http://www.pnp.ru/newspaper/20100514/3204.htmlПарламентская газета.Светлана Захарова, обыкновенная этуальРУБРИКА: КУЛЬТУРА
беседовал Олег Дзюба, фото: ИТАР–ТАСС №24(2440) от 14.05.2010
Народной артистке России Светлане Захаровой покорились самые знаменитые площадки мира. Выпускница Академии русского балета имени А.Я. Вагановой блистает на сцене Мариинского театра и Государственного академического Большого театра. Через несколько дней московским поклонникам танца удастся увидеть новую программу прима-балерины на сцене Государственного Кремлёвского дворца. С рассказа об этом уникальном проекте и началась беседа обозревателя «Парламентской газеты» со звездой отечественной и мировой балетной сцены.
– 20 мая на сцене Государственного Кремлёвского дворца состоится ваш концерт «Я танцевать хочу», где вы представите свою новую программу. Дата выбрана случайно или она чем-то особым памятна для вас?
– У меня очень плотный гастрольный график, и потому, выбирая дату для моего сольного концерта, мы руководствовались прежде всего им. Но так совпало, что мой бенефис пройдёт в мае, когда вся страна отмечает юбилей Великой Победы. Конечно, я не могла обойти вниманием участников Великой Отечественной: когда в Государственной Думе устраивали встречу с ветеранами, я пригласила их к себе на концерт, чтобы ещё раз поздравить и поблагодарить за то, что они сделали для всех нас.
– Оживут ли в программе мотивы военных лет?
– Пожалуй, непосредственно посвящённых войне номеров нет. Однако солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Татьяна Чернобровкина и Дмитрий Забабурин будут танцевать прекрасный номер на музыку Георгия Свиридова, где, мне кажется, оживёт настроение той войны.
– Один из номеров «кремлёвской» программы ставил знаменитый испанский танцовщик и балетмейстер Начо Дуато. У маэстро такого ранга жизнь распределена едва ли не по минутам на годы вперёд. Как вам удалось убедить его изменить расписание?
– И я, и он долго искали возможность встречи, однако наши плотные гастрольные графики долго не позволяли этого сделать. Наконец, перед его отъездом на гастроли в Америку мне удалось «поймать» его в Мадриде. Я и мой партнёр по этому номеру Андрей Меркурьев прилетели в Испанию, чтобы репетировать в его труппе. Мы по шесть-семь часов не выходили из репетиционного зала. Сначала работали с ассистентом хореографа, потом с самим маэстро. Дуэт, который мы исполним 20 мая, называется «Потерянное сердце». В музыке отчётливо слышны восточные мотивы – марокканские, алжирские. Дуато придумал этот танец когда-то для себя и никому больше не доверял воплощать свой замысел. Но… маэстро увидел нас и разрешил! Это будет не только наша с Меркурьевым личная премьера, но и вообще премьера данного номера в нашей стране. Более того, после первой же репетиции Начо Дуато предложил поставить ещё что-нибудь специально для меня.
– В программе «Я танцевать хочу» одно отделение посвящено классике, другое – модерну. Это дипломатический ход, предпринятый для зрителей с разными вкусами, или оба направления вам одинаково близки?
– На самом деле у нас в программе не будет такого категоричного разделения. И в первом, и во втором отделении будут как классические, так и современные постановки. Я не стану противопоставлять одно другому. Надеюсь, что и любители проверенной веками классики, и модернисты найдут себе номера по вкусу.
– А что для вас тяжелее всего танцевать?
– Пока, как мне кажется, мне удаётся всё. Однако я считаю, что в жизни каждого танцовщика может наступить предел, после которого для исполнения партий классического репертуара просто не хватит сил. Поэтому артисту нужно вовремя понять, когда нужно менять своё балетное амплуа. В этом смысле модерн может стать залогом долголетия на балетной сцене. Это давно поняли в Европе и в США. К примеру говоря, недавно в Милане я видела выступление Михаила Барышникова. Специально для него была создана современная программа, и возраст не стал помехой триумфу, публика приняла артиста восторженно.
– А что ещё ждёт публику на вашем концерте в Кремле?
– Я не хотела бы рассказывать обо всей программе, чтобы сохранить интригу до дня концерта. Однако могу со всей уверенностью заявить, что программа будет очень достойная. В Кремле выступят, во-первых, лучшие солисты отечественного балета, такие как солисты Большого театра Михаил Лобухин, Иван Васильев, Андрей Уваров, Андрей Меркурьев и Екатерина Крысанова, солисты Мариинского Евгения Образцова и Юрий Смекалов, солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Татьяна Чернобровкина, Дмитрий Забабурин и Семён Чудин, солисты питерского Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов. Кроме того, пообещали приехать и зарубежные звёзды. В частности, молодой солист немецкой труппы «Эссен Балет» Деннис Антила. И, наконец, знаменитая пара Сильвия Аццони и Александр Рябко из труппы Джона Ноймайера из Гамбурга.
– Знаменитый театр Ла Скала официально назвал вас своей звездой – этуалью. Как проходило ваше посвящение в звёздный статус?
– Вынуждена вас разочаровать, никакой церемонии не было. Зато я подписала контракт, согласно которому имею право сама выбирать партнёров и назначать гастроли в удобное для меня время. С моим участием театр Ла Скала выпустил три балета на DVD. Эти диски с «Лебединым озером», «Баядеркой» и «Жизелью» разошлись по всему миру. Я надеюсь, что с этим театром у нас впереди большое будущее.
– А Франция, наградившая вас орденом «За заслуги в искусстве и литературе»? Неужели в Париже тоже обошлись тем, что прислали вам награду?
– Ну что вы! Орден вручил мне в посольстве Франции в России министр культуры и коммуникаций Фредерик Миттеран. Эта награда особенно приятна мне потому, что среди её обладателей только действительно выдающиеся деятели российской культуры, такие как Мстислав Ростропович и Майя Плисецкая.
– Многие звёзды весьма ревниво относятся к молодым исполнителям ролей или партий, в которых сами блистали десятилетиями ранее. А вот Майя Михайловна Плисецкая помогала вам в работе над партией Кармен…
– На самом деле работал со мной Альберто Алонсо – знаменитый хореограф, который много лет назад ставил «Кармен-сюиту» для Майи Михайловны. В этот же раз он делал Кармен специально для меня, с совершенно другой хореографией, так что я вовсе не копировала Плисецкую. Майя Михайловна действительно приходила посмотреть на несколько моих репетиций и даже провела одну из них, но этим её участие и ограничилось.
– Вы танцевали на многих прославленных мировых сценах. А какая из них вам дороже всего?
– Я же балерина Большого театра. Быть его примой очень почётно, само ощущение причастности к первому театру страны придаёт мне сил. На его старой сцене я танцевала только один сезон, но успела почувствовать её особую энергетику. Будет очень жаль, если после реконструкции она исчезнет. Хотя во многом от солистов и зависит, вернётся ли прежняя энергетическая атмосфера на основную сцену или нет.
– Вы не только балерина, но и депутат Государственной Думы. Можно ли сказать, что политика слегка потеснила в вашей жизни балет?
– Свободного времени, конечно, стало ещё меньше, чем прежде, но я не могу сказать, что исполняю обязанности депутата в ущерб своим выступлениям. Наоборот, знание театра изнутри очень помогает работать в Комитете по культуре. Меня не надо консультировать в этой сфере, не надо подсказывать, на какие проблемы обращать внимание, я сама хорошо их знаю. Первое время было очень непросто, но я никогда не боялась учиться и не стесняюсь спрашивать более опытных депутатов, если что-либо непонятно. Мне вообще нравится заниматься организационной работой. Надеюсь помочь Саратовской области, от которой я выдвигалась.
– Знаменитый ленинградский актёр Николай Черкасов как-то упоминал, что после избрания депутатом Верховного Совета СССР стал замечать не всегда прикрытую зависть иных своих сотоварищей по театру…
– Я бы сказала, что сама завидую себе. Зависть других я тоже иногда замечаю, но это их право. Я стараюсь никогда не обсуждать и не осуждать своих коллег.