Текущее время: 29 мар 2024, 18:53



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 261 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 27  След.
балет, сезон 222-223 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.ng.ru/culture/2005-03-21/8_balet.html

Независимая газета
# 54 (3450) 21 марта 2005

НАМ ТАНЕЦ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ
В Петербурге открывается пятый фестиваль балета «Мариинский»
Майя Крылова

Те, кто придумал такой театральный проект, – умные люди. Потому что с 24 марта по 3 апреля танцовщики из России, Франции, Италии и Великобритании будут дружно работать на репутацию Мариинского театра. Подобного смотра, организованного Большим театром, давно не хватает Москве. Но теперь, когда ГАБТ невесть на какой срок закрывается на ремонт, об этом и мечтать не приходится.

В нынешнем году роль международного питерского фестиваля особенно велика. По стечению обстоятельств он проходит вскоре после московского совещания президента Путина с директорами Большого и Мариинского театров. На совещании глава Мариинки Валерий Гергиев явно не получил ожидаемого им президентского одобрения в том виде и масштабе, как Мариинке хотелось бы. Сомнения обуяли президента по поводу запрашиваемых питерцами немалых сумм на строительство нового здания по проекту Доминика Перро. По некоторым сведениям, Владимиру Путину не понравился и сам проект модного архитектора, предполагающий сооружение авангардного здания (оно похоже на небрежно брошенный золотой плащ), резко диссонирующего с окружающими старыми домами. В такой ситуации любое масштабное, успешное и, что самое главное, толково пропиаренное мероприятие – «один-ноль» в пользу Мариинки в ее битве за строительство: всемирная репутация петербургского балета может и должна поспособствовать принятию положительных решений «наверху» и привлечь к финансированию строительства нового здания российских и иностранных спонсоров.

Впрочем, многочисленным любителям балета, традиционно съезжающимся в Петербург в эти дни, мало дела до высокой политики и экономики. Публика, как и всегда, хочет увидеть хорошие балеты с замечательными танцовщиками. Мариинский театр, со своей стороны, готов это предоставить: программа фестиваля включает две премьеры, три бенефиса ведущих балерин и выступления заезжих балетных «звезд».

Несмотря на репутацию столпа классики, Мариинский театр подчеркивает, что хочет не отставать от времени и не арабеском единым жив человек. Программу откроет тройчатка «Баланчин – Доусон – Форсайт» – не просто вечер одноактных постановок, но декларация приверженности театра хореографии раннего и позднего XX века. Мировая премьера балета «Reference» (автор – Дэвид Доусон, молодой европейский хореограф, известный у нас отличным спектаклем «Серая зона») пройдет в один вечер с балетом «Approximate Sonata», творением всемирно известного Уильяма Форсайта. Баланчин будет представлен «Аполлоном», где главную партию станцует итальянец Роберто Болле. Форсайт и Баланчин на этом не кончаются, покажут и другие их творения, причем не просто так, а в программах бенефисов лучших балерин Мариинки, когда танцевать будут знаменитые «классички» – Диана Вишнева, Дарья Павленко и Ульяна Лопаткина. Неклассическую программу обещают и в финальном гала-концерте: в нем примут участие гость из королевского балета Великобритании Роберто Маркез и звезды Парижской оперы Аньес Летестю, Жан-Патрис Бар, Мануэль Легри и Лоран Илер (два последних покажут мини-балет Мориса Бежара «Песни странствующего подмастерья»).

Но между началом и финалом фестиваля возрадуются сердца балетоманов: для них предусмотрен пир любимых танцев. В «Жизели» появятся гости из Большого театра – Светлана Лунькина и Дмитрий Гуданов. В балете «Манон» в главной роли кавалера де Грие впервые выйдет Николай Цискаридзе. Ульяна Лопаткина покажется во фрагменте из «Раймонды», предстанет бриллиантом из балета «Драгоценности» и восточной царицей из «Легенды о любви». Любопытный эксперимент по прививке английско-датской манеры танца к русской классике поставят в «Дон Кихоте», где станцуют премьеры «Ковент-Гардена» Алина Кожокару и Йохан Кобборг. В рамках своего бенефиса знаменитый кордебалет Мариинки выйдет на сцену в разных ипостасях – от призрачных теней из «Баядерки» и «Этюдов» (красивое геометрическое упражнение на темы балетного класса) до корявых древних славян из «Весны священной». В «Этюдах» к нашим артистам присоединятся французы – Летестю и Бар. Аншлаговым обещает стать «Лебединое озеро» с участием восходящей звезды Мариинки Виктории Терешкиной и Лорана Илера.


21 мар 2005, 11:57
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Афиша
с 21 марта по 3 апреля 2005 №5(49)

ПАЧКА ПРИМЫ

До сих пор главными героями балетного фестиваля «Мариинский» были гости - французы и американцы, Но в этом году театр устроил три концерта трех главных своих балерин - Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой и Дарьи Павленко - и предложил считать сенсацией именно их. На что это будет похоже больше - на советские «творческие вечера» или на императорские «бенефисы» - неизвестно. А пока Юлия Яковлева попыталась хотя бы выяснить, что такое прима-балерина, и кто из троих мог бы таковой считаться. Фотографии Евгения Мохорева.

У меня для этой статьи был заготовлен четкий план. Что такое прима-балерина. Признаки и свойства. Выдающиеся представительницы в истории. Современный этап. И так далее. Но потом я нажала «select all» и «clear». Друзья мои, дело в том, что историко-балетная эрудиция здесь не нужна. Эта статья могла бы быть, например, про примадонн и оперу. Или про моду и супермоделей. Про любое искусство, где главным инструментом и материалом является человеческое тело, главным фактором - физиология и где у людей не психика, а психосоматика.
Прима-балерина - это не генерал среди балерин, некая обер-балерина. Недаром это звание никогда - за редкими историческими исключениями - не было официальным: назначить примой невозможно. Прима-балерина - это женщина, в силу природы своего искусства помешавшаяся на романе с самой собой - с собственным телом. Его неповторимой анатомией и капризной физиологией. В силу чего ее внутренний мир стал прост и гармоничен. В нем все ясно и понятно: есть только два мнения - ее собственное и неправильное. И естественно, эта позиция делает приму чрезвычайно неудобной для окружающих. Да что там! Зачастую - просто омерзительной. С ней трудно договориться, как со всяким человеком, чье эго расширено до размеров Вселенной, - из чего вытекает ряд внешних признаков истинной прима-балерины. Она шипит, визжит, брызгая слюной. Заводится с пол-оборота. Требует для себя исключительных условий. И, как всякий внутренне цельный чело-век, абсолютно категорична.
Конечно, примадонны и прима-балерины - это человеческая патология. Оперная дива XVIII века Мопэн однажды избила на репетиции партнера, отобрала у него часы и кошелек. «Что это с вами?» - спросили, думаю, парня на следующий день. «Упал неудачно», - думаю, ответил он. В это время Мопэн торжествующе захохотала, вынула улики, и бедняга был повторно опозорен на весь театр. Кошелек и часы были отобраны вовсе не из корысти. Эти безумицы зверски торгуются из-за гонораров, но, в общем, не знают, что такое личная выгода. Оперная дива XIX века Мария Малибран упала на прогулке с лошади, но с внутренним кровотечением все равно вышла вечером на сцену и умерла, кажется, в антракте. Великая балерина Анна Павлова умерла от пневмонии перед концертом, который не собиралась отменять. Павловой был 51 год - ее тело уже пришло в негодность, ее танцевальное мастерство почти полностью деградировало, но слепое упрямство, с которым Павлова вновь и вновь стремилась на сцену, думаю, имело ту же природу, что ведет лососей на нерест: это инстинкт. Да взгляните ныне хоть на Майю Плисецкую! Соображения здравого смысла в их реальности отменены. История примадонн и прима-балерин - это парад великих фанатичек. Для того чтобы быть прима-балериной, талант, конечно, нужен. Но - как овощи в супе: наличие подразумевается само собой. Потому что прима-балерина - это не знак художественного качества. А все-таки скорее социальная позиция. Вернее - асоциальная. Бешеные выходки прима-балеринам и примадоннам во все времена прощали вовсе не за сексапильность (балерина Мария Тальони была откровенно уродлива) и не за мастерство и талант (оценить их во все времена могла лишь горстка театралов-знатоков). Подчас кажется, что не запирая своих прим в тюрьму или сумасшедший дом, а позволяя чудить напропалую, современники старались для себя. Скандальные, своенравные, часто распутные, сорящие деньгами, напрочь лишенные тормозов, навлекающие на себя одновременно любопытство и ненависть, примы и примадонны были клапаном, через который общество спускало пар. Их не любили никогда. Но им всегда позволяли быть, их сохраняли как образчик человека-который-живет-как-хочет. И тем самым доказывали, что в обычной, достаточно пресной и предсказуемой жизни все еще есть место личной воле, неистовым желаниям, произволу и случаю. Их сохраняли ради романтического зрелища: полет эдакой черной кометы, которая сжигает все на своем пути, сгорая сама. Недаром романтические легенды приписывали каждому великому артисту пакт с дьяволом. Не красота, не талант - от истинной примы и примадонны по сути было нужно только одно: готовность жить на лезвии бритвы, готовность превратить свою жизнь в цепь больших и малых рисков по крупным ставкам; в балете это усугубляется еще и травмоопасностью самого танца: один неверный шаг может в буквальном смысле разрушить все. Так что последний и главный признак истинной примы - все они плохо кончили. Их биографии отмечены несчастьем, как зеркало с трещиной. Ранняя смерть, поверьте, не худший вариант финала. Дополнительный драматизм этим жизням придавало то, что сильные физические нагрузки классического танца вырабатывают отменное здоровье: мучиться приходилось долго. Балерина Вирджиния Цукки дожила почти до 90 лет и адски пила: заработавшая своими ногами состояние, она впала в нищету. Ольга Спесивцева дожила почти до ста, но около сорока навсегда сошла с ума и умерла в приюте для стариков-эмигрантов. Галина Уланова провела финальную часть своей долгой жизни в жгучем одиночестве.
Я говорю «было, было, было...» - на планете больше не осталось танцовщиц или танцовщиков подобной славы и репутации. Последним был Рудольф Нуреев - Майя Плисецкая обладает, конечно, подобающим характером, но все-таки жила в советской стране, и ее поведение сильно притормаживали.
Нуреев умер в 1995-м. Последней оперной примадонной была Мария Каллас - она умерла в 1977. А эпоха, в которую живем мы, - это эпоха совсем не прима-балерин, а народных артисток. Но для них самих это, вероятно, и к лучшему.

УЛЬЯНА ЛОПАТКИНА

Изображение

Родилась в 1973 году в Керчи. Закончила Академию русского балета им. А.Я.Вагановой (класс профессора Натальи Дудинской). С 1991 года в труппе Мариинского театра. С 1995 года - солистка.

ОБРАЗ

Весталка танца, послушница в монастыре собственного духа, сложившая все на алтарь искусства. Религиозна. В первые годы в театре, говорят, в перерывах на спектакле читала жития святых. Уже будучи знаменитой, жила в театральной общаге с тараканами. Чистое русское лицо, сдержанные манеры, негромкий голос - именно такие производят впечатление омута с чертями, поэтому Лопаткину сканировали с удвоенным вниманием. Никаких романов замечено не было. Все ожидали, что Лопаткина уйдет в монастырь. Сделает она это, думали, лет в 35 - потому что она перфекционистка, и вряд ли потерпит, чтобы ее искусство с возрастом деградировало хоть чуть-чуть. На сцене хорошо видны обе эти ее черты. И перфекционизм: танец Лопаткиной ошеломляет лазерной точностью и сверхтонкой признанностью каждой детали. И религиозность: при всей своей интеллектуальной выделке ее танец производит впечатление молитвы или медитации - Лопаткина абсолютно погружена в себя, а зрители шепчут: «Это не она танцует, это что-то танцует ею».

CV

Выпустившись из школы, честно оттрубила положенный срок в кордебалете. Но ни разу не пожаловалась: наоборот, говорила, что очень приятно танцевать, когда на тебя никто особо не смотрит - никакой ответственности. Но все смотрели все равно именно на нее: хотя бы просто потому, что Лопаткина чрезвычайно высока по балетным меркам. Не спеша отточив навыки, взялась за большие партии. После дебюта в «Лебедином озере» и «Баядерке» ее признали лидером труппы. Пиком исполнительской карьеры стал 1998 год - обменные гастроли Мариинского и Большого театров. Лопаткину дружно объявили важнейшей современной русской балериной. Вскоре с этим согласился и остальной мир. Да, по правде сказать, никто из западных коллег не может сравниться с ней и близко - разве только американка Венди Виланд, но той недостает харизмы. Начало 2000-х Лопаткина пропустила - восстанавливалась после тяжелой травмы. Вернулась, быстро набрав упущенное. Станцевала даже хореографию Форсайта. Но все-таки главным ее царством остается русская классика - все то же «Лебединое озеро» и все та же «Баядерка». Обладательница, кажется, всех имеющихся наград и званий.

ПРОТОТИПЫ

Мария Тальони. Ключевая балерина 1830-х. Без тени иронии современники называли ее «христианской танцовщицей». Как и впоследствии Лопаткина, Тальони сумела превратить свои физические недостатки в театральную магию - длинные-длинные худые руки и ноги делали линии танца бесконечными и непрерывными. Точно так же производила на сцене впечатление молящейся. Точно так же была перфекционисткой: только утренний урок Тальони проделывала каждый день по три-четыре часа. Сцену оставила сравнительно рано. Несмотря на феноменальную славу, после неудачного брака осталась почти без средств. Но благодаря репутации скромницы-смиренницы удостоилась права учить бальным танцам девочек из высшего общества.

