ла данс”) “номинирование”, не ставшее “лауреатством”, воспринимается как провал, в отличие от того же “Оскара”, где сам факт выдвижения считается почти победой и выводит фильм в разряд избранных. Наши номинанты (да, впрочем, и лауреаты) – обычно блистательная Екатерина Кондаурова, станцевавшая в паре с Ильей Кузнецовым фрагмент из “Кармен” Бизе Щедрина в хореографии Альберто Алонсо, и Иван Васильев, выходивший на сцену с Екатериной Крысановой в па де де “Диана и Актеон” (из балета “Эсмеральда”) и в “Корсаре”, словно бы что-то доказывали и себе, и зрителю, яростно сосредоточившись на технике, от чего утратили многое из своего привычного обаяния. Всегда темпераментная и заразительная Кондаурова лишила свою Кармен женской манкости и заразительности, Иван Васильев традиционно демонстрировал фирменные прыжки, заботясь в первую очередь об эффектности выступления и “доводя” зал до исступ-ленного восторга. Блестящую технику продемонстрировала и Мария Александрова, в мясинской “Треуголке” выбивая искры каблуками из пола, но что-то утратив из привычного шарма своей Мельничихи. Ее партнер – звезда Парижской Оперы Жозе Мартинез, считающийся на сегодняшний день лучшим исполнителем партии Мельника, блеснул мастерством и тем, что нельзя ни наработать, ни приоб-рести, – харизмой. Именно она, вкупе с виртуозной техникой, делает его танец столь значительным. То же можно сказать и об уже оставившем сцену, но не утратившем своего звездного блеска Мануэле Легри, чье выступление для российского зрителя – всегда событие номер один. Он исполнил номер “Портрет…” на музыку Г.Перселла (хореография Патриса де Бана), показав, что даже не сверхсложный технически танец может быть магическим и потрясать воображение зрителя своей внутренней силой и значительностью.
Большинство танцовщиков-номинантов сумели приехать в Москву, среди исключений – удостоенный приза Дэвид Холберг. Его след в партии Альберта в “Жизели” (кстати, именно за эту роль артист и выдвигался), кажется, еще остался на сцене Большого театра, где он выступал месяц назад. А вот хореографы-номинанты: Алексей Ратманский, англичане Дэвид Доусон и Кристофер Уилдон (прав-да, выдвинутый за германскую постановку “Лебединого озера”) и малоизвестные в России Сусанна Лейнонен (Финляндия), Бенжамен Мильпье (Франция) по разным причинам своим присутствием церемонию не почтили, за исключением Теренса Кохлера из Германии. Хореографы как чувствовали: на этот раз премия (второй раз за историю существования “Бенуа де ла данс”) не была присуждена никому. Судить о решении жюри по тем маленьким фрагментам, что были показаны в видеозаписи, хоть и на большом во всю сцену экране, почти невозможно. Впрочем, несколько дуэтов из выдвинутых балетов можно было увидеть вживую. В программу гала вошел фрагмент “Лебединого озера” Кристофера Уилдона в исполнении солистов Театра Карлсруэ (Германия) Бруны Андраде и Маркоса Меньи, построенный на сочетании ироничного и одновременно уважительного отношения к классике. А также – два дуэта с легким гомосексуальным акцентом – “И линия начинает размываться” С.Лейнонен на музыку К.Лайне и “Фавн” на музыку К.Дебюсси в постановке Дэвида Доусона. Первая из однополых пар выплыла из тьмы и “напущенного” на сцену тумана и предложила зрителю хорошую порцию жесткого contemporary dance, брутального и с элементами акробатики, представленную двумя танцовщицами Наташей Ломми и Элиной Хяюрьюнен, одну из которых вполне можно было принять за мужчину. Другая – Эстебан Берланга (номинант Бенуа-2010), приглашенный солист Английского национального балета, и Рафаэль Кумес-Марке станцевали самый интересный дуэт из числа номинированных. Играя с хореографией Вацлава Нижинского и другими интерпретациями на тему отдыха Фавна, один из самых перспективных хореографов современности Дэвид Доусон (между прочим, лауреат премии “Золотая Маска” в номинации “лучший хореограф” за балет “Reverence”) создал, судя по отрывку, эмоционально насыщенный и выразительный спектакль. В меру страстный, в меру философский балет задает вполне традиционный вопрос английской литературы и английского искусства: кто кому в этой жизни хозяин и кто в этом мире ведущий, а кто – ведомый. Затейливые хореографические взаимоотношения двух фавнов, из которых один выглядит учителем, а другой учеником, окончательно запутывают зрителя. И к финалу дуэта становится уже совсем непонятно, кто из них оказался победителем. Тот, кому пришлось уйти со сцены, или же тот, кто остался.
Добавим, что премии “за жизнь в искусстве” удостоились известный израильской хореограф Охад Нахарин и не менее известный британский сценограф Питер Фармер.
Так что “Бенуа де ла данс”, возглавляемый Юрием Григоровичем, – парад знаменитостей, включая жюри. В этом году в его состав вошла прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, через несколько дней после гала “Бенуа де ла данс”, вышедшая на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в собственном гала и представившая балеты разных лет выдающегося хореографа современности голландца Ханса ван Манена.
В репертуаре Лопаткиной уже были “Три гносьенны” маэстро на музыку Э.Сати, исполняемые ею с российскими партнерами. В новой программе она вышла в этом номере с солистом Национального балета Нидерландов, украинцем Александром Жембровским. Можно сказать, что эти танцовщики нашли друг друга. В “Гносьеннах” Жембровс-кий выступал и в гала “Бенуа де ла данс” с солисткой Нидерландского балета Ану Вихерьяранте. Тогда был отстраненный, изыс-канный, четкий, ясный и точный танец, как того и требует хореография Ханса ван Манена. С Лопаткиной все сложилось по-другому. Внешне простая и лапидарная хореография ван Манена скрывает сакральные внутренние смыслы, что делает ее идеа-льным танцевальным материалом для балерины, каждое движение которой исполнено значительности, порой – многозначительности. В данном же случае многозначительности не было. Были изначально присущие Лопаткиной одухотворенность и безупречность танца, скульптурность поз, естественность и “отк-рытость” партнеру. А в танце Лопаткиной с российскими партнерами (в основном “подающими” ей реплики и с благоговением выполняющими поддержки), как правило, доминирует прима-балерина. Здесь же Лопаткина позволила себе войти в диалог с Жембровским. Миниатюра “Two pieces for Het” на музыку Арво Пярта и Еркки-Свен Тююро стала танцем-поединком, где оба танцовщика получили возможность продемонстрировать роскошь своих возможностей, танцевальных и духовных. И, наконец, Ульяна Лопаткина с королевским достоинством вышла с Жембровс-ким и артистами Национального балета Португалии в “Пяти танго” на музыку Астора Пьяццоллы, представившем и саму балерину, и хореографа в “новом свете”. Свое присутствие на сцене Лопаткина разбавила отличными выступлениями танцовщиков Нидерландского балета, исполнившими красивейшее “Адажио Хаммерклавир” на музыку Бетховена и шутливое “Соло” на музыку Баха, тем самым расширив представление российского зрителя о творческом диапазоне великого Ханса ван Манена, почтившего присутствием гала-концерт в свою честь и выглядевшего крайне растроганным на поклонах.
В общем, приближающийся к своему финалу балетный сезон порадовал столичных балетоманов, которым хватит впечатлений до будущей весны.

Алла МИХАЛЕВА
«Экран и сцена» №11 за 2010 год.


25 июн 2010, 11:31
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 40


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB