Текущее время: 28 мар 2024, 16:05



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Мифы и рифы Д.Матвиенко 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 11 окт 2008, 22:42
Сообщения: 1650
Сообщение Мифы и рифы Д.Матвиенко
http://www.expert.ua/articles/10/0/8851/
Мифы и рифы
БАЛЕТ
Классический балет можно сравнить с математическим уравнением, считает премьер Мариинского театра Денис Матвиенко. А современный — с таинственной улыбкой «Моны Лизы»


У выпускника Киевского государственного хореографического училища Дениса Матвиенко к 32 годам титулов набралось — не перечесть. Он — премьер санкт-петербургского Мариинского театра, одной из самых знаменитых в мире балетных трупп. Танцевал как приглашенная звезда в «Ла Скала», Парижской опере и других театрах. Обладатель Гран-при международных конкурсов артистов балета в Люксембурге, Будапеште, Нагое, Москве. И прочая, и прочая, и прочая…

Однако вместо того чтобы пожинать плоды славы, он с головой окунулся в новое для себя начинание и вместе со своим другом, премьером питерского Михайловского театра Леонидом Сарафановым (тоже выпускником Киевского государственного хореографического училища) создал проект QUATRO, необычное балетное действо, объединившее классический дивертисмент и современную хореографию. И снова добился успеха. Впервые в истории самой престижной театральной премии России «Золотая маска» частный балетный проект был номинирован в четырех главных категориях — «лучший спектакль», «лучшая хореография», «лучшая женская роль» и «лучшая мужская роль».

Так что лучшего собеседника для разговора о балете не найти — и во время короткого визита в Киев Денис Матвиенко дал интервью «Эксперту».

Искусство основано на амбициях

— О жизни артистов балета бытует несколько популярных мифов. Первый — постоянные ограничения себя во всём…

— Как в «Черном лебеде»? (смеется). Кстати, вчера я танцевал в Мариинском театре на премьере балета, поставленного бойфрендом Натали Портман (исполнительница главной роли балерины в фильме «Черный лебедь». — «Эксперт») Бенджамином Миллипидом. Он приехал на премьеру. Отличный парень, очень коммуникабельный и по-настоящему талантливый.

Ограничения есть, но не во всём. И потом — я думаю, что каждый человек себя в чем-то ограничивает. Если у кого-то наследственный алкоголизм, он не должен пить. Склонным к полноте нужно меньше есть. И так далее. Главное ограничение — соблюдение режима. Мне, например, для того чтобы отдохнуть, надо спать не менее восьми часов. Естественно, должны быть постоянные репетиции и физические нагрузки. Потому что если несколько дней ничего не делать, мышцы теряют тонус, тяжело танцевать.

— А как насчет ограничений в еде и особенно в сладостях?

— Посмотрите на меня. Я всю жизнь ем как «не в себя», но не склонен к полноте. Моя жена Анастасия, балерина, солистка Мариинки, ест нормально, не голодает, не сидит на диете, а сладкое еще как любит. И если она при этом ничего не будет делать, то, как и любая женщина, начнет поправляться. Но так как у нее очень много работы в театре, она худая. А кому-то, естественно, надо соблюдать диету. Но не до такого аскетизма, о котором рассказывала Портман в интервью после фильма — мол, она все девять месяцев съемок ни капли спиртного в рот не брала…

У артистов балета очень тяжелый физический и психический труд, и каждый снимает напряжение по-своему.

— Героиню Портман работа над ролью довела до безумия…

— Когда мы готовим какую-то партию, то действительно входим в образ. Но не сходим с ума, как в «Черном лебеде». Профессионализм в том и заключается, чтобы уметь провести грань между работой и личной жизнью. Если так не делать, работа превращается в фанатизм, а это неправильно. С другой стороны, хотя в фильме есть преувеличения, смотреть его интересно — каждый артист по-своему немножечко сумасшедший, и все мы заложники своего упрямства.

— Еще один миф — непрерывная борьба в труппе, которая доходит до запрещенных приемов.

— Насчет запрещенных приемов мифов действительно очень много. Мол, насыпают толченое стекло в пуанты и так далее. Я в своей жизни с этим не сталкивался ни разу.

А борьба действительно существует. И кто-то в ней играет по правилам, а кто-то… Искусство вообще основано на амбициях, тщеславии и зависти. И когда этих качеств у человека в меру, они помогают ему чего-то достичь. Но некоторые с ними не справляются.

Получается, что если артист балета обладает талантом и хорошими физическими данными, но при этом характер у него покладистый и он нечестолюбив, то он так ничего и не добьется?

— Да. И еще нужен хороший агент или, как у меня, старшая сестра, опора на всю жизнь.

— Это она вас всё время в гору толкала?

— Нет, конечно. Я сам себя толкал — например, уехал из Киева в 22 года, когда был в Театре оперы и балета первым танцовщиком. Я перетанцевал почти весь репертуар и понял, что больше здесь ничему не научусь. А мне хотелось развиваться и учиться дальше, я знал, что способен на большее. И имея здесь квартиру и все удобства, на всё плюнул и уехал в Мариинский театр. Помог прославленный танцовщик Мариинки Фарук Рузиматов, с которым мы выступали вместе. Он чуть ли не за руку привел меня в театр — и меня взяли на работу.«Если артист умеет танцевать классику, то он справится и с современной хореографией»


В Киеве у меня была своя квартира, а в Питере я жил в театральном общежитии. Но мне так хотелось научиться хорошо танцевать, что всё остальное было неважно. На сцене Мариинского театра шли балеты, поставленные такими мировыми грандами, как Джон Наймайер, Кеннет Макмиллан, Уильям Форсайт. Понятно, какими глазами я смотрел на всё это. Ведь у нас в Киеве информации о современном балете мало, мы серьезно отстали. А вот в России за эти годы, я имею в виду прежде всего Мариинский и Большой, нагнали западные театры. И даже опережают, потому что классические танцовщики на постсоветском пространстве остаются лучшими в мире. И я думаю, что так будет всегда.

Если артист умеет танцевать классику, то он справится и с современной хореографией, просто для этого нужно время. А вот современные западные танцовщики вряд ли смогут танцевать классику так, как мы.

Агент и бренд

— Сейчас, десять дет спустя после того, как вы уехали из Киева, вы довольны тем, как сложилась ваша балетная карьера?

— Кое-какие вещи сделал бы по-другому.

— Вы считаете, что где-то что-то недоделали?

— Нет, в плане танцев я сделал всё правильно. Но когда я начинал в 1996 году, у нас понятия не было, что такое артистический директор, менеджер или агент. Я вообще не знал, кто это такие. Просто хотел хорошо танцевать, а о контрактах думал в последнюю очередь — пригласили и хорошо. На Западе всё по-другому. Если молодой артист балета талантлив, за него сразу берутся агенты и раскручивают по полной. Раньше, чтобы стать звездой, нужны были победы в международных конкурсах. Сейчас они по-прежнему интересны, но для раскрутки почти никакого значения не имеют. Теперь нужен хороший агент со связями, для которого открыты двери в театры.

Несколько лет назад я был с московским Большим театром на гастролях в Лондоне. На закрытии гастролей танцевал в «Ковент-Гардене» со Светланой Захаровой в «Дон Кихоте», а через пять минут после окончания ко мне в гримерную пришел Марко Борелли. Это очень известный в балетном мире агент, работавший со многими звездами (он умер год назад). Он предложил мне свои услуги, что было для меня очень лестно, и у меня сразу появились контракты в «Ла Скала», Парижской опере, выступить в которой мечтает любой танцовщик.

А моя старшая сестра занималась этим в России и Украине.

— Получается, что сейчас не столько театр ищет танцовщика, сколько агент предлагает его театрам?
Денис Матвиенко в балете «Спартак»


— Да. Но даже если, например, какой-то театр обратится ко мне напрямую с предложением станцевать тогда-то и там-то, я отсылаю его к своему агенту. Таковы условия нашего контракта. У любого западного танцовщика с именем есть агент, может быть, даже не один. Конечно, агенту надо платить. Но, с другой стороны, это избавляет от забот о визах, билетах, гостиницах и так далее. Твое дело — только танцевать.

— В переводе на язык маркетинга балетный танцовщик с именем — это бренд. Из каких составных частей, по-вашему, этот бренд состоит?

— Это совокупность многих вещей. В первую очередь — умение танцевать. Но хороших и техничных танцовщиков сейчас много, поэтому важна индивидуальность, харизма. Многое дает театр. Если ты, к примеру, работаешь в Мариинке или Большом театре, там всё делают для того, чтобы ты постоянно светился в массмедиа. От этого устаешь, но если хочешь стать звездой, с этим нужно смириться. Очень важно везение. Например, в нужный момент с кем-то познакомился, и завязалось сотрудничество на многие годы. Плюс правильно подобранный репертуар, партнеры, с которыми ты танцуешь. Опять же — агент.

— Многие говорят о том, что сегодня классическая музыка живет по законам шоу-бизнеса. Можно ли сказать то же самое о балете?