МИНУСЫ

Лопаткина сама же разбила образ, который выстраивался годами, - вышла замуж за петербургского бизнесмена, родила ребенка и теперь излучает благополучие, - а прима-балерин, особенно русских, у которых все, в общем, хорошо, просто не бывает.

ИНДЕКС МИФОГЕННОСТИ

*****

репертуар

«Баядерка»; «Бахчисарайский фонтан»; «В ночи»; «Гойя-дивертисмент»; «Драгоценности» («Бриллианты»); «Жизель»; «Звуки пустых страниц»; «Корсар»; «Лебединое озеро»; «Лебедь»; «Легенда о любви»; «Пахита»; «Поцелуй феи»; «Поэма экстаза»; «Приношение Баланчину» («Вальс», «Ballet Imperial»); «Раймонда»; «Серенада»; «Спящая красавица»; «Шехеразада»; «Юноша и смерть»; « Pas de quatre».


ДИАНА ВИШНЕВА

Изображение

Родилась в 1976 году в Ленинграде. Окончила Академию Русского балета им. А.Я.Вагановой (класс профессора Людмилы Ковалевой). Последний год обучения совмещала со стажировкой в Мариинском театре. С 1995 года - в труппе Мариинского театра. Солистка с 1996 года

ОБРАЗ

Шальная черноглазая девчонка, оторва - невозможно сексапильная и столь же взрывоопасная. Диану не хотели принимать в балетное училище, диагностировав полное отсутствие способностей к танцу - но в театр Вишнева попала в статусе вундеркинда: еще учась в выпускном классе, она ошеломляюще станцевала взрослый «Дон Кихот», одну из самых виртуозных балеринских партий мирового репертуара. Ее героини существуют на сцене точно так же: бросаются в жизнь очертя голову, но жизнь таких не любит. Последнее по времени интервью Дианы (журналу «Домовой») невероятно драматично. Она чуть ли не проклинает балет за свою несчастливую личную жизнь, а главным образом за то, что назад дороги нет. Работает с почти самоубийственной энергией -так рьяно и беспощадно к себе, что это уже больше похоже на саморазрушение. Однажды даже загремела под капельницу.

СV

Была принята в театр сразу на положение балерины, и оно ни у кого не вызывало сомнений. Несколько лет Диана активно набирала репертуар. И в общем, ни разу не потерпела крупной неудачи. Даже в «Баядерке», в казалось бы совсем не подходящей ей роли проклятой и убитой храмовой танцовщицы, умудрилась взять убедительную тональность. Она не смогла подвинуть Лопаткину, но зато является истинно народной любимицей. Одна моя коллега правильно написала: Диана не звезда, а солнышко. Тем не менее к началу 1990-х Диана простилась с образом улыбчивой девочки-припевочки и в жизни, и на сцене. Совершенно сногсшибательно станцевала Форсайта и вообще как-то научилась рассказывать со сцены про темные стороны бытия. «Девочка созрела», - написали критики. Увереннее всех прочих коллег делает ныне международную карьеру. И поделом: она на диво вынослива, а ее закаленное мастерство позволяет шутя осваивать хореографию любого стиля и сложности.

ПРОТОТИПЫ

Фанни Эльслер, Матильда Кшесинская, Гелси Киркланд. С Эльслер (современницей Тальони) и Кшесинской Диану роднит, конечно, азарт и яркая сексуальность. Это как бы второй - «дионисийский» - лик классического балета, «аполлоническую» сторону которого олицетворяет в настоящее время Лопаткина. Но и Эльслер, и Кшесинская, две хищные балетные сучки, чудеснейшим образом умели в жизни устраиваться и наслаждаться - с хваткой, веселым цинизмом и смекалкой, умно вкладывая деньги и потроша многочисленных поклонников. А вот Киркланд (одна из подруг, между прочим, Барышникова), будучи и азартной, и сексуальной, и яркой, пила, кололась (в жизни Дианы эту функцию выполняет изнурительный труд), поджигала свою жизнь с обоих концов и про все это написала мемуары с выразительным названием «Танцуя на собственной могиле».

МИНУСЫ
Крепкий у Дианы характер - такую ничто не сломит. Да и здравый смысл, думаю, не позволит себя сжечь окончательно.

ИНДЕКС МИФОГЕННОСТИ

*****

репертуар

«Аполлон»; «Баядерка»; «Балеты Уильяма Форсайта» («31ер1ехЬ>); «Видение Розы»; «В ночи»; «Дон Кихот»; «Драгоценности» («Рубины»); «Жар-птица»; «Жизель»; «Звуки пустых страниц»; «Золушка»; «Кармен»; «Корсар»; «Лебединое озеро»; «Манон»; «Пахита»; «Поэма экстаза»; «Приношение Баланчину» («Ballet Imperial»); «Раймонда»; «Ромео и Джульетта»; «Спящая красавица»; «Шехеразада»; «Щелкунчик»; «Юноша и смерть»; «Grand pas classique»; «Pas de quatre»; «Spring and Fall, Now and Then»; «Tchaikovsky Pas de deux».


ДАРЬЯ ПАВЛЕНКО

Изображение

Родилась в 1978 году в Москве. Окончила Академию русского балета им. А.Я.Вагановой (класс Елены Евтеевой) в 1996-м. В труппе Мариинского театра с того же года. Солистка с 1998 года.

ОБРАЗ


Самая молодая из троицы, поэтому и натворить всякого успела куда меньше; образ пока менее оформившийся и более расплывчатый, но все же кое-что для мифа уже есть. Сирота (старшая сестра, тоже танцовщица, живет в Москве). Самая младшая в поколении балерин 1990-х - то есть заведомо опоздала к шапочному разбору. Несколько сезонов жила, как и Лопаткина, в театральной общаге. Изнурительная борьба с весом. Необходимость преодолевать слабое здоровье. Сильный сумрачный депрессивный темперамент. Не приходится удивляться, что лучшие партии Павленко - трагические. Но все равно удивительно.

CV


Двигалась в ритме «шаг вперед - два назад». Ее по-настоящему открыл Алексей Ратманский: станцевав в 1999 году его «Средний дуэт», Павленко всколыхнула обе столицы. После чего опять легла на дно. Случились несколько довольно вялых дебютов в классике. Говорили, что ей не хватает то физических сил, то техники, то элементарного везения. Даже «Баядерку» по образцу 1901 года - настоящий козырный туз, который давала в руки судьба - Павленко разыграла на слабенькое «4 с двумя минусами». Вторым всплеском Павленко стала премьера балетов Форсайта в 2004-м. Эта хореография требует от исполнителей сразу и сил, и выносливости, и техники - это крайне экстремальный опыт. Откуда Павленко вдруг взяла и то, и другое, и третье -непонятно. Но пропустить ее в форсайтовском «In the Midlle...» так же преступно, как Лопаткину в «Лебедином озере».

ПРОТОТИПЫ


Алла Шелест, Алла Осипенко. Балерины-аутсайдеры. Будучи, вероятно, самой талантливой среди сверстниц, каждая умудрилась отпасть на обочину. Каждую словно бы преследовал рок бесконечных неудач, срывов, травм. Замкнутая интеллектуальная Шелест катастрофически не умела налаживать общение с людьми, свой быт в театре и за его пределами. А Осипенко всегда была заклятой нонконформистской - впрочем, серенькое брежневское время ее дружбы и не заслуживало. Обе потерпели карьерную неудачу. Но обе остались в истории великими трагическими исполнительницами.

МИНУСЫ


Вроде бы сейчас жизнь у Дарьи все-таки наладилась. Она купила квартиру. Похудела и находится в отличной форме. Имеется и бойфренд - танцовщик английского Королевского балета, бывший киевлянин. В интервью Дарья говорит, что мечтает открыть ресторан славянской кухни. Представить, как такое произносит Алла Осипенко или Алла Шелест - абсолютно нереально.

ИНДЕКС МИФОГЕННОСТИ

*****

репертуар

«Аполлон»; «Баядерка»; «Бахчисарайский фонтан»; «Блудный сын»; «Драгоценности»; «Жизель»; «Корсар»; «Лебединое озеро»; «Легенда о любви»; «Ленинградская симфония»; «Пахита»; «Поэма экстаза»; «Приношение Баланчину» («Вальс», «Ballet Imperial»); «Раймонда»; «Серенада»; «Спящая красавица»; «Средний дуэт»; «Шопениана»; «Щелкунчик» (в постановке Шемякина); «Юноша и смерть»; «Come In!»; «Pas de quatre».


Последний раз редактировалось Карина 05 апр 2005, 23:48, всего редактировалось 1 раз.



21 мар 2005, 19:13
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Artic ... _5847.html

Итоги
No. 12 (458)
22 марта 2005

Отлично, Григорий

Одна из самых противоречивых и загадочных личностей российской истории - Григорий Распутин - в исполнении блистательного современного танцовщика Фаруха Рузиматова появится на сцене в одноименном спектакле Нового "Имперского русского балета" (президент Майя Плисецкая). Все в этом представлении неожиданно: соседство образов исторических и символических, симфонической музыки и казачьего хора, классических фуэте с тарантеллой, канканом и даже цыганочкой, сцен бальных и батальных... 120 костюмов созданы внучкой Бенуа - Анной Ипатьевой. Автор либретто и хореограф - Георгий Ковтун. Европейская премьера балета "Распутин" 30 марта и 11 апреля на сцене Театра эстрады.


22 мар 2005, 01:21
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2005/47/10/120966.html

Время новостей
N°47 22 марта 2005

Главное событие балетного года

24 марта в Петербурге откроется «Мариинский» фестиваль


Изображение

Фестиваль балета «Мариинский», что начнется в Петербурге в этот четверг и продлится полторы недели, -- пятый по счету, то есть юбилейный. Он будет переполнен событиями: четыре премьеры; три бенефиса балерин Мариинки; дюжина суперзвезд и гигантский финальный гала-концерт. Начнется все с премьер Уильяма Форсайта и Дэвида Доусона. Франкфуртский мэтр, поставивший в прошлом году в Мариинке вечер одноактовок (кстати, выдвинутый нынче на «Золотую маску» -- театр будет показывать их в Москве в начале апреля), добавляет в петербургскую коллекцию еще один небольшой спектакль -- Approximate sonata на музыку Тома Виллемса. Вместе с «Головокружительным упоением точностью» они составят дилогию под названием «Два балета в манере позднего ХХ века». А Дэвид Доусон, пару лет танцевавший в труппе Форсайта и числящийся хореографом «постфорсайтовским» (что описывает его довольно точно -- потому что в текстах виден и усвоенный опыт мастера, и сознательный отказ от ряда приемов), сочинил специально для Мариинки балет Reverence на музыку Гевина Брайерса.

Еще две премьеры состоятся в бенефисы балерин. Три сегодняшние примы Мариинки постараются показать себя в самых разных, не похожих друг на друга, партиях. Диана Вишнева и Дарья Павленко выбрали для себя сочинения Баланчина и Форсайта (Вишнева -- «Рубины» и In the middle somewhat elevated, Павленко -- «Вальс» и Steptext). Премьеру для Дианы Вишневой поставит пражский хореограф Петр Зуска (Le Bras de Mer на музыку Яна Тирсена), а для Дарьи Павленко на музыку Мориса Равеля сочинит «Дафниса и Хлою» Кирилл Симонов, сделавший несколько лет назад «Щелкунчика» под предводительством Михаила Шемякина. И только Ульяна Лопаткина появится исключительно в старом репертуаре: «Бриллианты» Баланчина, фрагменты из «Легенды о любви» и третий акт «Раймонды». Но если учесть, что Лопаткина станцевала «Раймонду» один-единственный раз, и было это чуть не десять лет назад -- ее вечер тоже можно считать премьерой.

Как всегда, фестиваль Мариинки посетят звезды Парижской оперы. Аньез Летестю и Жан-Гийом Бар появятся в ландеровских «Этюдах», в этой поэме чистописания танца; в «Лебедином озере» принцем будет утонченный стилист Лоран Илер; на гала-концерте тот же Лоран Илер и Мануэль Легри станцуют «Песни странствующего подмастерья» -- легендарный балет, сочиненный Бежаром для Нуреева. Из Англии приедут давние любимцы питерской публики -- Алина Кожокару и Йохан Кобборг; хрупкая девочка-сильфида и мрачный романтический принц кинутся в удалого «Дон Кихота». Ожидается и нашествие звезд Большого: Николай Цискаридзе впервые станцует де Грие в мелодраматической «Манон», а Светлана Лунькина и Дмитрий Гуданов исполнят главные роли в «Жизели». Если еще учесть, что в вечер бенефиса кордебалета («Тени», «Свадебка», «Этюды») главная партия в «Тенях» отдана Алине Сомовой, юной звездочке, выплывающей на небосвод Мариинке уверенно и упрямо, а на вторых-третьих ролях рассыпаны имена мальчиков и девочек -- тех, кто никому не был известен еще вчера, а послезавтра, быть может, получит отдельные бенефисы, то становится ясно: Мариинка не просто открывает пятый фестиваль, ставший главным балетным событием года в России. Вбрасывая молодежь в спектакли звезд, она готовится к шестому, десятому -- и так далее -- фестивалю.

Анна ГОРДЕЕВА


22 мар 2005, 01:22
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
TimeOut Петербург
28 марта-10 апреля 2005

НОГИ

В программе Пятого балетного фестиваля «Мариинский» - четыре вечера со старомодным названием «бенефис». В императорском балетном прошлом бенефисами солисты отмечали десятилетие сценической деятельности, а часть вырученного сбора шла на банкет для друзей и поклонников. Теперь бенефис понимается как «гала-спектакль», где четыре бенефицианта выступят в своих коронных партиях, новых ролях и даже новых балетах. текст ЕЛЕНА СЕМЕНОВА фото НАТАША РАЗИНА

Ульяна Лопаткина 30.04

Бенефис Лопаткиной диаметрально противоположен вечерам Вишневой и Павленко, его программа была выбрана самой балериной. Бенефис Вишневой — это портрет балерины-триумфаторши, гала Павленко - бенефис-аванс балерины, находящейся на пороге положения «суперстар». Гала Лопаткиной должен в очередной раз подтвердить ее статус. В последние годы Мариинский театр в своих радикальных репертуарных устремлениях ушел довольно далеко, и Ульяна Лопаткина взяла роль хранительницы традиций, став неким камертоном классического репертуара. Она танцует канонический репертуар конца XIX века (3-й акт из «Раймонды» Петипа), академический репертуар XX века (3-й акт из «Легенды о любви» Григоровича) и неоклассический балет Баланчина - «Бриллианты». Все три партии - коронные.

Бенефис кордебалета 1.04

- самое пафосное изобретение фестиваля. Вся РR-компания строилась на групповом портрете «корды» (в этом очень помог фотограф Евгений Мохорев). Ведь эти 120 человек, приходящие в театр в 10 утра и покидающие его в 11 вечера, и являются «телом балета», текстом и контекстом спектаклей. Кордебалет будет танцевать в этот вечер то, что обязан танцевать академический кордебалет - знаменитый класс-концерт «Этюды» Харальда Ландера (во главе парижская этуаль Аньес Летестю, парижский премьер Жан-Гийом Бар и надежда Мариинского балета - юный Леонид Сарафанов); то, что обязан танцевать русский кордебалет «дома Петипа» - «белый» балет - всемирно известную композицию «Царство теней» из «Баядерки». Но в середине вечера турдефорс: 60 танцовщиков завернут «внутрь стопы и совсем антибалетно начнут скакать, вжав голову в плечи, вытаптывая землю в легендарном балете XX века «Весне священной» Игоря Стравинского - Вацлава Нижинского.

Диана Вишнева 26.03

Коронная партия - «Рубины» Баланчина. Азартная музыка Стравинского, джазовые синкопированные ритмы, рубиновые переливы костюмов и виртуознейшие танцы. Их экстравагантность, напор, скорость, «драйв» - во многом портрет самой Дианы. Одна из лучших исполнительниц этой сложнейшей партии, она затребована в этом качестве в Нью-Йорк Сити Балле. Если верить американской прессе, сам Баланчин остался бы ею доволен. Новая роль - центральная партия в балете Уильяма Форсайта In the Middle Somewhat Elevated. Диана ждала этой премьеры год. Ровно год назад Билл Форсайт предложил ей воздержаться от исполнения In the Middle («Middle - как поп-корн, его танцуют все...») и сосредоточиться на Steptext («это самый сложный мой балет - его танцуют единицы...»).
Новый балет - Le Bras de Mer («Руки моря»). Один из сюрпризов фестиваля - российский дебют чешского хореографа Петра Зуски, директора Пражского национального балета. Сложнейший 18-минутный пластический и психологический дуэт на музыку Яна Тирсена как будто создан для Вишневой (хотя существует уже два года на сцене Пражского национального театра). Балет в эстетике знаменитого шведа Матса Эка: герои танцуют босиком и выясняют отношения в духе Стриндберга и Бергмана.

Дарья Павленко 28.03

Коронная партия - «Вальс» Баланчина. Под упоительные и дурманящие вальсы Равеля незнакомка в белой длинной тюнике, вскружившая на балу головы всем кавалерам, примерит в финале черную накидку смерти. Павленко обладает чувством театральности, позволяющим проживать эту историю не как китч, а как античную трагедию. Новая роль Steptext Форсайта. Первая (и лучшая) исполнительница центральной партии в In the Middle...Павленко подготовила и первый балет триптиха так, что форсайтовские репетиторы немедленно восторженно отчитались перед мэтром о новом успехе «форсайтовской прививки» в Мариинском. Новый балет «Дафнис и Хлоя». Павленко - идеальная балерина для хореографа. Как губка впитывает все новое, авангардистка, участница всех радикальных проектов театра. На этот раз для нее ставит приятель и однокашник Кирилл Симонов (хореограф одиозного шемякинского «Щелкунчика» и менее известных, но более вдохновенных Come In! и «Пульчинеллы»). Не факт, что название равелевского балета как-то скажется на его фабуле, кажется - это имена ребят из соседнего двора или с соседней дачи. Оформляет спектакль питерско-московский богемный художник Никола Самонов, любимец высоколобых интеллектуалов из Эрмитажа и Русского музея.


25 мар 2005, 14:49
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.fontanka.ru/125259

Фонтанка.ру
24/03/2005

"Мариинский" в Мариинском

Изображение

В четверг в Петербурге начинается пятый международный балетный фестиваль «Мариинский». Престиж детища Валерия Гергиева растет с каждым годом. В этом году фестиваль пройдет с 24 марта до 3 апреля. Специально для него молодой, но уже очень известный хореограф Роберт Доусон написал балет Reverence, премьера которого будет показана во время фестиваля.

Приезжают для участия танцоры из Лондонского Королевского балета, Парижской оперы, миланского La Scala. А звезда Большого театра Николай Цискаридзе признался журналистам, что уже три недели чуть ли не живет в Мариинском. И это все ради того, чтобы станцевать вместе с Ирмой Ниорадзе «Манон».

«Художественной осью фестиваля», как говорят в Мариинском, станут три бенефиса прим театра – Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко, а также бенефис кордебалета Мариинского. Этим театр хочет возродить традицию Императорского балета, который такими бенефисами отмечал заслуги своих ведущих балерин. Во времена Императорского балета бенефисы повышали не только престиж, но и благосостояние танцоров. "Как же будет в новейшей истории?" - задали журналисты вопрос Махару Вазиеву, руководителю Мариинского балета. Махар Александрович заверил, что все будет как в старые добрые времена.

«Сцена этого театра вожделенна для многих танцовщиков. Причем ценится не только возможность выступить в Мариинском, но и поработать с его педагогами», - говорит Николай Цискаридзе, которому, по его же признанию, проще, чем зарубежным танцовщикам. Нужно всего 600 километров проехать, в отличие от них. Что он довольно часто и делает. Вот и в этот раз воспользовался такой возможностью и уже три недели работает с педагогами театра. Впрочем, такой длительный «переезд» в Петербург объясняется и сложностью введения в балет «Манон» танцовщика. «Ирма просто герой», - делится Николай впечатлениями о своей партнерше из Мариинского театра Ирме Ниорадзе, которая и занимается «введением» гостя из Большого театра в роль. Выступления Цискаридзе ждет с нетерпением. «Я должен был танцевать в Мариинском шесть лет назад, но одни нехорошие люди помешали этому тогда. Махар Вазиев обещал, что пригласит меня еще раз. И вот вспомнил свое обещание шесть лет спустя, за что я ему очень благодарен», - рассказывает он.

Современный во всех смыслах хореограф Роберт Доусон, по его словам, нашел в Мариинском «очень творческий народ и очень хорошо готовый для работы». А Дарья Павленко, участвующая в работе над мировой премьерой балета Доусона «Reverence», удивленно рассказывает, что еще никогда у танцоров Мариинского не было такой свободы, как с этим хореографом. «Мы практически создаем балет вместе с Робертом», - восхищается она в разговоре с журналистами.

Алина Кожокару, Йохан Кобборг, Роберта Маркез, «английский петербуржец» Вячеслав Самодуров (Лондонский королевский балет), Аньес Летестю, Манюэль Легри, Лоран Илер, Жан-Гийом Бар (балет Парижской оперы), Роберто Болле (миланский театр La Scala), Светлана Лунькина, Николай Цискаридзе, Дмитрий Гуданов (Большой театр) – вот далеко не полный список участников фестиваля. «Хотели позвать весь Большой Театр, как приглашенную труппу, но не смогли согласовать графики», - рассказывает Махар Вазиев. В Петербурге - большой балет. Впрочем, он у нас и без всяких гостей большой.

Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру


26 мар 2005, 01:52
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://spb.afisha.ru/staging-review?id=3763882

Афиша
вторник, 22 марта 2005

Наследник

Изображение


В Питере балерины чуть ли не дрались, деля партии. Форсайт сегодня — самый главный на планете хореограф. Да что там — гений. В Мариинке танцуют его отборное, эпохалку: спектакль со странным названием «Там, где висят золотые вишни» — личное «Лебединое озеро» Форсайта. Но это ничего не меняет во впечатлении от него: произведение человека, у которого нет выбора. Человека, которому остается победить или умереть.

На репетиции в Мариинке я стояла в балетном зале, облокотясь на ненужный рояль, — в магнитофонных динамиках стучали, лязгали, скрежетали и щелкали промышленные шумы. Русские репетиторы громким шепотом считали такты, пытаясь сориентировать танцовщиков в этой какофонии. Незанятые артисты сидели, глазея, по периметру зала. Занятые — обливались потом на середине. «Когда впервые видишь это, — объяснили мне, — полное ощущение, что падаешь в пропасть и не знаешь, когда ударишься о дно». Именно с таким чувством это и сочинялось когда-то. Именно так это смотришь и в первый, и во второй, и в третий раз.

Этот спектакль поставлен в 1987 году. Был скандал. На сцену под лязг и грохот выскочили затянутые в латекс киборги. Жуткие, изматывающие танцы — на разрыв мышц и остановку сердца — словно и не подразумевали возможностей обычного человеческого тела. Эта хореография работала невесть как. Пуанты балерин были похожи на неубранные шасси, но функционировали идеально. Странная, ржавая хореография — сверхточный аппарат, собранный из осколков корпуса, обломков металлических труб, обрывков проводов и электронного лома. Но именно так и должен был выглядеть балет постиндустриальной эпохи — молодых лет фирмы Microsoft, бума Силиконовой долины, 16-летних хакеров, ставших миллионерами, и киберпанковских романов Уильяма Гибсона. Потом Форсайт пошел еще дальше и окончательно удалился из обычной реальности в виртуальную.

Все балетные танцовщицы после работы выглядят одинаково: с полоумным от физических усилий взглядом и вздувающимися мокрыми боками; они наклоняются вперед и упираются руками в согнутые колени, чтобы снять спазм мышц в ногах, — картинка, которую вы не видите из зала, потому что девушка убежала за кулисы. Картинка, которую Форсайт ненавидит.

К сожалению, им нельзя вшить микрочипы, заменить вены и артерии практичным оптоволоконным кабелем и добавить эластика в мышцы; для того чтобы танцевать у Форсайта, нужен не музыкальный слух, а таймер — но это тоже невозможно. Думаю, он разочарован. В последние годы Форсайт сочиняет свои танцы на компьютере.

Кому-то, впрочем, балеты Форсайта напоминают еще и деконструктивистскую архитектуру Даниэля Либескинда.

Немногие российские очевидцы премьер Форсайта конца 1980-х — начала 1990-х в таких тонкостях не разбирались: Гибсона не читали, Либескинда не видели. Поэтому простодушно орали, что это ужас, — и про использованные шприцы в коридорах и фойе Франкфуртского балета.

Когда первые танцовщики Форсайта пару лет назад переступили порог Мариинки, балетное гетто сразил шок. «Два мужика с восточного базара буквально!» — «А баба, ты про бабу расскажи». Баба была маленького роста, с широкими плечами, кривыми ногами и сердитым лицом. «Настоящая уборщица». До этого все, очевидно, думали, что танцовщиков для Форсайта собирают по лекалам на специальном конвейере и прямо там макают в расплавленный латекс, чтобы он застыл на теле.

На самом деле танцовщики Форсайта похожи на степных лошадей. Мустангов, которые приспособлены пробегать значительные расстояния без воды и пищи и которым не страшны ни экстремальная жара, ни холод, ни все, что напридумывал у себя на компьютере шеф.

Хореография Форсайта, кажется, калечит и психику. «Посмотрите, посмотрите, — шептали мне на ухо на репетиции в Мариинке, — как они изменились». Начав учить хореографию Форсайта, девушки и юноши стали по-другому одеваться, причесываться и смотреть. Форсайт — это дрель, которая скалывает с поверхности балетный лак. После встречи с ним трудно остаться куколкой-балетницей. На репетиции Форсайта волосы мариинских девушек были небрежно подоткнуты под резинку на затылке, концы торчат перьями — что-то среднее между пучком и хвостом. Черты лица у них проступили жестче, а взгляд прямой, резкий и ровный, как у человека, которому не больно и не страшно больше ничего, — танцевать эту хореографию с другим выражением лица просто невозможно. У одной трико разорвалось — под коленом дыра. Когда их хочет снять фотограф, они отворачиваются. Они все без косметики.

В Мариинке репетитор Форсайта Кэтрин Беннетс очень интересовалась: кто, когда и с кем. Ей, когда могли, поясняли, хоть и с тайным неодобрением: вот сплетница. Ага, сказала Кэтрин, жаль, я раньше этого не знала, я бы не мучила того-то, ставя его в пару с той-то, и поменяла бы икса с игреком. В алгебраичном искусстве Форсайта от перемены мест слагаемых сумма еще как меняется.

Также Форсайта всегда интересует возраст. Он уверен, что люди до 26 лет танцевать его балеты не могут — ничего в них не поймут. Потому что он сочиняет не случаи из жизни электронно-вычислительных систем. И его бесит, когда думают иначе. Даром что один из балетов, который сейчас привезет Мариинка, с математическим восторгом называется «Головокружительное упоение точностью».

Тем не менее в Мариинке танцуют в основном очень молодые люди. Но лучше танцуют те, кто старше. Те, про кого можно было бы многое порассказать Кэтрин, если бы петербургские люди не прятали от чужих глаз так остервенело любые свои контакты с органическим миром.

Любовные дуэты у Форсайта выглядят очень напряженными. Во-первых, это плотная и головоломная хореография. Во-вторых, там женщина — сильное и опасное животное. Пока партнер ее держит, он в безопасности. Кажется, если мужчина ослабит хватку или повернется спиной — она его убьет. Каким-нибудь очень не женским способом — сломает хребет или прокусит сонную артерию.

Форсайт в жизни ведет себя как нормальный гений. Интервью почти не дает. В Петербург приехал только перед премьерой — навести финальный блеск. Перед его приездом Кэтрин наставляла русских:

— Когда приедет Форсайт и посмотрит, что мы с вами выучили, он тут же начнет показывать другой порядок.

«Порядком» на балетном жаргоне называется танцевальный текст.

— Так вот: не слушайте его — делайте, как я вам показала. Он уже сам не помнит, что он там сочинил. Но вы смотрите, внимательно смотрите, как он двигается, — смотрите на манеру движения.

Уильям Форсайт — это, в общем-то, почти что просто приставка к маленькой машинке по производству балетных текстов, вмонтированной в его голову. Вот что Кэтрин хотела сказать танцовщикам Мариинки.

Форсайт выглядит неинтересно. Заурядный человек в очках. Он больше похож на программиста, чем на хореографа. О его частной жизни не известно почти ничего — кроме того, что он женат. По какому-то поводу я заикнулась в Мариинке: дескать, раз уж дело вот-вот решится, не худо бы Форсайту самому… Мне сделали большие глаза: «Он уехал, потому что у Касперсен день рождения». И важно замолчали. Танцовщица Дана Касперсен — и есть его жена. Мне пояснили, что Форсайт, который редко вступает в контакт с миром, никогда никого ни во что не ставил, не ставит и не поставит, — на самом деле подкаблучник. Общения с женой ему вполне достаточно. Дана Касперсен в этой команде штурман. Балетные директора, которые не боятся Форсайта, всегда начеку с Даной Касперсен. Почти все, что Форсайт когда-либо сочинял для балерин, — так или иначе матричные портреты Даны Касперсен. Кстати сказать, «баба с сердитым лицом» тогда в Мариинке — это и была она.

Юлия Яковлева


27 мар 2005, 16:32
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://cultradio.ru/doc.html?id=19550&cid=44

Радио Культура
25 марта 2005

Балетные мастер-классы на «Dance Open»

Изображение

В роли дебютантки вновь почувствовала себя прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Она провела первый мастер-класс Четвертом международном фестивале балета «Dance Open». Он открылся сегодня в Санкт-Петербурге.

Среди главных задач этого праздника — показать современный уровень российского балета и дать возможность зарубежным танцовщикам приобщиться к его методике.

В смотре принимают участие Алла Осипенко, Геннадий Селюцкий, Любовь Кунакова, Андриан Фадеев, Эльвира Тарасова. Они также проведут для молодежи серию мастер-классов.

На фестиваль съехались артисты из ведущих балетных трупп страны — от Большого театра до Новосибирского театра оперы и балета, а также танцовщики из Армении, Греции, Италии, Польши, США, Японии.

Участники форума из учебных заведений России и зарубежных балетных школ дадут совместный концерт в Театре эстрады имени Аркадия Райкина. А 28 марта праздник закроется гала-концертом звезд мирового балета на сцене Театра оперы и балета имени Модеста Мусоргского.


27 мар 2005, 16:41
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:21
Сообщения: 127
Откуда: Ленинград
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?year=2005&issue=1053&id=108133&section=34

Коммерсант СПб №53П от 28.03.2005, ПН


На дружеской ноге с Уильямом Форсайтом


В Петербурге открылся V Международный фестиваль балета "Мариинский". В первый вечер дали сразу две премьеры -- великого хореографа Уильяма Форсайта и невеликого Дэвида Доусона. Наблюдала МАРИЯ ИВАНОВА.
Фестиваль заматерел. Помнится, на первом фесте я после спектакля зашла в театральный туалет -- там, наклонившись к раковине, умывалась женщина, она посмотрела на меня и положила свой тюбик с косметической пенкой в карман пальто: балетоманы поездами съезжались на фест и были готовы к бытовым лишениям. Во имя чего -- не вызывало вопросов. На "Жизели" Владимира Малахова после его диагонали шикарных заносок люди братались навек. В закулисных коридорах к гримеркам западных звезд змеились очереди журналистов. Людей в зале было совершенно очевидным образом больше, чем программок, -- дефицитные листки критикам приходилось "ксерить" сразу на весь "пионеротряд". Общественность обсуждала гонорары солистов, осуждала тех, кто заламывал, и до последнего часа перед спектаклем гадала, приехала звезда или нет. Не хватало только песен у ночного костра.
Теперь из веселой и слегка маргинальной тусни фест превратился в институцию. Западные звезды на месте. Фразу про то, что питерский фестиваль открылся премьерой Форсайта, хочется скопировать в браузер и пять раз подряд сделать insert -- чтобы наконец в это поверить. Тем не менее на премьере никто не впадал в ажиотаж -- так, как будто Форсайт там штатный хореограф. Критикам, как красноармейцам в 1917 году, зарезервировали ряд партера. Три петербургские примы -- Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Дарья Павленко -- смотрели с постеров (лицо, сверхкрупный план), слегка напоминающих рекламную кампанию: отщелкать постеры, буклет и обложку программок пригласили не последнего в Питере фотографа Евгения Мохорева.
Для затравки перед премьерами в первый вечер пустили "Аполлона" Баланчина с Роберто Болле из La Scala, во второй -- баланчинские "Четыре темперамента" местными силами. Как ни странно, герметичные "Темпераменты" смотрелись куда более захватывающе, чем "Аполлон": Роберто Болле в Питере не первый раз, и, похоже, в его лице театр нашел замену исчезнувшему с горизонтов Евгению Иванченко -- тот славился каким-то безотказным равнодушием к капризам балерин и, впрочем, к спектаклю тоже. А также тем, что мог поднять Анастасию Волочкову. Господин Болле, правда, танцует полегче.
"Approximate Sonata" -- парный балет к "Головокружительному упоению точностью", которое Мариинка выучила в прошлом году. Все вместе называется "Балетом в манере позднего ХХ века". И если "Упоение" -- это на самом деле пародия на Баланчина, то "Sonata" -- прямо-таки фирменный Форсайт. Со сверхплотными танцами под намеренно разреженный и контрастный звуковой фон, с безумной стереометрией поз, с поддержками, больше похожими на прыжок, и с драматичнейшими дуэтами, в которых партнеры словно пробуют связи на разрыв. Дуэтов здесь, собственно, четыре. Первый вечер больше походил на генеральную репетицию: танцовщики, кажется, радовались уже тому, что выучили невероятно сложный текст. Но во второй вечер явно встали с Форсайтом на дружескую ногу. И трудно сказать, кто из четырех пар победил: Елена Шешина / Андрей Иванов, Яна Серебрякова / Дмитрий Пыхачов, Екатерина Петина / Антон Пимонов или Виктория Терешкина / Максим Зюзин. Наверное, госпожа Шешина. Вообще-то она проигрывает госпоже Петиной в красоте линий, госпоже Серебряковой -- в женственной миловидности, госпоже Терешкиной -- в уверенной ловкости. Но вот, глядя на нее, понимаешь, почему хореограф Форсайт бесится, когда его балеты считают компьютерными играми, и почему он с чудаковатостью истинного гения настаивает, что танцевать его хореографию должны люди не моложе 26 лет. Маленького роста, с грубоватой формы ногами, Елена Шешина все равно была в тот вечер самой убедительной форсайтовской героиней: он любит сочинять про страсти "из жизни" и про сильных, ярких и сердитых женщин, с которыми честно пытается ужиться робкий, как пингвин, мужчина. Налаживание отношений Форсайт с какой-то ошеломляющей прямотой показывает здесь, в "Sonata", как сочинение текста и репетицию сложных поддержек, и спектакль к финалу превращается чуть ли не в телерепортаж из балетного класса. Эта девушка тщетно пыталась втолковать партнеру порядок движений. А потом он, очень от нее устав, стоял в стороне, скрестив руки и глядя, как она швыряет и выталкивает тело в душераздирающем соло, пока занавес медленно ползет вниз.
Все четыре пары солистов вовсе не принадлежат к сливкам Мариинки. Но Форсайта вот вытянуть сумели. Дарья Павленко, Андрей Меркурьев и еще четверо солистов предпочли "Reverence" англичанина Дэвида Доусона. В программке было написано, что ему 33 года. Знаете, если хореограф к 30 годам не понял, что нельзя подпускать на сцену пафос в виде танцовщика, который с развевающимися волосами нарезает по сцене бегом пару кругов, то вряд ли уже когда-нибудь поймет. Я только диву давалась, с какого перепугу понесло в его балет звезд Мариинки, когда могли бы блеснуть тем же Форсайтом.


28 мар 2005, 01:00
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:21
Сообщения: 127
Откуда: Ленинград
Сообщение 
http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=reviu&id=64054900000050051

ГАЗЕТА.GZT.RU
27.03.2005
Ярослав Седов



Форсайта разжевали

Открылся фестиваль «Мариинский»

Казалось бы, Петербург, обладая одной из лучших в мире балетных трупп, не нуждается в отдельном хореографическом фестивале. В Мариинском театре рядовые спектакли подчас более художественны, чем пафосные арт-проекты. Но фестиваль - хороший повод заманить звезд. Поэтому пять лет назад он все же был учрежден. На сей раз среди участников - с десяток европейских танцовщиков, каждого из которых и в одиночку хватило бы, чтобы обеспечить событию статус эксклюзивного. А в программе - несколько интригующих премьер.

Главную из новых постановок, подготовленных к фестивалю, представили сразу же на открытии. Approximate Sonata ('Приблизительная соната') на музыку Тома Виллемса в постановке последнего живого классика современного танца - Уильяма Форсайта. Американец, начавший учиться танцу во Флориде, потом - в школе Роберта Джоффри и сделавший карьеру в Штутгарте, Форсайт к началу 1970-х сформировал собственный хореографический стиль, современнее которого никто до сих пор не придумал. Вместо того чтобы бороться с академической танцевальной техникой, Форсайт занялся ее препарированием, внедрением в нее тщательно отобранных авангардных находок, перемонтировкой элементов и прочими манипуляциями, подобными компьютерному дизайну. И в результате поймал двух зайцев: воспользовался беспроигрышными классическими эффектами и в то же время представил традиционный балет зрелищем не менее крутым, чем гимнастические состязания или дискотека.

Approximate Sonata начинается с того, что из глубины сцены к рампе медленно идет парень в спортивных штанах и майке. Идет и жует жвачку, постепенно включаясь в танец, - то тягуче-вязкий, как резина, то рвущийся на клочки. Если в классическом балете артист - создатель, носитель, проводник танца, то у Форсайта танец будто внеположен человеку. Это некая субстанция, с которой нужно сладить, иначе она будет трепать и колотить тебя, будто электрические разряды.

Тем отраднее наблюдать, как четыре пары солистов - Елена Шешина и Андрей Иванов, Яна Серебрякова и Дмитрий Пыхачов, Екатерина Петина и Антон Пимонов, Виктория Терешкина и Максим Зюзин - мастерски «разжевывают» форсайтовскую жвачку, азартно и четко справляясь со сложнейшими пластическими наворотами. После этого абстрактная композиция Reverence (тоже премьера) Дэвида Доусона, бывшего танцовщика труппы Форсайта, выглядит как грамотная работа старательного ученика, копирующего изделие мастера.

Представляя артистов-звезд, устроители фестиваля на сей раз тоже начали с главного. Аполлона в одноименном балете Баланчина на музыку Хиндемита исполнил итальянец Роберто Болле, высокий статный красавец, гордость миланского театра Ла Скала и один из лучших современных танцовщиков, стремительно набравший популярность за последние годы. Именно его в 2002 году пригласили танцевать в Букингемском дворце на торжественном концерте, посвященном 100-летию королевы-матери.

В роли Аполлона он предстал не беспечно-резвым купидоном, каким стараются представить этого персонажа наши танцовщики, а сумрачным Зевсом-громовержцем, отвлечь которого от государственных забот шаловливым музам (Виктория Терешкина, Майя Думченко, Ольга Есина) не под силу. Каждый жест, поза, движение этого Аполлона-Зевса, казалось, безупречно высечены в мраморе самим Микеланджело.


28 мар 2005, 01:19
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 261 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 27  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB