Новый сезон в Мариинском и Михайловском
Обновление лидерстваМариинка и Михайловский представили свой ведущий состав Ирина Губская, "Культура" №37 , 30 сентября - 6 октября 2010г.
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=903&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=1134491Мариинка явно тяготеет к смене поколений. Причем смена лидеров в балеринском составе – явная, а в премьерском – половинчатая, здесь кардинального обновления не предвидится. В рядах молодых танцовщиков нет особой численности, единичные образцы не столь уверенны, чтобы заявить о “лице” поколения. Виктория Терешкина, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова, Олеся Новикова – балеринская база репертуара, а молодых премьеров – Владимир Шкляров… да, пожалуй, и все. Леонид Сарафанов, Андриан Фадеев, Игорь Колб (последние двое, впрочем, по разным причинам последнее время в тени) уже в категории признанных мастеров, тем более привлеченный в “Спартака” на открытии сезона Игорь Зеленский, уже не вполне мариинский и не вполне премьер.
Балеринское поколение представляет тип неоприм. Четверка женских лидеров разнопланова даже в одном репертуаре, каждая с ярко заявленной индивидуальностью. У каждой есть свое “слабое звено” и то, где она побеждает “за явным преимуществом”. В афише начала сезона это представлено в полной мере. Виктория Терешкина с уверенной техникой, балеринской стабильностью и парадной манерой, спорным выбором ролей и недостаточной кантиленой вновь штурмует партии Фригии, Авроры и Никии. Екатерина Кондаурова с энергетикой современного тона, не вполне сочетающейся с академическими стандартами, и взрослой продуманностью ролей хороша и Эгиной, и в “Лебедином озере”, при этом цепляя и какими-то диссонансами холодного темперамента. В отличие от большинства лидеров она не избегает небольших ролей – к примеру, Кобылицы в “Коньке”. Алина Сомова с азартом и гуттаперчевой залихватской манерой небезупречна в технике и стиле танца, но в Никии ставка на истаивающе тонкие линии, в “Коньке-Горбунке” – кокетливую взбалмошность. Олеся Новикова лишь недавно обрела форму бесспорного лидера, и ее прозрачному лиризму и красивому академизму нежная Флорина безусловно ближе, чем бравурный “Дон Кихот”.
Собственно, это поколение едино не по возрасту, а скорее по времени восхождения, формирования, вызревания. Кондаурова и Новикова “официально” зафиксировали лидерство на летних “Звездах белых ночей”, доукомплектовав балеринский диапазон труппы. К умелой Терешкиной и поп-балерине Сомовой добавились балерина котурнов и балерина полутонов.
А знаковые примы Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева выйдут на “большую сцену”, когда сезон уже наберет силу. Обе – Лопаткина, уходящая в тень, и уходящая в мировое пространство Вишнева – в “Анне Карениной”. И дебют Вишневой в очередном варианте некогда севшей как перчатка роли Кармен (от номера Бельского до Пети и Китри, теперь вот Алонсо) – новый градус интеллектуальности и взрослости.
Премьерское поколение не формируется. Здесь все – единичность. Владимир Шкляров, инфант, старается вырасти в Солора. Прежний костяк тоже словно каждый сам по себе, не складывается в общую картину исполнительства. Виртуоз Леонид Сарафанов так беспроигрышен в “Дон Кихоте”, что его Иван в “Коньке-Горбунке”– родной брат испанцу Базилю. Данила Корсунцев, все так же надежный в “Лебедином озере”, оказался очень человечным Спартаком. Заслуженный принц Андриан Фадеев – Дезире с безупречной манерой и странный Солор-поэт. Игорь Колб ищет себя в полухарактерном Шурале, а Денис Матвиенко еще не избавился от образа гастролера.
В Михайловском театре проще. Здесь одна прима – собственная выращенная Ирина Перрен, которая способна танцевать все – и по амплуа, и по технике. В этом плане театру с ней просто повезло. Исполнительская стабильность, чуть холодноватая, не без моментов вдохновения, красивые линии. Со временем стала работать более собранно. И неудивительно, если приходится танцевать каждый второй спектакль афиши, – выносливость уникальная. Вторая прима – “приобретенная” (или возвращенная) Екатерина Борченко, с которой проблем столько же, сколько и достижений. В ее багаже обретенный за десяток скитальческих лет “концертный” лоск – со всеми плюсами и минусами. При задатках балерины большого спектакля ее проблема – дефицит, практически отсутствие выносливых партнеров. Что до премьеров, то таковых в этой труппе вообще не существует. Так что в Михайловском балете пока не обновление лидерского состава, а угроза его обнуления. Вот и открытие сезона опять оказалось смазанным: обе “Лауренсии” давали одним составом – партию Фрондосо выручал артист далеко не героического амплуа и фактуры.
Что до репертуарных перспектив – здесь загадка и неопределенность. Михайловский ждет Начо Дуато, причем уже в начале октября. Его премьерой собираются открыть в марте новоиспеченный фестиваль балета – опыт прошлогоднего “Dance Open” на этой площадке не прошел театру даром. А Мариинка опять “думает вслед”: собирается возобновлять очередную легенду советских времен – “Сотворение мира”, очередного Баланчина – “Агон” и не слишком удачный “Сон в летнюю ночь”, обещает Анжелена Прельжокажа, эксклюзив от Бенжамина Мильпье и уже репетирует долгожданного Килиана.