В КЗ Мариинского театра интересная для любителей балета и прошлого времени,застывшем на фотографиях профессионального художника и любителя-фотографа Альфред Рудольфович Эберлинга.
Цитата:
Эберлинг много фотографировал балерин и натурщиц, портреты которых он тогда писал, но все эти фотографии были типичными фиксациями поз, движений, лиц и не представляют особого интереса с фотографической точки зрения.
Код:
В 1907 году Эберлинг начинает работать над большим полотном из балетного мира «Храм Терпсихоры», на котором он изобразит многих известных танцовщиц тех лет. Для картины ему позировали замечательные балерины: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская. «Весь вкус, всю прелесть своего колорита Эберлинг отдает женским портретам», — писали газеты о его работе, — «портреты известнейших наших балерин выходят у него очаровательными». Особо отмечали критики портрет балерины Карсавиной.
Фотографии балерин делались в основном как подспорье в работе над живописными полотнами, но иногда в Эберлинге просыпался истинный фотохудожник. Случалось это, как правило, когда он оказывался увлеченным тем, кого писал, тем, кто нравился ему, и тогда он снимал много и охотно, как чуткий, тонкий портретист, влюбленный в свою натуру.
http://spbphotographer.ru/2013/01/eberling_nikitin/ Среди его живописных работ «Портрет балерины Семёновой» (1940).
Балерины. Петербург
ournal.spbu.ru/?p=9774
И здесь - ушедший Петербург ...
ww.liveinternet.ru/users/5389533/post407795586/
Е. Н. Байгузина ЗАГАДКИ ЭБЕРЛИНГА, или БАЛЕРИНА М. Т. СЕМЕНОВА В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
Каждый, да-да, буквально каждый служитель или почитатель Терпсихоры,когда-либо вступавший под своды дома 2 на улице Зодчего Росси, видел ее. «Онабыла здесь всегда», — дружным хором заверяют старожилы Академии Русскогобалета имени А. Я. Вагановой.
Она — это жизнерадостная молодая женщина в балетной пачке с портрета А. Р. Эберлинга, того самого портрета, что «всегда» пребывал в репетиционном классе с загадочным названием «Первый — низ».
«Портрет балерины Марины Семеновой» знаком в этом доме всем, по крайней мере — визуально.
Не случайно,одним из главных увлечений Альфреда Рудольфовича стал русский балет, вернее,балерины Императорского Мариинского театра. В его студию в доме Вейнера,на углу Сергеевской улицы (современный адрес: ул. Чайковского, д. 38) в начале ХХ века приезжали позировать Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина.
С Тамарой Платоновной художника связывали особо теплые отношения, свидетельство тому — сохранившиеся письма мастера к балерине.Помимо графических и живописных работ, Альфред Рудольфович исполнил немало фотопортретов балетных див в своей мастерской.
Когда и как произошло личное знакомство художника с балериной (Семеновой)неизвестно, но совершенно точно — в мастерской она появлялась не раз. Впервые —в 1927 году, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии и первый живо-
писный портрет Марины Тимофеевны кисти Эберлинга (1928–1929 гг.), нынехранящийся в Театральном музее Петербурга1. (рис. 2). Он отличается свежим весенним колоритом и волевым образом ослепительной молодой танцовщицы.
Портрет прекрасен во всем, но не верится, что этим оплечным образом, лакониз-
мом профиля напоминающим «изображение на медали» [2, с. 235], и могло за-
вершиться творческое общение художника и балерины.
А где же собственно танец, пластика, балет как искусство движения?
Слишком уж яркая и энергичная личность сидела в мастерской художника, чтоб вот один профиль — и больше ни-
чего.
Тем более, что в это же время в студии Эберлинга были сделаны еще несколько фотографий Марины Семеновой. На сей раз — в самом что ни на естьклассическом балетном образе, образе Одетты из «Лебединого озера» (фото 3, 4).
По ним видно, что фотограф и танцовщица экспериментируют в поисках наибольшей выразительности позы и жеста: вот балерина встала на пуанты, трагично откинув голову, меняет положение рук — чуть выше, чуть ниже; вот она замерла в арабеске.
На фотографиях, датированных художником 1927–1928 годами,тонкая фигурка Семеновой (склонная впоследствии к полноте) облачена в пышный «дореформенный» костюм Одетты с изящной короной и роскошным венцом«перьев» на голове. Очевидно, Эберлинг вынашивал идею создания образа танцовщицы в романтической роли, идею, которая в то время так и не была вопло-
щена, «забуксовав» в 1928 году после отъезда Семеновой из Ленинграда.
Для осмысления процесса творческих исканий для нас особый интерес представляет еще одна фотография Эберлинга 20-летней Марины Тимофеевны в свет-лом летнем платье и с нитью жемчуга на шее. (фото 5). Снимок явно носит поста-
новочный характер, обыгрывает некую сюжетную ситуацию — юная девушкав коротком модном платье, изящно скрестив ножки в белых чулочках и остроносых туфельках, сидит на стуле. На втором плане, на мольберте закреплен овальный живописный портрет балерины в профиль, тогда как сама героиня, облокотившись плечом на спинку стула, прижимает к уху … большую круглую лупу, тем жестом, которым обычно держат телефонную трубку.
Возможно, для Эберлинга новым толчком к воплощению старого замысла стали успешные гастроли балерины в Париже 1935–1936 годов. Семенова стала одной из первых советских балерин, выпущенных большевиками за границу,ее выступления там ждали, кто с нетерпением, а кто с недоверием.
К работе над новой картиной Эберлинг приступил не позднее 28 марта
1937 года, о чем свидетельствует его письмо.
Согласно устным воспоминаниям М. Т. Семеновой (со слов ее ученика Н. М. Цискаридзе), первоначальное название картины звучало так: «Балерина Семенова разговаривает с т. Сталиным».
В годы хрущевской «оттепели» портрет был переименован: «Балерина Семенова разговаривает с т. Молотовым».
Затем название стало вовсе политически нейтральным, меняя на ходу свою жанровую принадлежность. Скромно и просто — «Портрет балерины Семеновой».
Создавая столь затратное масштабное полотно, художник, очевидно, рассчитывал на его«реализацию» советскому государству. Государство по каким-то причинам не откликнулось, да и самой Марине Тимофеевне портрет не очень нравился.
В итоге,чудом пережив блокаду, он долго оставался в мастерской, согласно фотографии из архива Эберлинга — вплоть до момента смерти Альфреда Рудольфовича 18 января 1951.
Известно, что художник отдал жене (Елене Александровне Ивановой-Эберлинг) устное распоряжение — передать его живописное наследие в дар разным музеям.
Точную дату появления портрета Семеновой в Ленинградском хореографическом училище установить не удалось, но произошло это не позднее 1960-го года.
Этим годом Мариетта Харлампиевна Франгопуло, первая собирательница и хранительница академического музея1, оставляет четную запись: «ЭКСПОНАТ № 539. Портрет /масло/ балерины М.СЕМЕНОВОЙ в золотой раме, художник Эберлинг»
В юбилейном для Санкт-Петербурга 2003 году в этом зале произошла встречанашей героини со своим изображением 63-летней давности. По воспоминаниям свидетеля визита Н. Г. Федорова, Семенова, заходя в «Первый — низ» и оглядывая портрет, с присущей ей иронией спросила: «А что, разве этот зал все еще не имени меня?»
На что получила достойный ответ: «Марина Тимофеевна,вы же, к счастью, здравствуете, а мемориальные доски появляются только после кончины».
Есть еще один человек, связанный с именем А. Р. Эберлинга, которому хочетсявыразить особую благодарность, без которого настоящее исследование не могло бысостояться. Это — заслуженный художник Российской Федерации, профессор
Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Владимир Вячеславович Загонек.
Его подвижническими трудами сохраняется мемориальная мастерская в том самом виде, в каком она была при А. Р. Эберлинге, ее атмосфера и поныне пропитана всеми историческими вихрями, пронесшимися над Россией в ХХ веке.
В студии сохраняются и артефакты из нашего портрета — мольберты, лесенка, палитра с кистями, папки и даже круглая лупа (которую держит Семенова на фотографии 1927 года вместо телефонной трубки).
Архивные документы и фотографии из мастерской, любезно предоставленные автору Загонеком, позволили пролить свет на творческое сотрудничествохудожника и балерины, восстановить поэтапно историю создания такого знакомого и неизвестного портрета.
https://vk.com/topic-19832403_31770659