— Мы движемся в этом направлении, и это хорошо. Главное, чтобы не дошли до конца. А хорошо это потому, что балет любят немногие. Поэтому его надо популяризировать. Первыми в России этим начали заниматься Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе, и им нужно памятник поставить за это. Хотя Настя сейчас уже почти совсем не танцует. А Коля танцует, и он в неплохой форме, а кроме того, потрясающе ведет на телеканале «Культура» передачу о балете и постоянно участвует в каких-то шоу. Если бы мне предложили вести какую-то передачу или появиться в шоу, я бы это сделал с удовольствием. Но настоящим шоу-бизнесом балет не станет. Мы не можем, как певцы, включить фонограмму, видео и сказать зрителям: «Вот, посмотрите, а то у меня нога болит». Танцуем и с больными ногами, и с насморком.

— Раз уж зашла речь о здоровье, уместно вспомнить, что век балетного танцовщика не так уж долог. Задумываетесь ли вы сейчас о своем будущем?

— Начал задумываться. Хореографом я стану вряд ли. Это призвание. Педагогом поработаю с удовольствием, но это не главное. Руководить театром, поднять его на международный уровень? Пожалуй, да. Но не для того, чтобы обо мне написали в балетной энциклопедии. Просто мне всегда хочется доказывать себе, что я могу сделать больше, чем делаю сейчас.

Ночной балет

— Бывает ли так, что в театр приходит новый хореограф и открывает для артистов их самих по-новому?

— Конечно! Но это должен быть хореограф современного балета. Для меня классический танец прост. Есть первая, вторая, третья и так далее позиция ног. То же самое — руки. В итоге классический танец можно сравнить с математикой, в которой ты решаешь некие уравнения. Нужно просто решать их правильно. Взять, например, такие классические балеты, как «Лебединое озеро» или «Жизель». Там изначально ясны суть сюжета, характеров, каким ты должен быть на сцене. Каждый танцовщик делает это по-своему, но трактовка в общем-то одна и та же. Когда ты станцевал, к примеру, все версии «Дон Кихота» и «Лебединого озера», ничего нового в классике для себя уже не откроешь.

Современный балет, модерн — это другое. Взять, например, балет QUATRO, который мы будем показывать в Киеве в начале июня. Мы задумали этот проект вдвоем с Леней Сарафановым, пригласили хореографа Эдварда Клюга. На сцене четыре человека — два танцовщика и две танцовщицы, есть дуэты, па-де-труа и сцены, где мы танцуем вчетвером. В QUATRO нет конкретного сюжета, при помощи пластики тела танцоры передают свое внутреннее состояние, настроение. Поэтому каждый из нас танцует каждый новый спектакль по-разному, в зависимости от того, какой у тебя в данный момент настрой. И зрители тоже видят в этом танце разное. Кто-то — печаль, кто-то — любовь, радость, грусть. Это чистый модерн-балет, который можно сравнить, например, с улыбкой «Моны Лизы», в которой каждый видит что-то свое.

— Но классический балет останется жить дальше?

— Это фундамент, без которого никак. Мы сначала хотели сделать в QUATRO два современных одноактных балета разных хореографов. Но потом подумали, что зрители всегда хотят видеть классику. Поэтому в первом отделении будут любимые публикой отрывки из «Дон Кихота», «Корсара», «Лебединого озера» и других классических балетов, в которых нас привыкли видеть. А во втором отделении покажем совсем иной мир.

— Как давался вам, танцовщикам, собственный проект?

— Он потребовал очень много сил. Ведь нам не помогал ни театр, ни кто-либо другой, всё делали только четыре человека: мы с Леней и наши жены-балерины. Работали по ночам, сами искали хореографа, композитора, художника, все финансовые затраты лежали только на нас.

Когда была премьера в Питере, публика приняла первое, классическое, отделение очень хорошо. А, второе, модерн — еще лучше, аплодировала стоя, долго не отпускала. И это было для нас, классических танцовщиков, настоящим счастьем. А то, что аплодировали не обычной премьере, в которой ты просто танцуешь, а всё остальное сделал театр, а нашему собственному детищу — было счастьем вдвойне.



Автор: Сергей Семёнов


05 окт 2011, 19:42
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 29 июн 2009, 11:02
Сообщения: 3333
Сообщение Re: Мифы и рифы Д.Матвиенко
Денис Матвиенко: "Готовлю новую "бомбу", а скандал в Нацопере — это уже прошлое"
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/denis-matvi ... loe-_.html


19 окт 2013, 17:14
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB