Текущее время: 28 мар 2024, 21:30



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Хореограф Йорма Эло. Премьера в Москве 
Автор Сообщение
Театрал

Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 14:31
Сообщения: 26
Сообщение Хореограф Йорма Эло. Премьера в Москве
МАЙЯ КРЫЛОВА
Под музыку Вивальди
Финский хореограф из Бостона поставил балет про звуки скрипки

"Новые известия", 08.11.2010 г.
http://www.newizv.ru/news/2010-11-08/135988/

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко поставили балет «Затачивая до остроты» (на музыку Бибера и Вивальди), мировая премьера которого состоялась в Америке в 2006 году. Теперь, четыре года спустя, на русскую сцену перенес постановку хореограф Йорма Эло. Результат был неоднозначным, но заставил задуматься о путях развития мирового балета: общий кризис идей заставляет балетмейстеров идти по проторенным до них дорогам.
Йорма Эло – хореограф с русской профессиональной подготовкой. Он учился танцу в Финской балетной школе и в Академии русского балета в Петербурге. Потом работал в нескольких труппах Европы, где соприкоснулся с балетами Ханса ван Манена и Уильяма Форсайта. Не стоит удивляться, что корифеи хореографии ХХ века оказали влияние на постановки Эло. Карьера финна, ставшего балетмейстером, складывается успешно: везде лелеют тех немногих хореографов, которые хотят и могут создавать балеты на базе классики (пусть видоизмененной). Эло сотрудничает с труппами Базеля, Осло и Хельсинки, делает спектакли в Нью-Йорке и Чикаго, получает приглашение постоянно работать в Бостоне. В России его спектакли практически не знают, и Театр Станиславского выступил первопроходцем, включив в художественный оборот новое имя.
Что сделал Эло в балете «Затачивая до остроты»? Разобрал барочную музыку на части и собрал ее снова. Имеется в виду его отношение к партитуре как к функциональному рабочему фону. Интенсивная беглость пуантов, напор «штопорных» вращений, мощь прыжков с двумя оборотами, ловкость взаимодействия в сложно «закрученных» дуэтах – это для постановщика то же, что виртуозная игра на музыкальном инструменте. Если бы вместо старинных композиторов Эло взял современных минималистов, балет, скорее всего, был бы такой же, формально-каскадный, программно-механический. Для сравнения: вместе с опусом Эло шли два балета Иржи Килиана, великого европейского хореографа, чьи постановки (тоже на музыку барокко) недавно, летом, были впервые показаны в музыкальном театре. Так вот, Килиана в Моцарте привлекли эмоция и эпоха. А Эло в Вивальди – метр и ритм. Да еще буквальное подражание каденциям: в оркестре звучит виртуозное соло, и одетые в темное трико танцовщик (или танцовщица) вибрируют корпусом и волнообразно проводят по воздуху рукой.
Спектакль состоит из отдельных номеров, которые, как водится в современном балете, легко можно поменять местами. Балетная лексика схожа с компьютерным рисованием, где, как правило, получается слегка бездушное и несколько «придуманное» совершенство. Когда играет одинокая скрипка, на сцене один-два исполнителя, когда гремит оркестр – танцуют все. При быстрых и при медленных темпах задействован один и тот же набор па. Можно оценить сам принцип: как хореограф затачивает до остроты канонические правила путем их нарушения. Он вторит находкам предшественников, снимая с движений строгие правила, традиции и одновременно, во встречном процессе, «закрепощает» модерн-данс в рамках классического канона. И заставляет танцовщиков экспериментировать с координацией, форсировать скорость движения, отклоняться от вертикальной оси, комбинировать сложные поддержки, добавлять элементы фигурного катания и умножать старину вольностями современного танца. Подобно своим учителям, Эло не хочет сдавать пуанты с арабесками в архив. В отсутствии собственного пластического языка он, как и многие его коллеги, занимается танцевальной технологией: впускает в регламент академизма драйв, тем самым продлевая его, академизма, жизнь.
На Западе к балету «Затачивая до остроты» критика относится по-разному. Кто-то пишет о «танцах, излучающих потрясающую материальность», и о телах танцовщиков как о «графических устройствах». Кто-то добавляет: «видно, что в детстве Эло играл в хоккей». Есть и ирония. «Чем больше он говорит, тем меньше он говорит», – ехидно пишет рецензент. Или: «мгновенно забываемые упражнения в аэробике». Как бы то ни было, а труппе такие «упражнения» на пользу: российские артисты вынуждены осваивать современную манеру движения в прямом смысле на ходу, во время репетиций с иностранными постановщиками. Балет Эло в музыкальном театре пока качественнее танцуют балерины, чем танцовщики. Примы театра Кристина Кретова, Валерия Муханова, Наталья Сомова и Анастасия Першенкова, как и молодежь второго состава, прониклись идеей заточки до остроты, хотя нужного куража еще не достигли. И чем больше наши будут исполнять современные спектакли, тем лучше. Килиан, например, после «усушки и утруски» первых показов основательно «сел» на фигуру труппы. Уровень исполнения его балетов в музыкальном театре теперь ближе к идеальному.
____________________________________________________________________________________________________________________________

Светлана Наборщикова
Лезвие бритвы
Йорма Эло заточил балет до остроты
"ИЗВЕСТИЯ", 08.11.2010 г.
http://www.izvestia.ru/culture/article3148078/

Премьерой спектакля "Slice to sharp" ("Затачивая до остроты") в постановке Йормы Эло Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко продолжил освоение современной западной хореографии. Деловитость, с которой преподнесли балет танцовщики, свидетельствует: некогда запретный плод утратил сладость и стал привычным.
Еще недавно отношения российского и зарубежного танца складывались как в анекдоте хрущевских времен. "Когда мы догоним Запад?" - спрашивали пытливые слушатели армянское радио. И трезвое радио отвечало: "Никогда. Даже если они побегут нам навстречу". Прошло еще какое время, и, казалось бы, патовая ситуация разрешилась. Запад, хотя и не слишком резво, двинулся в нашем направлении. Самое удивительное, что и наша заржавевшая балетная машина набрала неплохой темп. Еще более удивительно, что забег с российской стороны возглавили отнюдь не обласканные господдержкой тяжеловесы. На сцене Мариинки так и не прижились переносы спектаклей Ноймайера и Форсайта, после чего театр счел главным своим делом возрождение и сохранение своего наследия. Большой добился-таки эксклюзива от Кристофера Уилдона и Анжелена Прельжокажа, но оба сотворили для Москвы далеко не лучшие свои вещи. Уилдоновских "Милосердных" на сцене уже нет, а "Творение" Прельжокажа вряд ли возродится после европейского турне. Что касается заявленной на текущий сезон старинной вещицы Форсайта "Херман-Шмерман", то она погоды не сделает.
Зато "Стасик" и петербургский Михайловский театр, уступающие старшим братьям и в статусе, и в финансировании, и в уровне танцовщиков, основательно приступили к приращиванию западных богатств. Генеральный директор Михайловского Владимир Кехман пригласил на художественное руководство Начо Дуато. Но эти плоды просвещенного радикализма еще предстоит оценить: первые балеты, сделанные знаменитым испанцем для михайловцев, увидят свет в марте будущего года. А вот для станиславцев вхождение в танцевальный импорт уже проходит в рабочем режиме, в чем заслуга грамотной тактики гендиректора Владимира Урина и худрука балета Сергея Филина. Они не настаивают на эксклюзивах, понимая, что долгая притирка к чужой труппе нервирует гостей. Не капризничая, берут то, что предлагают, и быстро, без амбиций и премьерских "заскоков", учат.
В результате "Стасик" имеет в репертуаре "Чайку" Джона Ноймайера и вскоре будет иметь один из лучших его спектаклей последних лет - "Русалочку" по мотивам сказки Андерсена. Есть также загадочная "Na Floresta" Начо Дуато и поставленные этим летом очаровательные вещицы Иржи Килиана - "Шесть танцев" и "Маленькая смерть". Теперь к ним добавился экономичный (всех затрат - темный задник, комбинезоны для мужчин и купальники для женщин), структурно-ясный (серия сменяющих друг друга дуэтов, соло и ансамблей) и стилистически провокативный (граничащий с дерзостью взгляд на барокко) "Slice to sharp" в постановке Йормы Эло.
Общительный финн - хореограф-резидент американского Бостонского балета. Классическому танцу учился на родине, стажировался в петербургской Академии русского балета, танцевал в шведском "Кульберг-балете" у Матса Эка и "Нидерландском театре танца" у Килиана. Усилиями подобных ему, образованных и поездивших по свету хореографов, поддерживается питательный слой для шедевров тех же мэтров. В "Slice to sharp", ранее поставленном в чтящем традиции "Нью-Йорк Сити Балле", Эло, можно сказать, "заточил до остроты" отношения с ними.
Изобретательный метроритм дуэтов заимствовал у Килиана. Непомерное количество движений в единицу времени, хлесткость и динамизм - у Форсайта. Доходчивый юмор и спасительную самоиронию - у Эка. От себя же внес две существенные вещи. Во-первых, нетривиальный подход к музыке - нашел, например, незаигранные фрагменты концертов Вивальди и совсем не известную массовому слушателю скрипичную партиту Генриха Игнаца Бибера. Во-вторых, снабдил балетную love story свежими акцентами. Мужчины и женщины здесь не любовники, а товарищи по работе - в данном случае по нелегкому танцевальному труду. И трудятся они на равных. Правда, дамы не крутят и не вздымают ввысь кавалеров - до такого святотатства политкорректность Эло пока не простирается. Но и не позволяют себе никакого кокетства и лирических отступлений. Этакая картинка из передового западного офиса - работа, работа и еще раз работа. Танцовщиков, прошедших через означенный унисекс-марафон, следует назвать поименно: Кристина Кретова, Валерия Муханова, Наталья Сомова, Анастасия Першенкова, Сергей Кузьмин, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски и Семен Чудин. А постановщика Эло поблагодарить отдельно. С его балетом труппа приобрела идеальное средство для поддержания достойной рабочей формы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________

Финские остроты
// Российская премьера балета Йормы Эло

Газета «Коммерсантъ» № 206 (4506) от 09.11.2010
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1535152

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера одноактного балета финна Йормы Эло "Затачивая до остроты" (Slice to Sharp), после которой ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА пришла к выводу, что в современном репертуаре артисты московского муниципального театра опередили все федеральные труппы России.
Музтеатр Станиславского уже третий сезон становится главным ньюсмейкером отечественного балетного театра, представляя российской публике шедевры незнакомых ей западных хореографов. Поставив в прошлых сезонах балеты живых классиков Иржи Килиана и Начо Дуато, на сей раз театр выбрал работу не культового, а просто актуального автора.
Финн Йорма Эло, резидент-хореограф Бостонского балета, тоже небезызвестный персонаж. Окончив в 1980 году ленинградскую Академию имени Вагановой, он большую часть карьеры прослужил на аванпостах современного балета — в шведском Кульберг-балете и Нидерландском театре танца. Пробовать силы в качестве хореографа танцовщик начал незадолго до пенсии — лет десять назад — и за пару-тройку сезонов успел прославиться по обе стороны океана. Сейчас его приглашают на постановки самые почтенные труппы — от Датского королевского балета до Американского балетного театра. Для российского дебюта финского хореографа Музтеатр Станиславского выбрал работу, поставленную Йормой Эло четыре года назад для бывшей труппы Баланчина — New York City Ballet.
"Затачивая до остроты" — бессюжетный инструментальный опус, визуально весьма аскетичный: на голой сцене работают четыре пары артистов, одетых практически в репетиционную форму: синие трико и купальники. Стремительно летящие дуэты, трио, квартеты создают иллюзию, что танцовщиков куда больше: с первых тактов музыки Генриха Бибера и Антонио Вивальди по сцене несется, слегка притормаживая свой бег в адажио, хореографический поток — совершенно барочный по избыточной затейливости комбинаций и почти классический по технике танца.
Как и все современные авторы, ставящие балеты на пуантах, Йорма Эло не избежал влияния раннего Форсайта. Однако академические штудии юности оказались важнее: традиционная классика — объект его тайного восхищения, замаскированного изрядной дозой финского юмора. В современном балете принято презирать силовую "трюкаческую" технику — как спекулятивную, поощряющую потребности невзыскательной публики. В спектакле Йормы Эло трюкачат все — непрерывно, непринужденно и невозмутимо. Женщины сигают мужские двойные содебаски, будто это самое обычное дело; мужчины без торжественного разбега, именуемого в балете preparation, наворачивают в воздухе двойные револьтады, разножки с поворотом и прочие козлы с падающим корпусом. В нормальных, вполне академических двойных турах руки артистов ведут себя непозволительно — вместо округлых поз болтаются где-то за спиной или плетут над головой какие-то крендельки. И во время всей этой круговерти, требующей максимальной собранности, надо еще вихлять коленями (точно какой-нибудь комический Гамаш из "Дон Кихота"), "рассыпать" строгую вертикаль корпуса на кучку позвонков, моментально менять направления вращения, наворачивать быстрые обводки, держась друг за друга самым неудобным образом,— то есть 25 минут находиться в состоянии непрерывного стресса, который зрители принимают за увлекательный праздник танца.
Худрук балетной труппы театра Сергей Филин, выбравший для своих подопечных именно этот балет, превосходящий по технической сложности все, что когда-либо проделывали русские танцовщики, вероятно, решил заточить их мастерство до такой остроты, после которой им уже не страшен никакой авангардизм. Избранные артисты, прошедшие через хореографию Начо Дуато и Иржи Килиана, надежды руководителя оправдали вполне. Отважно одолели все препоны балерины: и образцовая виртуозка Кристина Кретова, и признанная специалистка по современным адажио Наталья Сомова, и любимица всех иностранных хореографов Валерия Муханова, и конкурсная лауреатка Анастасия Першенкова. Главный "классик" труппы Георги Смилевски трансформировался в главного "современника" — вопреки законам традиционного балетного театра, а великолепный Семен Чудин превратился в универсального танцовщика мирового уровня.
Конечно, к премьере не все эпизоды этого виртуознейшего балета были заточены до остроты и отработаны до блеска. И Сергей Кузьмин, на долю которого выпали главные трюки, справлялся с ними с видимой натугой, наплевав на стилистические тонкости балета. И необходимую бесшабашность артисты обрели только к середине спектакля. И финская ирония им пока недоступна — они слишком серьезны, слишком поглощены вызовом, который им бросает эта анафемски сложная хореография. Но это дело времени. Ведь муниципальный "Стасик" обошел Большой и Мариинку вовсе не потому, что ставит актуальных хореографов. Он, в отличие от академических монстров, доводит исполнение современных балетов до мировых стандартов, не ссылаясь на "особый путь" российского балета. Так что теперь для того, чтобы увидеть настоящий современный спектакль, не надо ехать за тридевять земель — достаточно припарковаться на Большой Дмитровке.
_____________________________________________________________________________________________________________________________

Анна Галайда
Заточено остро
Газета «Ведомости» № 210 (2728)

http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... heno_ostro

В лице Йормы Эло Театр Станиславского и Немировича-Данченко нашел современного хореографа, которого увлекают барочная музыка и возможности пуантов

Четыре гладко причесанные женщины в синих купальниках без рукавов, их партнеры-мужчины в обтягивающем трико стоят, широко раскинув в стороны жесткие выпрямленные руки, напоминая сцену из фильма о пришельцах, — первая картинка спектакля Slice to Sharp («Затачивая до остроты») могла бы быть идеальной иллюстрацией представлений о современном балете. Но финский хореограф Йорма Эло мгновенно озвучивает ее старинным концертом для струнных, танцовщики приходят в движение — и первое впечатление оказывается ошибочным.
«Станиславский» уже обзавелся несколькими современными шедеврами: Начо Дуато перенес в Москву Na Floresta («В лесу»), а от Иржи Килиана получены права на «Шесть танцев» и «Маленькую смерть». Ободренные триумфом этих премьер, руководители театра добавили к вечеру одноактных балетов Дуато и Килиана спектакль Эло Slice to Sharp. Соединение трех хореографов оказалось не теоретическим. Эло, прошедший школу килиановского Нидерландского театра танца, пришел в труппу примерно тогда, когда ее покинул Дуато.
Почти тренировочная униформа, виртуозный свет, заменяющий оформление, и отсутствие сюжета заставляют вспомнить о технологичных балетах Форсайта. Эло работал и с ним, но наследует все же Килиану, а заодно — Баланчину и Петипа. Даже бешеный темп рождается не из форсайтовского стремления расчленить движение: Эло волнует скорее смысл соединений, а не разъятий. Его спектакли — полигон для испытаний классической лексики. Он может восхищенно демонстрировать красоту простой пластической линии, позволив балерине две минуты таять, переливаясь из позы в позу в руках партнера; потом, отослав ее за кулисы, дать медленно развернуться танцовщику в классичнейшем девелоппе — но лишь для того, чтобы тут же в стремительном прыжке заставить его освободить сцену для соревнования пары в высоте полетов, которое прервется головоломной поддержкой, из которой выведет танцовщицу к победному восклицанию уже новый партнер.
Рецепт, используемый Эло, далеко не нов: балеты на пуантах для восьми солистов на классическую музыку, в которых чередуются танцы дуэтные, сольные и массовые, изготавливаются в промышленном количестве, теперь даже на отечественной территории. Но почему-то обычно эти стандартно 30-минутные опусы кажутся чугунно-часовыми. А колоратуры Slice to Sharp не оставляют времени даже на то, чтобы перевести дыхание.


09 ноя 2010, 12:58
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB