Текущее время: 29 мар 2024, 14:22



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
"Дон Жуан" в постановке Чернякова в Большом театре 
Автор Сообщение
Театрал

Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 14:31
Сообщения: 26
Сообщение "Дон Жуан" в постановке Чернякова в Большом театре
Дон Жуан устал
Дмитрий Черняков превратил оперу про ловеласа в семейную драму

МАЙЯ КРЫЛОВА, «Новые Известия»
http://www.newizv.ru/news/2010-11-01/135762/
1 Ноября 2010 г.

Премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» прошла в Большом театре. Спектакль с международной командой певцов поставил режиссер (он же сценограф) Дмитрий Черняков, дирижером постановки стал Теодор Курентзис. Эта опера – копродукция нескольких театров, которая изначально создавалась для фестиваля в Экс-ан-Провансе. ГАБТ перенес этот спектакль на свою сцену и будет показывать на протяжении двух лет.

Этот «Дон Жуан» – не первая в мировой практике версия, где пересматривается традиционный расклад: мучитель и жертва меняются местами или, по крайней мере, ситуация сильно запутывается. Черняков вообще не любит черно-белых решений, в том числе там, где это вроде бы подразумевается. Действие происходит в наши дни. А есть или нет в этом спектакле фижмы с камзолами – несущественно. Просто старинное платье отвлекло бы от главного, создавая внешнюю красивость и отстраняя зрительскую реакцию до степени «это не про нас».
По обиходным представлениям, Дон Жуан должен быть молодцом «кровь с молоком», чей организм перманентно требует женской ласки. Однако в спектакле Чернякова появляется помятый немолодой плейбой, чьи нервы измотаны, а стресс снимается горячительными напитками. У Димитриса Телякоса (Дон Жуан), с его баритоном среднего качества и при отсутствии харизмы, герой похож на уволенного офис-менеджера, повышающего самоуважение через женщин. Соблазняет этот «мачо» то ли по инерции, то ли от скуки, а скорее всего, чтобы скрасить себе и окружающим тусклую повседневность. Та же рутина гонит дам в его объятия, вплоть до эротической зависимости, неотвязной, как наркотик. Окружение Дон Жуана, по воле режиссера, одна семья. Это обостряет драматизм: никто не мучает друг друга с таким изощренным упорством, как родственники. Единственная декорация – зал в богатом доме Командора (отличная певческая работа Анатолия Кочерги). Тут развернется многоходовая интрига, в которой женщины Дон Жуана будут мучительно решать, любят ли они его или ненавидят; наглый приживал Лепорелло (Гвидо Локонсоло) предаст приятеля, а скромное обаяние героя войдет в клинч с психикой прочих персонажей (наш плейбой, по Чернякову – лакмусовая бумажка их внутренних проблем). И здесь Дон Жуан, измученный жестоким розыгрышем с мнимо ожившим Командором (нанятый семьей актер), в финале свалится на пол с сердечным приступом, а члены клана, внутренне освободившись от желанного мучителя, пройдут мимо его корчей и удалятся.
Зрители, знакомые с европейским кино ХХ века, порадуются узнаваемым моментам. Одно бежевое пальто героя (а-ля Марлон Брандо в фильме «Последнее танго в Париже») многого стоит. Но важна не игра цитатами. Черняков убрал прямую назидательность, усилив косвенную, что воздействует сильнее. Рискуя получить нападки музыковедов, он разделил непрерывное действие на эпизоды, используя черный занавес, на котором написано «прошло пять дней» или «через две недели». История растягивается на месяцы, чтобы усилить несовпадение явления и сущности. Обиженные Дон Жуаном разглагольствуют о добродетелях и справедливости, но от картины к картине нарастает лицемерие, густеет клубок комплексов, у которых все герои – в рабстве, растет пропасть между тем, что люди говорят, и тем, что они на самом деле хотят и чувствуют. В этой сумятице «опасных связей» лучше других спели Черстин Авемо (Церлина) и Колин Бальцер (Оттавио). Сьюзан Гриттон (Донна Анна) и Вероника Джиоева (Донна Эльвира) хоть и не выдали непрерывного вокального «журчания» по-моцартовски, но удивили возможностями своих неоднозначных голосов.

В остро психологическом спектакле важна каждая мелочь. За блестящей работой Чернякова с оперными актерами хочется следить, как за детективной интригой: о том, как исполнители обыгрывают бутафорию или пластику собственных тел, можно написать отдельный текст. Эта ювелирность особенно хорошо чувствуется в записи спектакля в Экс-ан-Провансе, сделанной на крупных планах (ее можно было смотреть по французскому ТВ и в Интернете). В зале Большого, где лишь у публики первых рядов есть возможность разглядывать мимику и детали, эффект слегка потускнел. Зато прибавились музыкальные эффекты и в хорошем, и в плохом смысле. Аутентичный оркестр, которому закупили жильные струны для барочных скрипок, хаммерклавир, специальные литавры и деревянные флейты, красиво, с «прозрачным» моцартовским звуком, сыграл увертюру. А затем – волей Курентзиса – взялся за дело, бурно меняя темпы, выстреливая бушующие эмоции. Увы, музыканты периодически расходились с певцами, отчего страдали оперные ансамбли. И неясно, чья это вина. Исполнителей, которые часто не смотрели на дирижера? Самого Курентзиса? Режиссера, расставлявшего героев боком к оркестровой яме? Технических служб театра, не поместивших в нужных местах мониторы с трансляцией оркестра? А может, просто не хватило репетиций.
_____________________________________________________________________________________

N°200, 01 ноября 2010, "Время новостей"
http://www.vremya.ru/2010/200/10/263568.html

Натянуты жилы
«Дон Жуан» в Большом театре в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса

В Большом театре подходит к концу серия показов моцартовского «Дон Жуана» в интерпретации Чернякова -- Курентзиса. Первая версия спектакля была показана на фестивале в Экс-ан-Провансе -- с Фрайбургским барочным оркестром, дирижером Луи Лангре и с другими исполнителями (см. «Время новостей» от 7 июля). В Москве то, что первоначально складывалось как фестивальный проект, методом относительно долгого погружения в материал, в тонкости актерской игры, рисунка драматургии и стиля, предстало в упрощенной форме не то копии, не то подделки. Словно арендованная драма с хорошим, но вынужденным кастингом по ситуации. Или кино, переснятое с другими актерами по прежней схеме, оставшейся в наследство от первой съемки. Пойди теперь докажи, что смыслы в первой фестивальной версии были тоньше не только переданы, но и сами по себе. Даже при наличии Ютуба. Феноменальный драматический спектакль превратился в спокойно-жесткую костюмную драму. Стал грубее и прямолинейнее. То же с музыкальной частью. В сравнении с фрайбургскими барочниками (им можно предъявить разные претензии, кроме недостатка изящества) московская работа оказалась героической, но не отточенной. В этом смысле действие и звучание были почти в полном соответствии, за одним исключением.
Главным героем московского «Дона Жуана» стал, как и обещал Теодор Курентзис, оркестр Большого театра. И это здорово, но это определенный дисбаланс. Прекрасно, что оркестр впервые в своей истории играл на поле «аутентизма», то есть исторически информированного исполнительства, с использованием соответствующих эпохе жильных струн, смычков и других инструментов. В частности, хаммерклавир (молоточковое фортепиано, на нем играет приглашенный французский музыкант, московского не нашлось), почему-то лютня, медные духовые, закупленные еще во времена ведерниковской постановки «Руслана и Людмилы», и вот теперь купленные деревянные. При этом вариантов старинных инструментов и их копий великое множество, подходов к историзму тоже, специалисты отмечают, что даже деревянные флейты, использованные в «Дон Жуане», -- с современными мензурами и клапанами.
Как результат -- под вывеской аутентизма Курентзис представляет отчетливо компромиссный вариант, настолько же приблизительный, насколько запрограммировано успешный. Причем компромиссность вызвана не столько обстоятельствами, сколько идеологией: «оригинальная система исполнения Моцарта», о которой дирижер упоминает часто и подробно, в данном случае -- квазибарокко, напоенное энергией стихийного таланта. Состав, перемешенный из жильных струн и духовых самого разного времени, причем сменяемых прямо во время спектакля, играет в современном строе, звучит кряжисто, упруго и на вкус как деревенский хлеб. При этом стойко выдерживает не только бешеные темпы дирижера, но и задаваемую им настойчивую метрономную квадратность, под топот ног. Так что оркестр, звучащий в этих странноватых условиях довольно чисто и без брака, заслуживает огромного уважения.
Не так справляются певцы. Даже те, кто стилистически точен, испытывают такое неподъемное давление метрономных темпов, что некогда дышать. Загнанные в угол, певцы удивленно оглядываются на дирижера. На всех трех показах, которые довелось посмотреть, расхождения певцов и оркестра случались в разных местах. Ни единого повторения. Так что ансамбль здесь не выстроен, а скорее ритмически натянут. Поэтому и голосоведения не слышно (например, в сцене в саду Командора о нем вообще приходится только догадываться), а фразировка -- как успеем, на что дыхания и времени хватит.
Два исполнителя из «эксовского» состава, остатки прежнего кино -- Черстин Авемо и Колин Бальцер звучат и играют как могут. Церлине (Авемо) приходится совсем туго -- ее камерный голос, изящный стиль и сильная драматургическая игра в курентзисовском квадрате откорректированного драматургического ансамбля искажаются до неузнаваемости. Бальцер выдерживает лучше -- сочетание изысканного звучания небольшого, но виртуозного голоса и мягкой фактуры с ролью мерзавца продолжает и здесь производить серьезное впечатление. К тому же только его заслуга в том, что в ансамблях линия Дона Оттавио слышна поразительно тонко и внятно. Есть еще Анатолий Кочерга в партии Командора, его работа равна фестивальной, но иначе отформатирована.
Вообще в спектакле в обоих составах участвуют хорошие певцы -- почти все они приглашенные, за что театр многие упрекают, но это лучше, чем отсутствие стиля и качества, какое предъявляет, к примеру, опытный барочник Райнер Трост в партии Оттавио второго состава. Из Большого -- только многообещающая вторая Церлина Алина Яровая (Молодежная программа) и Екатерина Щербаченко (одна из двух исполнительниц партии Донны Эльвиры), которой явно некомфортно в этом спектакле, хотя она очень внимательна к стилю и красоте. Веронике Джиоевой (Донна Эльвира в премьерном составе и уже частый гость в спектаклях Большого) заметно легче удается ансамбль с Курентзисом. Две Донны Анны (Сюзанн Гриттон и Биргитта Кристенсен) обе по-своему хороши, хотя и не стопроцентны. И обеим приходится ненавидеть персонажа, которого в московском спектакле по большому счету просто нет. Если в Эксе все смыслы драматизированной мифологии Дон Жуана выстраивались вокруг Бо Сковхуса (можно настаивать на эпитете «гениальный», при всех нюансах вокала это было магическое исполнение), то в Большом Дон Жуана изображают два певца, но роли как таковой нет. Один -- Димитриос Тилякос с вердиевским голосом -- обаятельный чудак, неизвестно откуда взявшийся в этой истории. Другой -- Франческо Помпони -- нервный больной, которого к тому же не вполне слышно. Что полностью отменяет все драматургические связи, бывшие такими ясными и напряженными в летнем фестивальном варианте. Остается только упомянуть двух Лепорелло -- Давида Бизича и Гвидо Локонсоло -- и колоритного Мазетто Эдуарда Цанга, дополняющих картину хорошей средней температуры вокального ансамбля. При этом второй состав звучит более цельно и собрано.
Так или иначе, «Дон Жуан» -- первый шаг по направлению к серьезной моцартовской работе. Если исходить из того, что такой шаг -- самый трудный, то дальше работа начнет кипеть. Иногда, впрочем, труднее даются вторые и третьи шаги. Первый импульсивен, следующие требуют продуманности, взвешенности и еще большей решимости.

Юлия БЕДЕРОВА
_____________________________________________________________________

Гибель Дон Жуана
В Большом театре состоялась оперная премьера сезона

Мария Бабалова, «Известия», 01.11.2010 г.
http://www.izvestia.ru/culture/article3 ... index.html

На главной сцене страны "Дон Жуана" Моцарта не было более полувека. И лучше бы он не возвращался.
Для модного режиссера Дмитрия Чернякова это уже вторая постановка в Большом с чужого плеча. Сначала он взялся за "Воццека" Берга, первоначально замышлявшегося как спектакль известного немца Петера Конвичного. Теперь Черняков заменил на режиссерском посту не менее знаменитого Анатолия Васильева. Отведенных на репетиции двух месяцев Васильеву показалось недостаточно, и он покинул проект.
"Дон Жуан" Чернякова, родившийся на престижном фестивале во французском Экс-ан-Провансе, должен был сначала отправиться в мадридский театр Real, а затем перебраться в Торонто. Но после фестивальной премьеры Дмитрий Черняков щедро поделился своей работой с Большим театром. Где - если не де-юре, то де-факто - уже не первый сезон играет роль главного режиссера, пользуясь неограниченным доверием у официального руководства. Сопоставимой властью здесь обладал, наверное, лишь Борис Александрович Покровский. Времена изменились...
Режиссер и сценограф в одном лице, Черняков не желает возиться со Средневековьем и переносит действие в дом современного буржуа. Местные обитатели развлекаются ролевой игрой на тему, давно и досконально препарированную современным искусством: жизнь - это смертельная болезнь, передающаяся половым путем. У всех действующих лиц две заботы - секс и похороны. При полном отсутствии даже намека на любовь.
Вслед за некоторыми коллегами режиссер связывает всех героев родственными узами. Преследующая Дон Жуана по сюжету Донна Эльвира (в первом составе - солистка Новосибирской оперы Вероника Джиоева, во втором - единственная солистка БТ, занятая в постановке, Екатерина Щербаченко) - теперь не любовница его, а жена. Донна Анна (англичанка Сьюзан Гриттон и норвежская певица Биргитта Кристенсен), желающая отомстить Дон Жуану за случайную смерть своего отца, Командора, - кузина Донны Эльвиры. Церлина (чешка Черстин Авемо и участница Молодежной программы БТ Алина Яровая) - не крестьянка, а юная дочь Донны Анны. Мазетто (солист Мариинки Эдуард Цанга) - ее жених. Лепорелло (итальянец Гвидо Локонсоло и хорват Давид Бизич) - не верный слуга Дон Жуана, а приживал в доме своего дальнего родственника Командора.
Домочадцы охотно издеваются над человеком, который страдает не только комплексом Дон Жуана, но и шизофренией, сердечной недостаточностью (как в прямом, так и в переносном смысле) и алкоголизмом. Вдобавок прославленный в истории женолюб у Чернякова склонен к гомосексуализму. Для тех, кто чего-то не понял после "ритуальных танцев" Лепорелло вокруг Дон Жуана, режиссер выводит главного героя в костюме ядовито-голубого цвета...
Впрочем, опуская драматургию оперы, как говорится, ниже плинтуса, постановщик активно апеллирует к мировой киноклассике. "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи, "Теорема" Пьера Паоло Пазолини, "Гибель богов" Лукино Висконти, "Чудовищная декада" Клода Шаброля - эти фильмы цитируются в спектакле целыми мизансценами. Дон Жуан почти все время одет в пальто кофейного цвета и футболку, как герой Марлона Брандо в "Последнем танго". Однако оба баритона - грек Димитриос Тилякос и итальянец Франческо Помпони - по масштабу и харизме несопоставимы с гениальным актером. Командор в исполнении украинского баса Анатолия Кочерги калькирует образ Орсона Уэллса из "Чудовищной декады". Женские типажи тоже легко узнаваемы, но "усилены" сексуальной озабоченностью. Режиссеру понадобились не хорошие певицы-актрисы, а стриптизерши, способные шустро раздвигать ноги и демонстрировать залу то трусики, то бюстгальтер.
На первом показе театр в антракте покинули единицы. Все-таки среди присутствующих доминировали приглашенные, да к тому же по окончании давали банкет. Во время второго спектакля люди, не скрывая своего возмущения, начали выбираться из зала еще до антракта. Их можно понять: за стриптизом ходят в ночные клубы, а не в Большой театр.
Если поначалу в оперной труппе Большого негодовали по поводу того, что режиссер забраковал практически всех (не по вокальным, но по антропометрическим данным), то, увидев первые сценические репетиции, отвергнутые выдохнули с облегчением... Бедные певцы, озадаченные вовсе не музыкой, не способны создать необходимый для моцартовских опер ансамбль. Даже заикаться о какой-либо барочной стилистике вокала глупо. К тому же режиссеру Чернякову моцартовская партитура кажется вялой. Он - с молчаливого согласия дирижера - не только раздирает ее в клочья, но и "усиливает" поперек музыки женскими визгами, писками и всеобщим гомерическим хохотом.
Сравнивая работу двух составов, замечаешь, что второй явно протестует против перманентной имитации совокупления и не выполняет режиссерскую "задачу" полностью. Зато в целом поет значительно лучше, чем первый состав. Даже изредка совпадает с оркестром, который под руководством Теодора Курентзиса фальшивит и накручивает темпы. В итоге получается безнадежно устаревший и провинциальный (в худшем смысле слова) Моцарт.
Любопытно: хватит ли новому главному дирижеру театра Василию Синайскому воли и желания употребить власть и отказаться от неудачного спектакля? Меж тем Дмитрий Черняков собирается ставить оперу Глинки "Руслан и Людмила". Этот спектакль в октябре 2011-го должен открывать историческую сцену Большого...
_____________________________________________________________________

Дон Жуан жив
Опера Моцарта в Большом театре

Лейла Гучмазова, «Итоги» №44
http://www.itogi.ru/arts-opera/2010/44/158419.html

Отношения Большого театра с операми Моцарта давно не ладились; взятые напрокат «Летучий голландец» и «Волшебная флейта» погоды не сделали, так что нынешнего «Дон Жуана» ждали с трепетом. Тем более что он — ведомая русской постановочной командой копродукция Большого, Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (где летом шумно прошла премьера), мадридского Tеатрa Реал и Канадской оперной компании. И тем более что ставил спектакль известный возмутитель спокойствия Дмитрий Черняков, на глазах превратившийся из enfant terrible отечественной оперы в тонкого психолога оперы мировой. Оркестром же занялся практически единственный русскоязычный моцартофил Теодор Курентзис. Спектакль они сделали — невозможно оторваться.
В скопище героев либретто Черняков увидел родственные связи. У Дон Жуана есть жена — Донна Эльвира, у нее — двоюродная сестра Донна Анна, а у той — взрослая дочь, щебетунья Церлина. Конфликт не поделенного общего любовника бушует в одной семье. Семья притом современная и обеспеченная, так что роковое убийство Командора становится оказией в хорошо обставленном домашнем кабинете, щедро сдобренной поцелуями взасос и занятиями любовью на самой пуританской сцене мира. Однако Черняков слишком склонен к метафизике, чтобы рассказывать лишь о сложностях адюльтера. Из известной истории он вытянул крайне точные психологические характеристики каждого из персонажей, а в окультуренном многими гениями Дон Жуане узнал странного человека, всеми способами конфликтующего с миром. Невротичный ходок и хотел бы быть состарившимся Керубино, но, увы, он больше похож на Онегина и Воццека, созданных тем же режиссером на той же сцене. Он искренне не понимает, отчего моральные устои рассыпаются в прах от сказанной со скуки пары фраз. Не понимает, каких поступков от него ждут. Он думает и чувствует не как все. И потому обречен и предан даже близкими — любящей Донной Эльвирой (страстная работа Вероники Джиоевой) и слугой-сообщником Лепорелло (Гвидо Локонсоло).
Тут будто шутки ради режиссер припрятывает фокус для своих: Лепорелло идеально срисован с… дирижера спектакля Теодора Курентзиса. С его фигуры, прически, манеры нервно убирать с глаз прядь. Эффект настолько сильный, что при первом выходе героя на сцену невольно смотришь в оркестровую яму: а нет, дирижер на месте, порхает с палочкой над пультом. Есть ли у гэга двойное дно или это просто шутка, можно гадать, ведь Курентзис в отличие от Лепорелло своего коллегу Чернякова не предавал. Просто дирижер-постановщик волей-неволей стал соперником режиссера-постановщика в борьбе за зрительское внимание. И хотя тут проигравших заведомо быть не могло, Курентзис представил собственную метафизику. Моцарт ведомого им оркестра был тотальным: обворожительным, горьким, легким и страшным, взнуздывающим нервы и бесконечно гармоничным. Курентзис по-своему прописал психологические портреты персонажей и, очистив от мусора, сделал почти физически осязаемой энергетику «оперы опер». Когда Дон Жуан бьется в инфаркте под взглядами так и не подошедших к нему людей, вся гармония и весь ужас мира сгущаются в пространстве сцены. Такого спектакля Большой еще не видел.
____________________________________________________________________________

Попали в жилы
Большой театр делает новые успехи в непривычном для себя репертуаре: вслед за прошлогодним «Воццеком», означавшим покорение трудностей модернизма, последовал свежий, прямо из восемнадцатого века, «Дон Жуан»

Петр Поспелов
Ведомости
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... li_v_zhily
01.11.2010, 206 (2724)

В новой работе Большого удачно сошлось все: музыканты и певцы, режиссура и сценография. Это не везение, а показатель уровня, на котором работают дирижер Теодор Курентзис и режиссер Дмитрий Черняков (они же делали и «Воццека»). И все же самый поразительный результат — оркестр. Курентзис, умеющий прививать оркестрам аутентичные манеры, и в Большом театре добился победы, разбив предубеждения снобов. Теперь всем ясно, что Моцарта нужно играть только так — упругим звуком с острой артикуляцией, не стесняясь утрированных кульминаций и дорожа оттенками в границах между двумя и четырьмя пиано.
«Дон Жуан» под управлением Теодора Курентзиса — принципиальный прорыв: часть оркестра Большого, участвовавшая в постановке, теперь готова верно исполнить любой старый репертуар. Стопроцентного историзма, впрочем, еще нет: звук жильных струн и натуральных труб ласкает слух, но перейти на правильные деревянные пока не удалось, и строй сохраняется современный. Это, однако, искупается радостной свежестью подхода к партитуре: на каждом шагу удивляют темпы, штрихи, каденции или украшения. Лютня Василия Антипова, как всегда в проектах Курентзиса, прелестно украшает аккомпанемент, в арии с шампанским ее сменяет удалая барочная гитара. Хаммерклавир Бенуа Артуана в эталонном стиле сопровождает речитативы.
Вторая принципиальная удача — кастинг. Если в последних премьерах Большого приглашенные артисты объединяются с певцами из штатной труппы, то в премьерном составе «Дон Жуана» поют исключительно приглашенные, что соответствует принятому в мире продюсерскому подходу. Весьма разнородные голоса Димитриса Тилякоса (Дон Жуан), Гвидо Локонсоло (Лепорелло), Сьюзан Гриттон (Донна Анна), Вероники Джиоевой (Донна Эльвира), Колина Бальцера (Дон Оттавио), Черстин Авемо (Церлина), Эдуарда Цанги (Мазетто) и Анатолия Кочерги (Командор) сливаются между тем в стройные ансамбли, в которых слышится отходная песнь неряшливому репертуарному театру. Во втором составе есть трое молодых солистов театра, прошедших кастинг наравне с варягами.
Постановка Дмитрия Чернякова выглядит на сцене Большого более расплывчато и не так остро в деталях, как в Экс-ан-Провансе, откуда перенесен спектакль. Но насыщенная парадоксами режиссерская трактовка сохранилась. Она субъективна и не хочет знать мистики, сюжет переписан под современных персонажей, устраивающих друг другу инсценировки и потерявших, что жаль, остатки благородных манер, свойственных донам и доннам былых времен. Известное сочувствие вызывает лишь сам Дон Жуан, разучившийся любить всех существующих в реальности женщин. Один из немногих поэтичных эпизодов постановки — знаменитая Серенада с мандолиной в оркестре. Дон Жуан поет ее не кому-нибудь из красавиц, сам себе — счастливо кружась, словно под дождем. Но очистительного дождя нет (в отличие от финала «Аиды» — спектакля, который делали вместе Курентзис и Черняков), и Дон Жуан поливает себя из бутылки. Он не выглядит однозначно низким типом, каким повадились выводить его режиссеры. А значит, Черняков по сути ближе их и Моцарту, и жанру «веселой драмы», в которой досадная история подается с уместной приправой из шуток и веселья.


09 ноя 2010, 13:11
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB