Текущее время: 29 мар 2024, 19:08



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Интервью В. А. Гергиева 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Интервью В. А. Гергиева
http://www.itar-tass.com/prnt.html?NewsID=14858890

Задачей остается создание крупных спектаклей

ИТАР - ТАСС, 25.02.2010, 09.19


Художественный руководитель Санкт-Петербургского академического Мариинского театра оперы и балета Валерий Гергиев дал эксклюзивное интервью корр.ИТАР-ТАСС Алану Бадову в британской столице, где он находился как главный дирижер Лондонского симфонического оркестра



ВОПРОС: Валерий Абисалович, начнем беседу с традиционного вопроса о творческих планах Мариинского театра и Ваших собственных. Какие именно задачи Вы сейчас для себя считаете главными? Повлиял ли на творческую деятельность экономический кризис? Известно, что с его началом музыкальным театрам по всему миру стало труднее находить средства на новые постановки.

ОТВЕТ: Безусловно, мы отреагировали на кризисные явления и в мировой, и в российской экономике. Конечно, нашей задачей остается создание крупных спектаклей. Однако сейчас мы стараемся сфокусировать все свои усилия, и творческие, и организационные, не столько на том, чтобы давать много спектаклей и концертов, сколько на том, чтобы направленно вести работу по воспитанию нашей молодой аудитории, нашей новой публики. Работаем со студенчеством, с крупнейшими вузами, университетами Петербурга и даже Москвы. Мне видится, что это сейчас главное, что я должен делать как лидер Мариинского театра.

Более доступным для молодежи театр делают абонементы. Это пакет из семи или восьми билетов, которые позволяют вам в течение сезона познакомиться с целым рядом новых спектаклей или хорошо известных постановок, как оперных, так и балетных. Стоимость абонемента меньше, чем общая цена входящих в него билетов.

Причем это не только абонементы Чайковского и других композиторов-классиков. Мы предлагаем, в первую очередь студенчеству, познакомиться с постановками, которые, прежде всего, связаны с творчеством наших великих композиторов ХХ столетия, таких как Прокофьев, Стравинский, Шостакович. Это авторы, которые еще недавно считались трудными для восприятия, может быть, некоторые их произведения не всегда казались достаточно популярными.

Например, я считают большой удачей абонемент Прокофьева. В него входят оперы «Война и мир» по Толстому, «Огненный ангел» по Брюсову, «Игрок» по Достоевскому. И, естественно, знаменитые балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта». И даже такое произведение, как «Семен Котко» по повести Катаева. Это, может быть, недостаточно известная, но очень сильная опера. Студенчество очень здорово откликнулось. Я оптимистически оцениваю результаты этого эксперимента: когда в зале более тысячи студентов, и мы знаем, что большинство этих людей обязательно еще много раз вернутся в этот замечательный театр.

Мы предлагаем абонемент, посвященный творчеству нашего великого современника Родиона Щедрина. Он включает в себя и новые его работы, и работы 30-летней давности, и даже написанные 50 летней назад , когда он был совсем молодым человеком и написал замечательную партитуру балета «Конек-Горбунок». Поверьте мне, как специалисту в области музыкального театра, это на редкость смелый и рискованный шаг. Ведь гораздо легче «продать» спектакль «Лебединое озеро», чем мало известную широкому кругу, но, тем не менее, замечательную оперу Щедрина. Надеюсь, через 3-4 месяца мы сможем с гордостью говорить о том, что спектакли на музыку Щедрина стали уже неотъемлемой частью нашей сегодняшней репертуарной политики.

Если мы не будем это делать сейчас, через пять лет, через десять лет у нас может оказаться не так много знатоков современной музыки. Все будут говорить: «Я пойду в Мариинский театр, когда будут идти спектакли «Щелкунчик» или «Евгений Онегин». Это хорошо известные произведения Чайковского, мы подождем, когда театр будет давать эти постановки, мы обязательно придем». Для нас это путь в никуда. Потому что не мы создали славу балету «Щелкунчик», хотя он рождался на сцене Мариинского театра. Это сделали наши предшественники, прежде всего сам Петр Ильич Чайковский. Наша задача - широко пропагандировать творчество лучших композиторов Х1Х, ХХ века и авторов, живущих сегодня.

Публика активно раскупает билеты в Мариинский театр, несмотря на кризис. В последние год-полтора мы даже увеличили продажи билетов. Но это уже не «слепые» продажи, за ними стоит очень смело выстроенный репертуар, рассчитанный как на интеллектуально подготовленных, очень пытливых, любопытных знатоков музыки, так и на тех людей, кто, возможно, никогда еще не переступал черту, которая отделяет повседневную жизнь от магии театра.

ВОПРОС: Как отмечает западная критика, в последние 20 лет именно благодаря Вашим усилиям и усилиям Мариинского театра многие редко исполнявшиеся за пределами России произведения, такие как оперы «Война и мир» и «Игрок» Прокофьева, стали частью стандартного музыкального репертуара на Западе. В то же время Мариинский театр много выступаете в российских регионах. Во всем мире горячо обсуждался концерт-реквием, который вы дали с оркестром Мариинского театра в разрушенном войной Цхинвале. Как сочетаются эти две стороны деятельности театра – выступления в мировых музыкальных столицах и в тихой российской глубинке? Что для Вас важнее?

ОТВЕТ: Движение в регионы России является одним из абсолютных приоритетов в сегодняшней нашей творческой деятельности. Это не случайный, а очень серьезно организованный процесс. Для нас выступить в Мурманске или Красноярске, в Казани или Самаре, Беломорске, Великом Новгороде, во Пскове, в Краснодаре, во Владикавказе ничуть не менее важно и эмоционально значимо, чем на ведущих сценах мира. Поверьте, мы в Беломорске играем ничуть не хуже, чем в Нью-Йорке или в Лондоне, ничуть не хуже, и это важно.

Я не буду сейчас перечислять все города России, в которых мы уже выступили за последние лет десять, но это будет огромный список. Выступления там эмоционально дают нам возможность острее ощутить себя представителями огромной армии российских артистов и музыкантов, может быть, даже избранными ее представителями. Ведь попасть в Мариинский театр это большая честь. Это возможность участвовать в продолжении великих традиций русской музыки, частью которой является история нашего театра, в приумножении ее мировой славы.

Возможно, в рамках Московского Пасхального фестиваля у нас в ближайшие годы возникнет желание сделать что-то необычное, может быть, сделать сильнейший акцент на «элитарную» музыку современных авторов... Вы знаете, слово «элитарный» я не очень люблю. Я не хотел бы быть артистом, который работает для небольшой группы людей. Все-таки, мы будем экспериментировать, безусловно, но приоритетом все равно будет оставаться любовь сотен тысяч, миллионов россиян к великим отечественным музыкальным традициям.

Ведь мы не только страна (я сейчас говорю без иронии), где, скажем, Дима Билан или Николай Басков могут собрать большую аудиторию и спеть на стадионе для нескольких тысяч человек. Мы все равно и прежде всего остаемся страной Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Стравинского, Рахманинова.

По всему миру звучание подлинной, высокой русской музыки, звучание русской музыкальной души - это совершенно океанское явление. От крошечных залов где-нибудь в Новой Зеландии или Канаде до самых главных концертных площадок и театров мира постоянно звучит музыка великих русских композиторов. Миссия Мариинского театра всегда заключалась и заключается в том, чтобы нести русскую музыку мировой аудитории.

Я очень много сделал в своей жизни и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Вене, и в Токио. Сейчас я возглавляю лучший в Великобритании оркестр - Лондонский симфонический. Но главным и наиболее емким и по содержанию, и по резонансу для меня является великое дело работы с коллективом Мариинского театра. И я думаю, что мы будем продолжать нести эту миссию и через упорный труд все-таки будем приходить к новым победам.

Мы обязательно достроим новую сцену Мариинского театра, и сделаем это хорошо. Еще недавно был риск уйти на ошибочные рельсы и построить театр, который не обладал бы великолепной акустикой, был бы не самым уютным, не самым светлым. В понятие "светлый" я вкладываю чувство радости, света, как для публики, так и для артистов. И мы в последние месяцы много работали над тем, чтобы не потерять этот точный прицел и все-таки создать великолепную сцену мирового класса. Я думаю, что Россия и Санкт-Петербург получат такой театр.

ВОПРОС: Когда я пришел брать у Вас интервью, вы беседовали с известнейшим режиссером Андреем Кончаловским. Возможно, Вы обсуждали какой-то будущий проект? Вообще, публика привыкла к тому, что Вы привлекаете к работе звезд первой величины. Это касается и тех артистов, кто входит в постоянный состав труппы Мариинского театра, и тех, кто сейчас выступает на других ведущих сценах страны и мира. С кем из артистов, режиссеров Вы намерены сотрудничать в будущем?

ОТВЕТ: У нас замечательные оперные артисты, это и Владимир Галузин, и Ольга Бородина, этот список можно продолжать. И конечно, великолепные наши балерины и танцовщики - Игорь Зеленский, и Диана Вишнева, и Ульяна Лопаткина, и Светлана Захарова, с которой мы не порываем связи.

Сегодня люди, которые по-настоящему имеют мировой успех, если их жизнь связана с коллективом Мариинского театра и первые шаги делались под моим руководством, как правило, сохраняют привязанность к сцене Мариинского театра. Замечательным примером тому является сегодняшняя деятельность Анны Нетребко. Она выступает у нас и на фестивале "Белые ночи", и несколько раз зимой, и на Пасхальных фестивалях, и на открытии сезона. Мы очень плодотворно работаем и планируем еще очень многое, в том числе совместные записи.

К Мариинскому театру привязаны все, кто по-настоящему потрудился на его сцене. От нее просто так отвыкнуть, мне кажется, очень трудно. Для кого-то практически невозможно даже представить себе жизнь без Мариинского театра. Хочется выступать где-то далеко, в Японии или в Америке, но обязательно возвращаться. Мне это очень близко, я очень ценю в своих друзьях, коллегах эту привязанность к родному театру.

Хореографы, режиссеры, художники, которые работают со мной, это самые разные по творческому почерку люди, представители совершенно разных поколений, кому-то уже за 70, кому-то едва исполнилось 25. Мне кажется, что мы не должны придерживаться принципа работы с узкой, небольшой группой авторов или режиссеров. Мы должны дать возможность как молодежи, так и знаменитым мастерам проявлять себя и использовать огромные творческие ресурсы Мариинского театра. Безусловно, у нас работают многие иностранные режиссеры - британские, немецкие, итальянские, американские, польские. Мы совершенно точно настроены продолжать работу с молодыми российскими режиссерами.

У нас очень много сделал Дмитрий Черняков, его спектакли активно показываются в этом сезоне, особенно во второй половине сезона, это и «Тристан и Изольда» Вагнера, и «Сказание о невидимом граде Китеже», знаменитая опера Римского-Корсакова, и «Жизнь за царя» Глинки. У нас продолжает работать Василий Бархатов, мне хочется, чтобы он еще более полно раскрылся в нашем театре. Я думаю, что есть и другие имена, которые будут обязательно появляться на афишах Мариинского театра.

С Андреем Кончаловским мы обсуждаем сейчас крупнейший проект, речь идет о работе в 2012 году, в год 200-летия Бородинской битвы. Сейчас пока рано говорить, что у нас получится, через несколько месяцев мы, может быть, почувствуем, сможем ли мы справиться с такой огромной задачей.

ВОПРОС: В прессе пишут, что в последнее время Вы решили умерить напряженность Вашего творческого графика и сконцентрироваться на работе в Санкт-Петербурге и в Лондоне

ОТВЕТ: Мариинский театр и Лондонский симфонический оркестр - два абсолютно выдающихся коллектива. Нас связывают определенные нити, особенно в планировании, организации и осуществлении работы по записи на компакт-диски, на ди-ви-ди лучших программ, лучших спектаклей, лучших концертов. В Санкт-Петербурге мы записываемся в историческом театральном зале Мариинского и в недавно построенном акустическом зале театра, он не имеет себе равных в мире, по крайней мере, среди новых залов.

Я также записываюсь здесь, с Лондонским симфоническим оркестром, и это довольно большой план. По крайней мере, из всех артистов, сегодня активно работающих в мире классической музыки, навряд ли многие записывают большую по объему, по насыщенности программу. Может быть, потому что я руковожу двумя коллективами, которые обладают очень большими ресурсами, и творческими, и организационными. В Лондоне больший опыт записи, но мы тоже очень быстро в последние годы учились тому, как организовать процесс.

ВОПРОС: Говоря о новых записях, нельзя не упомянуть о собственном музыкальном лейбле, который Мариинский театр основал по вашей инициативе в прошлом году. Первые же записи, сделанные на нем, опера «Нос», а также Первая и Пятнадцатая симфонии Шостаковича, имели громкий успех – рекордные пять номинаций на премию «Грэмми», номинация на премию музыкального журнала Би-би-си, другие награды и отличия.

ОТВЕТ: Сегодня новый лейбл Мариинского театра уже у всех на устах, во всем мире. Мы о себе уже довольно громко заявили. Дайте нам еще два-три года, посмотрим, сколько еще всего можно сделать. У нас планы совершенно четкие. Мы будем записывать в год, может быть, до десяти проектов, это касается записи аудио- и видеопродукции.

Все новые технологии сегодня принимаются во внимание, и мы все время работаем над тем, чтобы никто в мире не ушел от нас далеко благодаря технологическому прогрессу. Естественно, сейчас каждый год, каждые полгода технологии обновляются, становятся еще более изощренными. Мы приобрели очень много аппаратуры, у нас есть менеджеры, есть команда, которая работает и изучает все возможности и в сфере звукозаписи, и в сфере цифрового телевидения. Пожалуйста, вы можете называть самые современные технологии.

Мы намерены записывать спектакли в стандарте телевидения высокой четкости BluRay, наши диски и треки наших записей можно купить в ведущих западных интернет-магазинах, таких как Amazon, eMusic и iTunes, популярный сервис компании Apple.( В России те же записи можно приобрести по подписке по более доступной цене). Сейчас трудно кого-либо удивить технологиями. Любой желающий может зайти на сайт YouTube и прослушать любую музыку, какую пожелает. Но это не дает качества звучания. А то, что мы делаем, гарантирует высочайшее качество звука, видеоизображения и в конце концов попадает в руки коллекционеров и всех любителей классической музыки. Мне кажется, что мы ни от кого не будем отставать.


25 фев 2010, 17:24
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Интервью В. А. Гергиева
09:52 02.03 Валерий Гергиев: нужно перестать бояться современных композиторов

Телеканал "Культура"
После завершения гастрольного турне Мариинский театр будет около четырех месяцев выступать в России. Об этом в понедельник сообщил художественный руководитель театра Валерий Гергиев на приеме, устроенном в его честь в посольстве России в США.

Артисты Мариинки уже выступили в Нью-Йорке, Филадельфии и дважды в Вашингтоне. Впереди их снова ждет Нью-Йорк, где состоятся еще два концерта в "Карнеги-холле". Там же Гергиев параллельно завершает работу над новой постановкой оперы Дмитрия Шостаковича "Нос" в театре "Метрополитен". "Это крупное событие", – сказал маэстро, уточнив, что премьера состоится уже 5 марта.

Затем российский театр переместится в Канаду, даст несколько концертов в Калифорнии, оттуда улетит в Гонконг и через Хельсинки вернется в родной город. "Потом уже месяца четыре будем выступать практически только в России", – сказал Гергиев.

"Гвоздем программы" посольского вечера был полуторачасовой фильм о знаменитом российском дирижере, снятый в 2008 году известным американским документалистом Аланом Миллером. Гергиев сказал, что в его собственных глазах эта работа ценна, главным образом, тем, что в очередной раз привлекает внимание к шедеврам русской музыки – произведениям Рахманинова, Стравинского, Шостаковича.

В фильме маэстро обращает внимание на преемственность российских музыкальных традиций, на то, что в Санкт-Петербурге великие композиторы порой передавали эстафету преемникам чуть ли не из рук в руки.

На вопрос о том, кто сейчас несет эту эстафету, Гергиев ответил, что, на его взгляд, "в самом зените сейчас Родион Константинович Щедрин". "Это живой классик, и мы в этом году создали целый абонемент Щедрина", – сказал Гергиев.

Вместе с тем российский дирижер призвал "перестать бояться и таких композиторов, как Яначек, Бриттен, Шимановский или Рихард Штраус". "Как мы не можем себе представить, чтобы "Метрополитен-опера" сегодня игнорировала, скажем, творчество Прокофьева, Шостаковича или Стравинского, это казалось бы нам чем-то оскорбительным, так и мы должны замечать великих европейцев или американцев. К этому, в частности, сводится и моя работа", – подчеркнул Гергиев.

http://www.tvkultura.ru/news_print.html ... 34&cid=178


02 мар 2010, 12:18
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Интервью В. А. Гергиева
Фильм о Валерии Гергиеве и Мариинке представлен в Вашингтоне
РИА "Новости" 02/03/2010 08:46

ВАШИНГТОН, 2 мар - РИА Новости, Денис Ворошилов. Премьерный показ фильма You Cannot Start Without Me ("Вы не можете начать без меня"), посвященный жизни и творчеству художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, прошел в понедельник вечером в посольстве России в США, передает корреспондент РИА Новости.

Музыкальный фильм, снятый лауреатом премии Американской киноакадемии Алланом Миллером, представляет собой глубинный взгляд на жизнь маэстро, как калейдоскоп, состоящую из многих фрагментов: поездок по стране, работы в театре, концертов с оркестрами в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне и Роттердаме. В фильме Гергиев предстает не только как дирижер, чей талант признан во всем мире, но и как гениальный организатор, которому, вместе с тем, удается оставаться искренним и живым и переживающим человеком.

По признанию самого Гергиева, присутствовавшего на показе, его участие в съемках было минимальным.

"Не очень охотно вступал в процесс съемок, потому что мне не было совершенно понятно, а нужно ли вообще снимать фильм. Я не принимал никакого участия ни в отборе (отснятого материала), ни в монтаже... Самое главное для меня - это то, что фильм охватывает достаточно большой спектр - репертуарный и стилистический, - частично приоткрывает зрителю понимание того, что есть собственно Мариинский театр... Известный режиссер представил свое видение и показал те процессы, которые мало кто знает и может по-настоящему понимать. Он это видит так", - сказал Гергиев, отвечая на вопросы российских журналистов.

Говоря о гастролях Мариинки в США, дирижер отметил, что театр выступит не только в США, но и в Канаде.

"Мы уже выступили в Нью-Йорке, Филадельфии и Вашингтоне. С большой программой продолжим выступления в Вашингтоне и, опять же, вернемся в Нью-Йорк еще с двумя концертами. Потом мы перелетим в Канаду, где выступим с четырьмя концертами, после чего будем выступать на западном побережье США - в Сан-Франциско и Сан-Диего. Отсюда мы улетим в Гонконг, после - в Финляндию. Из Хельсинки вернемся в Петербург, где будем выступать месяца четыре", - рассказал Гергиев.

Гастроли оперы и оркестра Мариинского театра в Вашингтоне начались 26 февраля. В марте Мариинка представит на сцене столичного центра изобразительных искусств имени Джона Кеннеди "Войну и мир" Сергея Прокофьева, концертные версии опер "Евгений Онегин" и "Борис Годунов". Опера и оркестр Мариинки представят также концерты арий из опер Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина 3 марта, концерт арий из опер Петра Чайковского 4 марта, во время которого партию Иоланты исполнит Анна Нетребко. Во время всех представлений дирижировать оркестром будет сам Гергиев. Исключение составит только "Борис Годунов", на котором дирижировать будет Павел Смелков.

Говоря о рабочих планах в России, Гергиев рассказал, что в будущем, помимо концертов и гастролей, планирует также уделять большое внимание "раскрутке" собственного записывающего лэйбла. Лейбл "Мариинский", созданный Гергиевым и Мариинским театром, выпустил первый диск в мае 2009 года. Все диски "Мариинского" записываются в концертном зале Мариинки в Санкт-Петербурге на современном оборудовании, которым оснащен этот зал.

"У нас сейчас свой лейбл, который мы создали в Мариинском театре. Я давно для себя определил, что мы не хотим зависеть от каких-либо гигантских мировых звукозаписывающих компаний, будь то Sony, Universal, EMI, ни от каких-то видеокомпаний. Я решил, что они очень важные и хорошие потенциальные наши партнеры, но гораздо лучше зависеть от самих себя. Так и возник лейбл "Мариинский". Это первый такого рода проект в России, и мы будем его очень сильно продвигать", - рассказал маэстро.

В разговоре с журналистами Гергиев коснулся и темы невысокого результата сборной России на прошедших в Ванкувере Олимпийских играх. Он признался, что как болельщик следил за выступлением сборной и искренне переживал все ее неудачи.

"Я объясняю это (недостаточное количество завоеванных на Играх золотых медалей) тем, что мы почти полностью использовали ресурс советских схем, наработок, тренерских школ и традиций. Думаю, что на этом пару мы уже больше не прокатимся до золотых медалей и не допрыгнем до них. Сначала нужно найти новые возможности, новых героев, которые реально смогут просто для своей страны делать то, что делают те, кого мы вырастили 10 лет назад: они готовят японцев к золотым медалям, финнов. Я не могу сказать, что мы воспитали их на свою голову, но финны (хоккейная сборная) сейчас бронзовые призеры, а мы уехали с четвертьфинала. Вчера я был на празднике хоккея, и это был не наш праздник", - сказал Гергиев.

http://www.rian.ru/culture/20100302/211684995.html


02 мар 2010, 12:24
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Интервью В. А. Гергиева
http://www.vz.ru/culture/2010/5/12/401267.html
«У классической музыки большое будущее»
Российский дирижер Валерий Гергиев рассказал, как оценивает современную и классическую музыку, а также Великую Отечественную и осетинскую войны

Директор Мариинского театра Валерий Гергиев стал единственным россиянином, вошедшим в список ста наиболее влиятельных людей мира, составленный журналом Time. Его отметили в разделе наиболее влиятельных деятелей культуры. Именитый музыкант занял пятое место из 25 возможных. В интервью телеканалу «Russia Today» Валерий Гергиев рассказал, как относится к подобным титулам и к тому, что лидером в номинации оказалась Lady Gaga.

− Валерий Абисалович, по оценке журнала Time вы входите в число самых влиятельных людей планеты . Как вы вообще относитесь к подобным спискам и титулам?
− Я не думаю, что к подобным спискам стоит относиться с полной серьезностью. Конечно, я не настолько важная персона. Конечно, нет. Но в то же время в мире культуры существуют лидеры, они неутомимо движутся вперед, и в какой-то момент это становится очевидным для всех. Если публика интересуется тем, что ты делаешь, значит, скорее всего, ты делаешь что-то интересное. Так все устроено.
Сейчас я часто выступаю в Нью-Йорке с произведениями Игоря Стравинского − великого русского композитора, добившегося огромной славы в Европе и Америке. Он прожил почти 90 лет. Он говорил про себя, что так и остался русским человеком. Он всегда думал на русском. Еще он говорил, что его язык остался русским. Для музыканта это очень сильные слова. Если посмотреть на великую историю музыки в моей стране, то можно найти для себя много нового. Очень много. Можно без преувеличения сказать, что мы представляем за рубежом нашу Родину. Мы своего рода культурные послы, представляющие богатейшую музыкальную традицию России.

− Между тем первое место в списке наиболее влиятельных деятелей культуры, составленном Time, досталось поп-звезде Lady Gaga. Видите ли вы за этим определенную тенденцию?
− Многие думают, что сегодняшние поп-исполнители, которые в любое время могут собрать зал из сотен тысяч слушателей, становятся таким образом важнее Моцарта. Мы можем много шутить по этому поводу, но нужно помнить одно: на протяжении последних двухсот, может быть, двухсот двадцати лет, жили миллиарды людей, много миллиардов людей, которые не только любили музыку Моцарта, но и никогда не расставались с ней на протяжении всей своей жизни. Большинство этих людей, конечно, уже не с нами…

− Но считаете ли вы, что сегодня поп-музыка вытесняет классическую? И каково в таком случае будущее классической музыки?
− У классической музыки большое будущее, поскольку у нее очень сильное прошлое. А поп-музыка постоянно меняется. Попав на вершину чарта, исполнитель не может там удержаться. Конечно, он может оставаться там некоторое время, и у некоторых даже получается задержаться надолго. Но большинство не могут удержаться. С гигантами классической музыки такого никогда не происходит.

− Раз уж мы затронули тему истории, тема последних дней – масштабное празднование 65-летия Победы. По-вашему, насколько важна память о Великой Отечественной войне и роли Советского Союза в победе над нацизмом в наше время?
− Это очень важно помнить. В сегодняшней России люди очень серьезно относятся к этому предмету. И я тоже отношусь к нему очень серьезно. Мой отец не только сражался на фронте с самых первых дней войны; он в течение четырех лет после ее окончания не мог вернуться домой из Германии. Для него это было длинной сагой, которая затянулась на восемь или даже девять лет.
Мне очень сложно судить, чья роль в этой войне была более важной, а чья − менее. Вместе союзники, конечно, были очень сильны. Поодиночке им, наверное, было бы намного труднее бороться с врагом, с нацистами. Никто тогда не считал немцев плохими, но возникновение нацистского движения, конечно, стало ужасным событием для Европы и для всего мира. Но нельзя и забывать роль Советского Союза. Так называлась моя страна − Советский Союз, и она сыграла свою роль в войне. Впоследствии, особенно после распада СССР, звучало много голосов и мнений, с которыми я никак не могу согласиться. Некоторые утверждали − довольно глупо, как мне кажется, − что и нацисты, и СССР сыграли отрицательную роль в той войне. К такому мнению нельзя относиться серьезно. Я не думаю, что найдется серьезный историк, который поддержал бы эту теорию, ведь СССР потерял так много людей − возможно, слишком много. Наверное, часть этих жизней можно было сохранить. Наверное. Но цена победы была настолько огромной, что сегодня нельзя говорить, что нацизм можно было победить и без участия СССР. Я не думаю, что кто-то имеет право так говорить.

− Сегодня звучат критические заявления о том, что столь масштабное празднование Дня Победы в Москве в этом году было неоправданным, особенно если учесть, что экономика сейчас не в лучшем состоянии. Вы согласны с этим?
− Да, но подумайте, сколько ветеранов смогут ждать еще пять лет, чтобы увидеть: страна помнит, что они сделали для нее − для страны, для всего мира, для своих детей и внуков. Об этом нужно говорить − честно, открыто и серьезно. Этого многие ждут, и, я уверен, многие отнесутся к этому с уважением.

− Вы известный борец за мир. В частности, после трагических августовских событий в Южной Осетии 21 августа 2008 года вы провели концерт в Цхинвале рядом с разрушенным зданием парламента. Что подвигло вас на этот поступок?
− Для многих людей на Кавказе это было очень трудное время. Никто не понимал, почему это совпало с открытием Олимпийских игр. Никто не понимал, зачем стрелять в собственный народ. Если ты считаешь эту территорию своей, зачем обстреливать ее? Зачем посылать танки, самолеты, установки «Град»? Зачем нападать на спящих детей и стариков? Правду об этих событиях было очень трудно донести. И, мне кажется, на Западе 95% или даже 99% людей ничего не поняли. Они увидели только русские танки, и Россию выставили агрессором. Я, в конце концов, не только гражданин России, но и осетин. Но я не поехал туда сражаться с Грузией. У меня много друзей среди грузин. Однако я хотел оказать поддержку тем, у кого погиб кто-то из родных. К сожалению, среди погибших были и дети, и старики. Мне все это рассказывали люди, я сам говорю по-осетински, и поэтому я мог понять, что происходит, без помощи какой-либо пропагандистской машины.
Я просто поговорил с друзьями, с людьми, которых я знаю уже тридцать−сорок лет. Но тогда, в первый раз за много-много лет, российская армия совершила то, что многие потом назвали вторжением − она вошла на территорию другой страны. Они сделали это, чтобы спасти тысячи жителей Цхинвала, которые все еще были живы. Запад не сразу это понял. Правда доходила до людей неделями и даже месяцами. И, мне кажется, многие люди, в конце концов, поняли, что реальная картина отличалась от того, что показывали новостные каналы по всему миру. Мы назвали тот концерт «Реквием». Это не был праздник: праздновать было нечего. Столько людей погибло… Позже кое-кто говорил, что погибших были не тысячи, а только сотни. Но все равно, я не вижу повода праздновать смерть сотен людей. Мне не нравится, когда об этом концерте говорят как о политическом поступке. Это был человеческий поступок.

«Взгляд» 12 мая 2010


13 май 2010, 12:01
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение Интервью В. А. Гергиева
ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА "РБК daily" 21июня 2010 г.
http://www.rbcdaily.ru/2010/06/21/lifestyle/488010

«Есть циники, есть нытики, есть энтузиасты и оптимисты»
Интервью с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым

В Петербурге в рамках музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоялось вручение премии «Новые голоса». Лауреатов представил публике ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ, который объяснил корреспонденту РБК daily ТАТЬЯНЕ ФИЛИППОВОЙ свой выбор, а также рассказал о ближайшей премьере фестиваля.

— Валерий Абисалович, премьеру балета «Спартак» в хореографии Леонида Якобсона, которая должна состояться 30 июня, ждут не только в Петербурге, но и в Москве. Этот спектакль шел на сцене Мариинского театра (который в советское время звался Кировским) в 50-е годы, и о нем до сих пор ходят легенды. Говорят, что пластические решения Якобсона невозможно воспроизвести без него.

— Вы знаете, этот балет восстанавливали люди, которые работали над ним вместе с Якобсоном, поэтому я уверен, что будут сделаны максимальные усилия. Судить будем все вместе. Есть циники, есть нытики, есть энтузиасты и оптимисты, есть равнодушные. Для нас главным является общая коллективная энергия, которая собирается вокруг этого спектакля, так же, как год назад вокруг «Шурале» (один из самых ярких балетов советского времени, поставленный Леонидом Якобсоном на сюжет татарских народных сказок. — РБК daily). Решение восстановить этот балет я принимал сам, и я слышал два-три мнения, что этого делать не надо было. Они, скажу прямо, меня очень мало взволновали. «Шурале» сыгран раз двенадцать или пятнадцать при переполненном зале. Я абсолютно убежден в том, что терять такие спектакли навсегда нельзя. И «Шурале» и «Спартак» будут утеряны, если мы не вернем их зрителю сейчас.

— Вы уже в четвертый раз представляете публике лауреатов премии «Новые голоса», которую компания Montblanc вручает молодым талантливым певцам. Кому она досталась в нынешнем году?

— В этом году лауреатами стали бас-баритон из Китая Шенянг и российский тенор Сергей Скороходов. Я верю, что в ближайшие три-четыре года они будут расти и превращаться в серьезных артистов, полностью концентрирующих свои силы на служении оперному искусству.

— Известно, что вы фантастическим образом умеете открывать имена. Сергей Скороходов работает на сцене Мариинского театра меньше трех лет. Чем он привлек ваше внимание?

— Я ему сказал один раз, чтобы он занимался непосредственно своим делом, меньше ходил по разным презентациям, где люди не столько слушают музыку, сколько попивают пиво. Он это сделал, и мне понравилось.

— А чем он хорош как исполнитель?

— У него от природы хороший голос, он исполняет сложные партии, по крайней мере десять раз выступал с Анной Нетребко здесь и в Америке. Надеюсь, что скоро все мы увидим DVD с записью «Иоланты», где Сергей поет вместе с Анной. Он уже сумел много сделать, и у него все сложится.

— На вручении премии вы были в часах Montblanc. А когда вы стоите за пультом, вы смотрите на часы?

— Я не дирижирую в часах. Это не нужно делать. До и после — пожалуйста.

— А как вообще складываются ваши отношения со временем? У вас фантастически плотный график. Ваше время расписано по минутам. Поделитесь своим секретом все успевать.

— Естественно, у всех у нас все расписано, но иногда я действую по наитию, иногда действую по странной логике, иногда второстепенное забирает больше времени, чем первостепенное, это создает некоторое неудобство. В театре выработана система, при которой мы извлекаем максимум возможного из любой репетиции, подготовка к спектаклям строится, с одной стороны, на доверии, с другой — на дисциплине и субординации. Но это гибкий процесс, иногда даже чересчур гибкий, хотя театр очень мощно работает и дает в год почти 700 спектаклей, которые могут критиковать только те, кто, как мы, выступает на пяти континентах с полной отдачей сил. А когда этим занимаются лентяи и бездельники, нам даже не смешно.

— Вы уже стали одним из символов Петербурга, хотя это не город вашего детства. Есть ли в Петербурге места, которые вам особенно дороги, о которых вы вспоминаете, когда бываете в других странах и городах?

— Мне дорог сам Петербург. Знаете, в 1962 году во время визита в Ленинград Игоря Стравинского спросили: «А что вам больше всего понравилось в Ленинграде?» Я могу только повторить великого музыканта, который ответил: «То, что в нем осталось от Петербурга».

— В одном из интервью вы сказали, что с Жераром Депардье, который приезжал в Петербург на открытие фестиваля, вас связывает 20-летняя дружба. Сколько человек входит в ваш дружеский круг?

— Довольно немаленький список. Но мы не потому пригласили Депардье, что я с ним дружу. Он выступал как чтец в опере «Царь Эдип» Стравинского.

— Это правда, что в следующем сезоне фестиваль «Звезды белых ночей» будет проходить уже в новом здании Мариинского театра?

— В следующем сезоне мы должны играть спектакли в новом здании. Мы будем этого добиваться. Сейчас уже идет отбор решений по деталям, и все понимают, что здание должно быть уютным, светлым, просторным и, самое главное, хорошо звучащим.

— У этого здания довольно сложная судьба. Оно строится уже четыре года...

— Четыре года – капля в истории Петербурга.

— Есть ли в Петербурге место более важное для современной музыкальной жизни, чем Мариинский театр?

— Конечно. Это Тихвинское кладбище, где похоронены Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Глазунов и многие другие.

Валерий Гергиев
Один из самых крупных симфонических дирижеров современности, с 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Выступает практически со всеми известными оркестрами мира, с 2007 года является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Кроме того, ежегодно проводит в Москве и городах российской провинции Пасхальный фестиваль, а Петербурге - фестиваль «Звезды белых ночей», который входит в десятку лучших в мире фестивалей классической музыки.

21.06.2010


21 июн 2010, 18:15
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 29 июн 2009, 11:02
Сообщения: 3333
Сообщение Re: Интервью В. А. Гергиева
— Есть ли в Петербурге место более важное для современной музыкальной жизни, чем Мариинский театр?

— Конечно. Это Тихвинское кладбище, где похоронены Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Глазунов и многие другие.

Странно: современная музыкальная жизнь - МТ - кладбище.


22 июн 2010, 13:25
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 29 июн 2009, 11:02
Сообщения: 3333
Сообщение Re: Интервью В. А. Гергиева
Валерий Гергиев: «Нужно бороться за то, чтобы музыка пришла в школы»
http://www.aif.ru/culture/article/67022


19 сен 2013, 23:42
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB