Текущее время: 28 апр 2024, 18:55



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
"Аттила" 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение "Аттила"
С холодным варварством
// "Аттила" Джузеппе Верди в Мариинском театре

Газета «Коммерсантъ» № 128 (4428) от 17.07.2010


На фестивале "Звезды белых ночей" в Мариинском театре прошла очередная премьера сезона — опера "Аттила" Джузеппе Верди режиссера Артуро Гама с декорациями Франка Филиппа Шлоссманна. Удивительно, но скучная постановка, по мнению ВЛАДИМИРА РАННЕВА, подтвердила крепкий уровень театра.

Эта постановка проходит скорее не по культурному ведомству, а по туристическому. Действительно, никому и в голову не придет сочинять мудреные интерпретации для июльской премьеры этого глянцевого вердиевского хита, где драматургия, мелодический стиль и оркестровка служат одной, блестяще достигнутой автором цели — обласкать слушателя. Даже при том, что речь идет не о легкомысленной амурной безделице, а об исторической драме: в основе либретто Темистокле Солеры сюжет из древнеримской истории с благодарным для оперного дела конфликтом чувства и долга.

Мексиканец Артуро Гама, ставивший среди прочего Стравинского, Бартока и Генделя и достаточно искушенный в авторской режиссуре с ее контекстами и подтекстами, ограничился в данном случае ролью холодного профессионала, аккуратно воплотив на сцене то, на что настраивает стилистика партитуры. Верди здесь — "идеальный композитор", окончательно утвердившийся мастером сценических блокбастеров и овладевший всеми необходимыми атрибутами эффектной и гарантирующей успех большой оперы. Четкая номерная структура с ариями в куплетной форме, оркестром-"гитарой", не слишком вычурными, но достаточно виртуозными и словно собранными из упражнений по вокалу партиями солистов и песенный стиль этих партий, воспроизводящий на оперных подмостках мелодическое богатство итальянского фольклора. Здесь нет пока того мощного и странного Верди, которого мы знаем по "Травиате" и "Аиде", поэтому известная шаблонность стиля "Аттилы" проникла и в работу постановочной команды.

Гардероб исполнителей и обилие холодного оружия на сцене выполнены с тщательной исторической достоверностью. Кое-какие детали в картинке намекали на хиты голливудского фэнтези, но не настолько явно, чтобы искать в них нарочитые параллели. Позы солистов и траектории их передвижений были столь заурядны, что переодень героев во фраки и выходные туалеты, все действие можно было бы выдать за концертное исполнение. Если дуэт — кто-то справа от дирижера, кто-то слева, если сольная ария — герой по центру. Так незамысловато персонажи и передвигались по сцене, а большей частью просто стояли лицом к залу. То есть именно так, чтобы донести всю мелодическую прелесть своих партий до слушателей наилучшим образом. Что солистам и удалось.

Вокал Марии Гулегиной в роли Одабеллы отметился уместными для ее героини варваризмами, что, однако, задело некоторых любителей бельканто в зале. То она, увлекшись, на фортиссимо кричала, то бормотала на пианиссимо. Тем не менее все эти с формальной точки зрения несовершенства прозвучали в ее игре столь органично, что не могли не тронуть тех, кто пришел в театр не за колоратурными виньетками, а за "правдой характеров". Кроме того, в лирических ариях госпожа Гулегина так расслабляла связки, что ее голос терял гранд-оперную хватку и становился по-фольклорному простодушным и проникновенным — но именно таким, какие водятся в провинциальной Италии и из которых как раз произошли все премудрости профессионального вокала. В результате певице удалось расширить стилистический диапазон своей партии и создать богатый образ посреди постановочной скуки всего действия.

Мужские голоса — Ильдар Абдразаков (Аттила), Владимир Ванеев (Эцио) и Евгений Акимов (Форесто) — подошли к делу не столь замысловато, ограничившись созданием образов супергероев, прямолинейных и бесхитростных. Что у них отменно получилось. Они и их коллеги на сцене, а также хор и оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым за пультом показали оперу эталонного качества. И вряд ли кто-то из публики остался недоволен посещением Маринки — обязательной повинностью всякого образованного туриста. Принято считать, что славу современному театру делает авторская режиссура. Но слава театра начинается с его репутации, а ее не сделать без таких постановок, как эта мариинская "Аттила" — качественная евростандартная продукция с гарантированными гран-при по всем номинациям.

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1420246


19 июл 2010, 14:11
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 16:54
Сообщения: 266
Сообщение "Аттила"
"Невское время", 4 августа 2010
http://www.nvspb.ru/stories/kvartet-osn ... vnym-43047

Квартет основных солистов оказался неровным
Петербургская премьера ранней оперы Верди «Аттила» завершила основную программу «Звезд белых ночей».


Даже странно, что «Аттилу» с ее броским историческим сюжетом из времен упадка и разрушения Римской империи до сих пор ни разу не ставили в Петербурге. Явно предвосхищающая по накалу драматизма, мастерски выписанным маршевым хорам будущего «Макбета», эта опера открывает бескрайний простор для разгула постановочного воображения – определение «исторический блокбастер» прикипело к ней накрепко. Ну действительно: на сцену выведены дикие орды свирепых косматых гуннов, их предводитель – «благородный дикарь» Аттила. В опере действуют не менее благородные, но строящие козни и заговоры римляне: воительница Одабелла, ее жених Форесто, римский полководец Эцио. Сюжет закручен в сложную любовную интригу, причем мотив «любви-ненависти» звучит в ней особенно рельефно: Одабелла, ненавидящая Аттилу, все-таки не может сдержаться и выбивает бокал с отравой из его рук. Выходит за него замуж и в первую же брачную ночь закалывает полководца его же собственным мечом, подобно Юдифи. К тому же оба одержимы видениями: Одабелле является в ночи призрак погибшего на поле брани отца, Аттиле же – грозный старец в белом (прообраз папы римского Льва I), запрещающий ему двинуться дальше, на Рим.

В общем и целом постановку в Мариинском театре затевали по двум причинам. Первая – дать возможность блеснуть в титульной партии Ильдару Абдразакову. Роль сидит на певце как влитая, идеально подходит по голосу. Он уже пел Аттилу и на сцене Мет в Амстердаме, и в «Ла Скала», так что имел возможность отшлифовать ее до мельчайших деталей. По психофизическим данным Абдразаков тоже вылитый Аттила: крупный, со слегка раскосыми глазами, с сильным глубоким басом – в нем всегда чувствуется неукротимая мощь характера.

Второе соображение было не менее важным: первоначально оперу собирался ставить Вильям Фридкин, «оскароносец», постановщик «Экзорциста», известный голливудский режиссер, весьма положительно успевший зарекомендовать себя на территории оперы.

Однако с Фридманом в театре что-то не срослось, и на постановку позвали мексиканца Артуро Гама, в прошлом – танцовщика contemporary dance. Потом он стал ассистентом режиссера в Комише Опер, а ныне работает как режиссер-постановщик в Мекленбургском театре в Шверине, в котором поставил с добрый десяток спектаклей.

Гама слепил спектакль, ориентируясь на самые затертые и затрапезные клише так называемого традиционного оперного театра, – от такого ждут верности исторических деталей, точного следования авторским ремаркам и так называемой жизненности и достоверности. Причем даже не задумался снабдить незатейливую «разводку» хористов и солистов сколько-нибудь внятным авторским посылом. Какие там сверхсмыслы, сверхидеи, актуализация – забудьте! Нам бы со строя не сбиться и не перепутать ряды.

Сценический текст спектакля оказался до оторопи убог, так что описать его довольно затруднительно: зацепиться не за что. Вышли строем на заданную позицию – застыли. Сгрудились вокруг вождя, воздев копья в кучку – застыли. Протянули руки в мольбе – застыли. Развернулись, ушли строем. Герои коммуницируют вполне ожидаемо: пафосно жестикулируют во время напряженно-драматичных разборок между собою, немотивированно мечутся из угла в угол, пока поют дуэты.

Декорации – бетонные неровные глыбы раскоряченной буквой «П» – во втором акте разнообразились косо торчавшими кольями, видимо понатыканными вокруг становища гуннов. Глыбы и дреколье, ну еще рванье и мохнатые шкуры на плечах гуннов, да медные пузатые доспехи – что твой самовар! – на римлянах. Парочка знамен приткнута в углу для оживляжа – вот и вся диспозиция. (Сценограф – Франк Филипп Шлоссманн, художник по костюмам – Ханне Лоосен.) Сцена, плоская, как стол, не особо разнообразилась переменой декораций. Так что выстраивать замысловатые мизансценические композиции было попросту негде.

Состав солистов на премьеру поставили самый что ни на есть звездный: Ильдар Абдразаков – Аттила, Мария Гулегина – Одабелла, Евгений Акимов – Форесто, Владимир Ванеев – Эцио. Таков был выбор театра, на первый взгляд правильный: расчет был на привлечение публики известными, раскрученными именами. Действительно, Мария Гулегина поет в лучших оперных домах Европы – Турандот, Тоску, Абигайль, Лизу. И все-таки в благом намерении крылся роковой просчет, потому что Гулегину выпускать на сцену в партии Одабеллы было нельзя ни в коем случае. С ужасом слушая, как безбожно смазывает певица сложнейшие витиеватые колоратуры в первой же арии, каким криком кричит она на верхах, как шатается голос, так что угадать мелодию положительно невозможно, обреченно подумалось: «И ведь это будет продолжаться до конца спектакля!»

Голос Владимира Ванеева в партии Эцио не звучал так, как можно было бы ожидать от такого заслуженного и опытного певца Мариинки. Партия для него оказалась высоковата. На верхах певец скорее сипел, нежели пел: он по природе никакой не баритон, а бас. По-настоящему качественно – уверенно, ровно, артистично – спел титульную партию Ильдар Абдразаков, восходящая звезда мировой оперной сцены.

Отлично провел лирическую партию Форесто Евгений Акимов. Его мягкий, шелковый тенор по-прежнему заставляет трепетать сердца любителей вокала. Интонация Акимова, его сладостный тембр, манера растекаться в любовном томлении, транслируя нежнейшие чувства, моментально подкупает зал. Он оказался достойным партнером Абдразакова в неровном квартете основных солистов.


// Гюляра Садых-заде, музыковед


05 авг 2010, 12:16
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB