http://www.forum-dansomanie.net/forum/v ... 3&start=30В сети на "Дансомании" появился отклик Софии , активного участника
дискуссий на "Лауренсию".
Для начала, я огорчена быть первым критиком, не преодолевшим энтузиазм
"Лауренсии", в то время как Васильев распрощался с партией Спартака на
сцене RON... Это- жизнь, надо иногда получать рискованный опыт..
Поставленная в июне для труппы Михайловского театра, "Лауренсия" ознаменовала собой новый этап в том направлении, которое в в России может быть назван эпохой реконструкции. В этом движении принимал участие А.Ратманский , М.Мессерер ,
руководитель балета труппы, которую можно рассматривать как вторую балетную
компанию Санкт-Петербурга , продолжил этот путь, поставив "Лауренсию", балет
В.Чабукиани и эмблему советского драмбалета 30 годов. В действительности, на Западе мало знают этот балет, кроме па-де-сис, которое обессмертил знаменитый фильм с Н.Кургапкиной и Р.Нуреевым и которое по случаю танцуют в России в стиле дивертисмента в испанском духе. Интрига проста , своего рода "Пламя Парижа" , перенесенное в Испанию в средние века. Речь идет о борьбе небольшой группы крестьян, среди которых героические Лауренсия и Фрондосо, против феодальной тирании в лице Командора.
В своей реконструкции М. Мессерер хотел быть относительно преданным как
либретто, так и хореографии оригинала. Усиленная живописность декораций и
костюмов, ярких и раскрашенных подчеркивает стиль , желание приблизиться к подлинности , по крайней мере, сделать так, "как если бы"..., не бросая ироничный взгляд на время.Танец бравурный, героический с многочисленными прыжками и пируэтами отдан
солистам , в то время как кордебалетные и характерные танцы исполняются
в более академическом и надлежащем стиле. Музыка А.Крейна полностью служит
танцу, обреченная исключительно усиливать характеры и атмосферу. Что касается драматической экспрессии, то классической пантомимы нет, но есть жестикуляция театральная , экспрессивная , которая без музыкальных пауз интегрируется в повторяющийся танцевальный поток ,что сама становится частью действия. 5 картин, образующих основу балета -короткие ( 1час 30) и драматически очень понятные: танец, еще танец и опять танец до ... театральный прием... следующая картина и так до
заключительного, в виде застывшей картины, апофеоза торжествующего пролетариата - опять "Пламя Парижа"...
Бесполезно идти по четырем дорогам , то же самое можно сказать о восстановленном балете : стиль почти что каракатурный , сохранены все ограничения принципа реконструкции произведения, отмеченного печатью идеологии и эстетики времени создания. Если же интерпретаторы просто приспосабливаются к либретто и его "манишеизму", как наивному, так и демонстративному, не трансформируют его , если в разобщенной эстетике танцевальной драмы им нечего сказать технически и
стилистически , то в какой-то момент в произведение или даже то, что они
вкладывали в него , трудно верить , оно не убеждает и иногда заставляет улыбаться.
М.Шемиунов со своим негнущимся и удлиненным в бесконечность телом -абсолютная антитеза бравурному танцовщику Чабукиани, известному своим темпераментом, темпом и экстраординарной мощью своих прыжков. Что касается Е.Борченко, ее техника намного лучше и сильнее, чем у партнера , но несмотря на сценический энтузиазм , она благородством своих линий и лица больше похожа на сказочную принцессу, которая потерялась в веристской драме , и которая действительно не для нее .Вне всякого сомнения, Д.Матвиенко , приглашенный в первый состав, сделал кое-что более "густое" качеством своего танца , но для второго состава главной становится проблема кастинга.
Не забудем и о тех артистах, которые были задействованы вне массовых сцен.
А.Ломаченкова - блистала в партии Паскуалы , подруги Лауренсии, с такой
точностью выбивала искры своим танцем , что казалось совершенно естественным
дать ей главную партию вместе со своим привычным партнером , А.Плоомом ,
гораздо более очевидным Фрондосом, чем М.Шемиунов. По мысли интерпретаторов
балета Д.Морозов - скрипач , выражал живость, спонтанную радость и простоту. Если характерные танцы во втором акте имели успех, кордебалет зеркально воспроизводит ошибки солистов -слишком радостный, слишком гламурный , наконец, слишком анахроничный -жаль! чтобы убедить в абсолютной необходимости этой политико-революционной борьбы.
Чтобы спасти то, что нужно спасти в "Лауренсии", чтобы дать жизнь простому
виртуозному дивертисменту без Петипа , вне всякого сомнения сегодня нужен
реставратор масштаба А.Ратманского для воссоздания необходимого
хореографического дыхания драм.балету. А также сценический гений Осиповой, Васильева и других, сильных, энергичных, витальных,... и компанию "больше, чем жизнь" , как Большой. И тогда непонятно, "заиграет" ли балет или нет. "Лауренсия" версии 2010 не имеет даже меланхолического шарма нафталина , винтажности, античности , любимой, потерянной и найденной. Перед буржуазной публикой в Колизее борьба классов трансформировалась в милую банду для больших избалованных детей .
От этого эссе в память о создателе и гениальном танцовщике , пульсирующий
танец которого, живой и полный эмоций проецируется на занавес , остается
сегодня странное чувство насмешки, пародии на жизнь - горький вкус, конец
века, трудных времен.
!